Творчество

Фезеушницы.

Фото: © https://wwwzoryacom.blogspot.com

Фронту нужен был драгоценный металл, который добывался в наших шахтах. Работа под землей опасна и трудна. Это мужская работа. Но ведь опытные шахтеры на фронте. Ушедших на войну заменили женщины и подростки 14-17 лет, выпускники школы ФЗО, в большинстве своем девушки. В одном из военных наборов было четыре группы.

Раннее утро. К назначенному часу люди спешили на работу, иные с одного конца города торопились на другой пешком, городской транспорт не работал. Строгая дисциплина военного времени распространялась на всех.

А по центру города, от здания школы ФЗО, через плотинку шли на свою вахту отряды молодых горняков. Вернее, горнячек. Шли строем, чеканя свой твердый шаг, с отбойником на плече, в горняцких касках. И пели:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!..

Прохожие невольно замедляли свой деловой шаг и с любовью провожали тыловых фронтовиков-подростков, идущих в шахту как в бой… Одни, тайком смахивали навернувшуюся слезу, другие шептали им вслед:

– Да храни вас Господь!

И Господь хранил! Хотя разное случалось в шахтах. И под опалку попадали, и терялись в забоях, и, уставшие, засыпали у вагонеток.

По официальным данным, за 1942-1944 годы страна получила из Берёзовского 2442 килограмма золота, и фезеушницы военного времени имели к этому золоту прямое отношение.

Ныне покойная Галина Леонидовна Метельникова вспоминала:

– Трудно было. Почему-то всегда хотелось спать. Но мы ведь были молодые, красивые, энергичные. Хотелось иногда и покрасоваться, хотя бы друг перед другом. И тогда наши уральские частушки лились из уст моих сверстниц озорно, но достойно, с веселым переплясом.

– Все бы пела, все бы пела,

Все бы веселилася.

Кабы я была хрустальна,

Пала б и разбилася,

– запевала одна, а другая подхватывала:

– Что ты, милый, задаешься?

Или ты один хорош?

У меня таких хороших –

Восемь на девять помножь!

Одна начнет, другая подхватит, и пошло-поехало. Бывало, выскочит на круг наша маленькая Наташка, вьется вьюном и поет звонким голосом:

Ходит Ваня по деревне,

И работать ему лень.

На нем новая рубаха

И ремень через пузень.

А сама вся светится…

Но делу – время, потехе – час, гласит народная пословица. И снова забой, и снова борьба с породой: золотоносную нужно поднять на-гора, а пустую откатать в отработанные забои.

Впоследствии некоторые выпускницы, в том числе Галина Леонидовна Метельникова, Маргарита Анатольевна Зырянова, выросли до горных мастеров и сами обучали новобранцев горному ремеслу. Наборы в ФЗО продолжались.

Продолжалась и добыча драгоценного металла, хотя условия труда подземных рабочих были очень тяжелые: серые забои, неосвещенность рабочих мест, ручная откатка породы. Механизация – почти на нуле. И все-таки каждый день, смена в смену нормы добычи выполнялись вдвойне.

Известие об окончании войны, смена мастера Зыряновой встретила в шахте.

–Ура! – кричала Маргарита громче всех. – Ура! Победа!

– Ура! – ликовали подземники, обнимая друг друга и подпрыгивая, как маленькие. – Ура!

Работа была приостановлена. Люди поднимались на-гора на митинг, посвященный святой Победе.

Многие их тех людей уже ушли из жизни, а оставшиеся напоминают нам:

Мы в день войны солдатами не стали,

Всего лишь на вершок не доросли.

С отцами расставаясь на вокзале,

В училище ремесленное шли.

А было нам всего лишь по семнадцать,

В горняцкой каске и с отбойником в руках

Мы с песней шли, чтобы с породою сражаться,

Чтобы ковать победу на фронтах.

Война с ее жестокостью суровой

Пощады не давала никому.

И мы всегда сдавали раньше срока

Золотоносную руду.

Нас знают на заснеженном Урале,

У домен, в школах, на заводах у станков –

Повсюду с уваженьем принимают

Отважных тыловых фронтовиков.

На золото, добытое в забоях,

Рождались эскадрильи, танки в бой рвались,

На них сражались земляки-герои:

Геннадий, Петр, Василий и Раис.

Сам Сталин в срочных телеграммах

За труд людей благодарил…

И знают все – от стара и до мала –

В войну едины были фронт и тыл.

Прошли года, ряды наши редеют.

Нет сил. Да и характер уж не тот.

Мы заклинаем сединой своею –

Помнить фронтовых тыловиков.

 

***

26 февраля 1943 года газеты «Правда» сообщила, что горняки, старатели, рабочие, служащие, ИТР золотоплатиновой промышленности собрали из личных сбережений и передали на вооружение Красной Армии 62 597 тысяч рублей, а старатели внесли 280 040 рублей золотом.

10 апреля 1943 года на имя управляющего трестом «Березовзолото» Собачкина пришла правительственная телеграмма: «Прошу передать рабочим, работницам, старателям, инженерно-техническим работникам. Служащим треста «Березовзолото», собравшим 1 029 000 рублей на строительство вооружения Красной Армии, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин. 9 апреля 1943 г.»

Из материалов музея золотоплатиновой промышленности

Улица Коммуны. Посередине идет широкая укатанная дорога. Искрится снег. А холодное яркое солнце как бы подтверждает, что температура зимнего дня нешуточная, минус сорок.

Такая строгая зима стояла в 1942 году.

Впрягшись в русские сани-розвальни, группа мальчишек и девчонок-подростков мчится по дороге улицы. Снег под полозьями скрипит, воздух, наполненный стужей, щиплет лицо и уши, схватывает пальцы рук, и они коченеют. А солнце, разбрасывая по снегу отблески своих озорных лучиков, помогает морозу выстуживать воздух.

Ребятам мороз нипочем. Разгоряченные, они везут дрова со склада «Березовзолото» на кухню школы ФЗО, чтобы повариха приготовила им немудреный обед военного времени. Ведь они отстояли подземную вахту и выдали на-гора по две нормы золотоносной руды.

Современный читатель подумает: «Что за дикость, почему дрова не подвозили на машинах?» Добрый человек, не забывай, что во время войны все машины и лошади были отправлены на фронт.

А пока… Возница, полная девушка с блестящими озорными глазами, заиндевевшая и похожая на снежного человека, понукает группу впрягшихся в сани сверстников. Сани катят в широкие ворота хозяйственного двора. Обед будет.

А ночью мастер-воспитатель не раз пройдет по спальне училища и укроет крепко спящих тыловых фронтовиков, по-детски свернувшихся на кроватях.

– Спите, – шепчет заботливый старший товарищ. – Скоро подъем. И вы снова с отбойникам в руках будете мстить недругу-фашисту.

…Завтра мастера призовут на фронт, и он уже никогда не вернется домой, не напомнит своим воспитанникам о соблюдении правил безопасности в забое.

Да. Мастера Петра Александровича Медведева, брата директора училища Дмитрия Александровича, тоже побывавшего на войне, призвали на фронт. Ушел умный, добрый, заботливый и ответственный наставник. Ушел и не вернулся. Погиб в этом кромешном аде. Его воспитанники до сих пор вспоминают Петра Александровича добрым словом.

А сколько не вернулось таких, как он…

По рассказу Галины Леонидовны Метельниковой

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22