Свердловская региональная общественная организация «Защита прав потребителя и общественный контроль в сфере закупок» 21 ноября провела контрольную закупку роллов в Берёзовском.
Предметом пристального внимания на этот раз стало не качество самой продукции, а, скорее, информация, которая должна доходить до потребителя вместе с продуктом. Маркировка, срок годности, условия хранения, состав продукта, противопоказания, калорийность, энергетическая ценность, место и время изготовления (расфасовки), адрес производителя, условия возврата товара ненадлежащего качества и т.д.
Еще несколько вопросов касались транспортного средства, на котором доставляются заказы, и самого курьера. Если курьер не является сотрудником компании, об этом покупателя должны извещать во время оформления заказа. Автомобиль, перевозящий еду, должен быть чистым внутри и снаружи, а у компании – заключен договор на санитарную обработку авто.
Первыми «жертвами» контрольной закупки в Берёзовском стали компании «Пармезан», «Быстрый лось» и «Беллиссимо». Заказы оформили по телефону, и уже через двадцать минут в офис общественной организации стали подъезжать курьеры с сумками, источающими ароматы блюд японской кухни. Но проверяющие сосредоточились на том, что, помимо еды, доставляется покупателю.
Соответствие или несоответствие упомянутым выше нюансам фиксировалось в акте проверки, которые составлялись в двух экземплярах, один – для «Комитета общественного контроля», другой вместе с курьером отправлялся руководителю компании по доставке еды вместе с запросом на предоставление в общественную организацию в десятидневный срок целого списка документов, состоящего из семи пунктов.
По итогам проверки меньше всего вопросов появилось к компании «Беллиссимо»: здесь штатный курьер и автомобиль, который проходит специализированную санитарную обработку. При этом заказ принесли в термосумке в вакуумной упаковке. Большая часть требуемой информации о продукции была указана в чеке. Отсутствовала лишь информация о пищевой ценности, калорийности продукции и порядке и условиях возврата товара ненадлежащего качества.
У «Пармезана» и «Быстрого лося» искомой информации ни на упаковке, ни в чеке не оказалось. Курьеры у обеих компаний приехали на личных автомобилях, не прошедших санитарную обработку.
Председатель общественной организации «Комитет общественного контроля» Сергей Сиов говорит, что право проводить проверки предпринимателей закреплено в Уставе их организации, который официально зарегистрирован в министерстве юстиции. Контрольная закупка проводилась с целью проверки соблюдения предпринимателями требований, установленных законом. Обо всех выявленных нарушениях общественники намерены проинформировать Роспотребнадзор.
Павел Лебедев, компания «Беллиссимо»:
– Мы работаем на таком рынке, где к нам может прийти кто угодно, когда угодно и с любым вопросом. Мы к этому привыкли. Мы уже привыкли к Роспотребнадзору и знаем, что это за организация, чем она занимается, какие вопросы задает, на что смотрит. По поводу «Комитета общественного контроля» мне пока не понятно, что это за организация, имеет ли она право проводить такие проверки, насколько правомочно то, что они делают, насколько корректны вопросы, которые они задают.
Насколько я понял, нам никаких нарушений не вменяют. Большинство вопросов касались потребительских моментов, с которыми у нас всё нормально. Документы, которые они запросили, у нас есть, просто курьер не может их все возить с собой. Информацию о возврате товара мы действительно не пишем. Но я, честно говоря, никогда и не видел, чтобы кто-то где-то писал, что пиццу, например, можно вернуть. Мне надо изучить этот момент. Раз возник вопрос, мы будем искать на него ответ. А добавить информацию в чек несложно, тем более что мы и так всегда идём навстречу, реагируем на нарекания со стороны клиентов.
Ольга Костылева, компания «Быстрый лось»:
– Обо всех недочётах, на которые нам указали, мы знаем, и в данный момент разрабатываем маркировку товара.
Месяц назад у нас прошла плановая проверка Роспотребнадзора. Нарушений не выявлено. У нас всё готовится по ТУ (техническим условиям). Разработаны ТУ на роллы и пиццу. На основании их в октябре мы прошли повторную сертификацию продукции (сертификация проходит раз в три года).
Маркировка нужна для клиентов, и поэтому нужно сделать её понятной для них. Если мы просто на упаковке напишем номер ТУ, то клиенту это ничего не даст. Мы хотим, чтобы это и выглядело эстетично, а не просто лист А4, приклеенный к боксу. В данный момент используем пластиковые боксы, а на них сложно делать маркировку, поэтому планируем перейти на бумажную упаковку, а это, опять же, затратно: если пластиковый бокс стоит 5 рублей, то бумажный будет 15 рублей. Вот и посчитайте.
В проверках для нас ничего страшного нет, у нас всё законно, ИП оформлено. Но любая проверка выбивает из колеи, требует дополнительного времени. Которого и так нет. Мы готовы предоставить все требующиеся от нас документы. Только вот возникают вопросы к проверяющей нас организации. В письме не указан адрес, по которому нужно предоставить документы. Те контакты, которые указаны в данном запросе – некорректны. В письме указано два телефона: городской и мобильный. Мобильный не обслуживается. На городской не отвечают. Точнее отвечают, берёт трубку девушка и после сбрасывает. Пока связаться с организацией по ним не удалось.
Александр Андриянов, компания «Пармезан»:
– Мы очень много делаем для безопасного производства, внедрили ХАССП (система управления безопасностью пищевых продуктов – прим. ред.) и тщательно соблюдаем все нормы и правила. Мы получаем отзывы от своих гостей и видим, что стараемся не зря! Спасибо, что вы с нами!