Чем вы занимаетесь вечерами пятницы? Мы вот в кино ходим. 9 февраля в «Современнике» собрались все неравнодушные – те, кто переживает за каждого пропавшего человека, как за своего близкого, те, кто старается помогать волонтёрам, и те, кто хотя бы раз слышал о поисковом отряде «Прорыв».
Для неравнодушных и был показан документальный фильм «Найден, жив!» Роберта Карапетяна и Екатерины Тимошенко.
– В этом году «Прорыву» шесть лет. За эти шесть лет живыми были найдены более тысячи человек. Вот здесь должны быть бурные аплодисменты, – поприветствовала березовчан ведущая Ксения Аникина.
Со сцены к зрителям обратились режиссёры фильма Роберт Карапетян и Екатерина Тимошенко:
– Когда нам с Катей предложили эту тему, мы согласились после знакомства с руководителями отряда «Прорыв». В этих людей мы влюбились сразу после первой съёмки и, несмотря на то, что мы прожили с ними девять месяцев, буквально выносили общего ребёнка в виде фильма, с каждой съёмкой мы влюблялись всё больше в этот коллектив, узнавали новых людей. Это действительно уникальные люди, про каждого можно снять отдельный фильм. В «Найден, жив!» вошла какая-то миллионная часть того, что хотелось бы сказать. Это всё равно субъективный взгляд, наше виденье, отряд немножко посмотрел на себя со стороны. И мне кажется, что к шестилетию это хороший подарок для отряда и для всех нас. Мы можем увидеть то, что скрыто от посторонних глаз – их ежедневную работу, – рассказывает Роберт.
– Я хочу немного сказать о женской части отряда «Прорыв». Когда мы только знакомились с материалом, я знала, что одна из руководителей – Наталья, и в отряде есть женщины. Я думала, что это такие боевые и мощные женщины, которые и по лесам, и по болотам и где угодно, но, когда я их увидела, я была поражена тем, насколько они прекрасные, нежные, сопереживающие, умеющие находить совершенно удивительные решения в разных ситуациях чисто по-женски, но при этом могут и по лесам, и по болотам. Я совершенно влюблена в коллектив, я восхищена вами, я восхищена женской частью коллектива и тем, насколько они сильные и насколько они чувствующие. Я думаю, вы всё это увидите в нашем фильме, – делится мыслями Екатерина.
Во время просмотра фильма зал был переполнен эмоциями. Напряжение, волнение, страх. На особо тяжёлых моментах зрители брались за руки, многие прониклись историей до слёз. До конца фильма зал молчал, слышались только тихие всхлипы и судорожные вздохи. А после титров зрителям потребовалось время, чтобы прийти в себя. «Найден, жив!» не может оставить равнодушным – это сильное и эмоциональное кино, показывающее жизнь отряда такой, какая она есть, без приукрас, со всеми сложностями и трагедиями.
После показа ведущая Ксения Аникина пригласила на сцену участников «Прорыва» с руководителями Натальей и Николаем Волковыми.
– Спасибо, что пришли, поддержали, для нас это очень важно. Любая поддержка людей – это неоценимо для нас. Сегодня я стараюсь не реветь, – смеётся Наталья. – В премьеру я рыдала, если честно, для меня это было очень… Я не считаю себя ранимой, но в такие моменты ощущаю себя живым человеком, хотя меня называют роботом.
После приветственных слов Ксения вместе с нашим главным редактором и по совместительству организатором сего мероприятия Дмитрием Коршуновым устроили небольшое интервью:
– Можете познакомить нас с вашими коллегами?
– Меня зовут Наталья Волкова, «Лиса», я руководитель отряда «Прорыв». Мой супруг Николай с позывным «Кузьмич». Это Женя «Зига», учится в МЧС на спасателя, уже профессионал своего дела. В «Прорыве» почти два года. Это Александр, водолаз, наш хороший друг из Свердловской службы спасения. С ним мы уже лет пять точно сотрудничаем, взаимодействуем, дружим.
Ксения: История с Далером, кроме того, что она оказалась такой трагичной, показала, что любой обратившийся может не только солгать, но и скрыть преступление. Расскажите, были ли ещё такие случаи, и как вы вообще проверяете – правда или ложь?
– Когда нам поступает заявка на поиски, мы в первую очередь собираем информацию о пропавшем, прозваниваем родственников. Выясняем обстоятельства пропажи, приметы, детали, необходимые для поиска. Во время общения с родственниками мы уже в принципе понимаем, с чем нам придётся столкнуться – просто пропал человек, например, заблудился, или криминал, суицид. То есть определяем, в каком направлении поиска работать. После чего мы обязательно связываемся с полицией.
Мы плотно взаимодействуем, обмениваемся информацией. Мы не принимаем заявки на поиск без заявления в полицию, исключение – маленькие дети и пожилые люди в лесу. Реагируем незамедлительно, но всегда просим, чтобы было написано заявление в полицию. Объясню, для чего это делается. Во-первых, чтобы всё было законно. Были случаи, когда к нам обращались и коллекторские агентства, говорили, что пропал родственник, просили помочь в поисках. Во-вторых, у полиции гораздо больше возможностей. Они могут проверить человека на предмет задержания, отправить официальные запросы в больницы, в том числе и психиатрические, просмотреть камеры. Мы не имеем доступа к такой информации.
Нередко бывает, что вроде начинается обычный поиск, а переходит в криминал. В этот момент поиск переходит из обычного в закрытый, мы начинаем плотно работать с полицией. Тогда мы не привлекаем волонтёров, ориентировку закрываем – пишем «Стоп поиск» или вообще удаляем из соцсетей. И начинаем работать с оперативниками по криминалу.
Дмитрий: Сегодняшний приезд отряда на премьеру мог не состояться. Буквально за несколько часов до мероприятия Наталья позвонила мне и сказала: «Дмитрий, у нас поиск». Можете рассказать об этом?
– Сегодня поступила заявка около часа дня. Обратились инспекторы ПДН из Екатеринбурга, попросили помощи в поиске несовершеннолетней, 2008 года рождения. Было подозрение на суицид. Мы оперативно сделали прозвон, собрали информацию от мамы, сразу стали координироваться с инспекторами ПДН. И нам поступила информация, что девочка находится на двадцатом этаже. Я позвонила Наде (Надежда Жданова, отряд «Прорыв», – прим. ред.), она сорвалась с работы, ей там буквально минут пятнадцать ехать. Слава богу, девочку успели снять с балкона, она жива, всё хорошо с ней.
Ксения: Расскажите о людях, которые приходят в отряд. Из каких профессий, сфер деятельности, что их зовёт к вам?
– Что их зовёт надо у них надо спросить, я, если честно, не задавалась таким вопросом. Профессии абсолютно разные, у нас есть и водолазы, и менеджеры, бухгалтеры, сотрудники заводов. Дело совершенно не в профессии. Главное, что людям это нравится.
– До начала показа я разговаривала с двумя девушками из зала, они хотят вступить в отряд. Как это сделать?
– Лучше не надо, – смеётся Наталья. – Чтобы вы понимали, 6 лет назад я весила 75 кг, сейчас за 120, и это не говорит о том, что я красиво живу и вкусно кушаю. Это нервы, недосыпы, гормональные сбои и перекусы на ходу, так что, девушки, стоит задуматься. А вообще мы рады безусловно абсолютно всем, и девушкам, и мальчикам, и взрослым, и пожилым людям. Вы все можете помочь.
У нас есть основной состав и добровольцы. В основной состав входят те люди, которые ощутили на себе всю прелесть поисков, перед которыми мы уже не церемонимся. У нас до такой степени слаженный коллектив этого основного состава, что там уже не обижаются, не спорят, не выясняют ничего. У нас доверительные отношения и такой уровень понимания, что мы чётко осознаём: если кто-то из нас не выйдет – будет беда.
А есть добровольцы, которые помогают в своё свободное время, когда есть желание. К ним особых требований нет и не будет. Увидели ориентировку, захотели помочь – ради бога, приезжайте. Мы всегда обучаем, никогда не отправляем, например, в лес неподготовленного человека, который, как минимум, не научился разговаривать по рации, ориентироваться на местности и не умеет оказывать первую доврачебную помощь. Этому мы обучаем всегда, у нас уже есть ребята аттестованные, они это постоянно показывают, учат других.
Вступить к нам легко – можете позвонить на телефон горячей линии 8-9000-44-02-20, мы с вами встретимся лично, всё обговорим, и можете приступать к поискам, хоть на выезды в лес, хоть в город, хоть информационный поиск – размещение ориентировок по соцсетям, что очень важно и часто срабатывает. На репосты хорошо откликаются, нередко пишут, что видели человека и мы сразу отправляем экипаж и проверяют свидетельство.
– Я видела, как вы с Николаем весь фильм сидели, держась за руку. Вы сказали, что нет особо времени на личную жизнь, на родственников, но вам, наверное, повезло вместе делать дело жизни. Не ссоритесь во время работы?
– Мы ссоримся, когда нет заявок. Нам становится не то, что скучно, мы буквально бегаем из угла в угол, – смеётся Наталья.
– Да, бывает такое, что вечером сидишь, скучно, а тут новость, что человек пропал. Ну что, поможем? – улыбается Николай.
– Мы сами в интернете сидим, подключаемся, помогаем. Как я сказала в фильме, это действительно как наркотик. Реагируешь неосознанно – понимаешь, что нужна помощь и ты можешь помочь, и помогаешь не задумываясь.
Зрителям тоже дали слово. Помимо вопросов, многие благодарили поисковиков и создателей фильма, а также вносили свои предложения.
Заместитель главы по вопросам ЖКХ, транспорту и связи Антон Еловиков:
– Я хочу поделиться своей историей, как я познакомился с «Прорывом». В Берёзовском нет специализированной поисково-спасательной части, и даже когда грибники и ягодники теряются, для МЧС, именно для пожарной части, или для МВД эта задача не характерна. И какой-то период времени происходил сумбур: в ЕДДС приходит информация, а они не знают, что делать. Вроде МВД, но они с сиренами в лес не пойдут. Когда появился «Прорыв», я сначала отнёсся очень скептически. Вроде волонтёры, что они смогут сделать? И буквально за год я увидел, что по всем донесениям, по всем ЕДДС-сводкам они первые, кто реагируют, выходят в лес и показывают результат.
В прошлый год получилось огненное личное знакомство, когда я увидел ребят в Ключевске (в период лесных пожаров, – прим. ред.). Сам заезжал ненадолго, но увидел, как много энергии, насколько люди отдаются, видно, что их миссия у них в глазах. Время идёт, пожары спали, грибники-ягодники тоже не должны зимой теряться, но про «Прорыв» периодически слышу. Супруга говорит: «Помнишь, ребят на пожарах видели? Вот, к нам за маслом приезжали, на СВО к ребятам ездят». Я спрашиваю: «А кто был?» – «Ну, чебурашка у него висит на сумке», – «А, Николай, наверное». Спасибо вам, спасибо отряду. Крепкого здоровья, чтобы все были живы и в отряде, и среди потеряшек.
Руководитель проекта «Фитнес-мама» Анна Оглезнева:
– Первое, что я хочу – выразить огромную благодарность. Весь фильм сидела с комом в горле и сейчас трудно говорить… Вот маленькая часть огромного сообщества «Фитнес-мама» (указывает на девушек в зале), и мы сами пережили ситуацию, когда из нашей команды пропал человек. К сожалению, был найден, но не жив, и сейчас я думаю многие девочки сидели со слезами на глазах. Также здесь присутствуют люди, которые тоже тушили пожары, и я тоже выезжала. Всё, что вы показывали, я пропустила через себя и задумалась: «А чем я могу помочь?» Простой человек, который имеет очень сильное сообщество. У нас традиционно каждый год открывается сбор средств в помощь конкретным людям, ситуациям. Мы сегодня обсуждали, как помочь, что нужно, и мой муж говорит мне: «Аня, давай откроем сборы на квадракоптер с тепловизором», и когда я увидела в фильме, что он вам нужен, у меня слёзы навернулись. Я перед всеми зрителями, перед моим сообществом, которое поддержит, перед сообществами, которые открывают души – «Сила БГО», «Золотая горка», и перед вами хочу дать слово, что открою сбор. И продолжу его до тех пор, пока мы не соберём на квадракоптер с тепловизором. Удачи вам, ребята!
Заместитель директора «Молодёжки» Анна Тимина:
– Хочу стоя поаплодировать вам за ваше неравнодушие. В фильме прозвучала фраза, что «Я ж думала, что волонтёры – это какие-то святые люди». Так вот, они живут среди нас, это наши друзья, коллеги, соседи по лестничной площадке, люди, которые живут с тобой в одном дворе и гуляют с собакой. В тему о собаке я увидела вашу замечательную Белку. Сама я тоже являюсь обладателем собаки – спаниель. Ваша Белка – исключение из правил или можно любую собаку так обучить, чтобы они выходили и находили следы? Мой безумный пёс способен на такое?
– Мне кажется, любую собаку можно обучить, – ответила Наталья. – Абсолютно любую, хоть той-терьерчика, хоть сенбернара. Обучить собаку можно всегда. Здесь сейчас присутствуют кинологи из Берёзовского, и в нашем отряде появились кинологи-профессионалы из Челябинска. Могу подсказать, познакомить, чтобы обучили. Любая собака обучаема, безусловно.
Березовчанка Анна Гуцеловская:
– Хотелось бы присоединиться ко всем благодарностям, которые сегодня озвучили и сказать спасибо Роберту и Екатерине за этот замечательный фильм, я смотрю его уже второй раз с замиранием сердца. Спасибо большое за то, что фильм существует. Я думаю, что чем больше людей увидит его, тем больше будут обращать внимание на ориентировки, делать репосты, которые очень важны. У меня к вам такой вопрос возник. Какая история, не показанная в фильме, трогает вас до глубины души? Какой бы вы хотели с нами поделиться? Желательно, чтобы там было: «Найден, жив!».
– Этих историй слишком много, – смеётся Наталья.
– Может, за последний год? Или самая первая?
– Рефтинский, Дима Песков. Четырёхлетний мальчик заблудился в лесу, его искали четыре дня, и он чудом оказался жив.
– Получается, все истории, через которые вы проходите, они для вас цепляющие и запоминающиеся?
– Конечно, да. Мы, когда подбиваем статистику, я листаю ориентировки и каждый поиск вспоминаю. Все моменты у меня по новой в голове прокручиваются.
Начальник пожарной части посёлка Лосиный, Виталий Хрушков:
– Мы с вами работаем уже не первый год, спасибо вам и вашей команде за ваш труд. Спасибо за то, что вы делаете. Мы всегда вам поможем, всегда вас поддержим. Будьте здоровы, мы с вами.
Березовчанка Нина (не совсем местная):
– В этом городе всегда говорят: «Сила в людях», и здесь прямо до мурашек, как это подходит. Когда ты видишь таких людей, причём встречаешь их в обычной жизни, когда они также заходят в магазин, что-то покупают, а потом ты видишь, как они тушат пожары или находят людей, особенно детей… Были ли случаи, когда те, кого вы находили, оказывались с вами в команде?
– Да, конечно. Надежда присоединилась к нам после истории с её мужем в Перми. Из выросших детей – Игорь, старший координатор по несовершеннолетним.
– Наверное, это самое ценное, когда ты прошёл и научился. Спасибо за такую школу и за такие жизненные примеры.
Екатерина Гладкова:
– Мы с вами ранее общались о школе волонтёров на Новоберёзовском посёлке. Живой этот проект или нет?
– Администрация Берёзовского выделила нам помещение на Максима Горького, 26, нам предоставили даже стройматериалы, которые лежат. К сожалению, мы пока физически никак не можем доделать ремонт. Сейчас там располагается наш штаб под гуманитарку.
Проект есть, планы есть, очень хотим открыть и школу безопасности, и кружки проводить, и в лес выходить. Но сейчас помимо поисков мы ещё занимаемся доставкой гуманитарного груза в зону СВО. Мы с Николаем вдвоём лично отвозим прямо на передовую. Летом у нас аврал по поискам, зимой стараемся отвозить грузы. Надеемся, что в ближайшее время штаб заработает.
Дмитрий Коршунов:
– Ровно пять лет назад мы в редакции следили за поисками березовчанина Максима Шмелева. Это была одна из тех страшных историй, за которыми обычно следит весь город. Именно тогда меня посетила мысль: хочу рассказать о работе поисковиков. Я на тот момент понятия не имел, что Николай и Наталья буквально в эти же дни переезжают в Берёзовский. Мы познакомились с ними, и в феврале 2019 года у нас вышел первый материал о «Прорыве».
Тогда ребята открыли для меня очень простую истину. Я смотрел на их посты в соцсетях, где сообщалось, что человек найден, и в комментариях каждый раз были десятки вопросов: «А что случилось?», «Где он был?», «Куда пропал?», «Как это произошло?». И во время интервью ребята произнесли такую фразу: «Наша главная цель – найти человека живым, а не писать истории семейной жизни».
А вот мы в редакции двадцать с лишним лет занимаемся тем, что пишем истории жизни. И за это время было не мало ситуаций, когда кто-то из героев обращался за помощью, а кому-то помощь предлагали мы сами. В какой-то момент мы поняли, что можем быть полезны не только как площадка, которая рассказывает историю жизни, но и стать той площадкой, которая сможет оказать поддержку. Возможно, финансами, возможно, вещами, стройматериалами. Так и появилась благотворительная организация «Синергия».
Я рад, что история этой организации начинается с очень доброго и созидательного события – с показа фильма про людей, которые дарят себя для спасения других. И я вдвойне рад тому, что моя идея нашла такой отклик. Поэтому я говорю огромное спасибо создателям фильма, которые ни минуты не сомневаясь согласились предоставить права на показ фильма. К сожалению, к нам не смогла присоединиться Лариса Попова, директор студии «Уралфильм». Благодарю наш «Современник» за то, что сразу же согласились предоставить свой зал для показа.
Спасибо всему отряду «Прорыв», которые из всех организаторов последними узнали, что я тут придумал за их спиной. Спасибо вам ребята за то, что вы несете в этот мир. Это бесценно.
Я от всей души благодарю нашего ведущего Ксению Аникину, которая, когда я предложил ей эту роль, раздумывала над ответом ровно одну секунду, прежде чем согласиться.
И я от всего сердца благодарю каждого, кто пришел сегодня на показ. Многие из вас звонили и бронировали билеты через меня. Больше половины зала было заполнено через неделю после выхода анонса.
Я помню, как радостно опубликовал его, с облегчением выдохнул и подумал: ну всё, пути назад нет. Но первый же телефонный звонок опустил меня на землю. Я вдруг понял, что не напечатал пригласительные.
Сегодня пригласительные были в руках у всех зрителей. Вы можете их ненадолго сохранить, потому что они красивые, за что спасибо нашему художнику. А ненадолго потому, что память – это, конечно, хорошо, но не захламляйте свою жизнь. В ней всегда должно быть место для новых пригласительных.
Николай Волков:
– Отряд «Прорыв» – это не те несколько человек, показанные в фильме. Это все те люди, которые помогают искать пропавших. Есть люди в этом зале, которые не вышли на сцену – Костя, клуб внедорожников. Есть люди, которые помогают информационно: увидели новость – сделали репост. Есть замечательный «Первый печатный», который печатает ориентировки, наклейки. Девочки-сотрудницы ПДН, сотрудники пожарной части, сотрудники ГАИ, люди, которые по возможности расклеивают ориентировки. Большое спасибо каждому, кто вносит свою лепту.