15 февраля специалисты в области операционного дела отмечают профессиональный праздник – Международный день операционной медицинской сестры.
В этот день принимают поздравления в свой адрес специалисты высшей категории сестринского персонала, в их числе – старшая операционная сестра операционного блока Берёзовской ЦГБ Жанна Терентьева. В нашей больнице она трудится 32 года, общий стаж – 36 лет. В день, когда мы общаемся, Жанна Юрьевна находит буквально час между заходами в операционную: травма – позади, две экстренных – в очереди.
О том, что происходит в операционных, не знает никто, кроме работающих там, даже пациенты. Работающая на операции бригада – это служба быстрого реагирования в экстремальных ситуациях.
Жанна Терентьева: Нелюбимых хирургов у нас, конечно, нет, а вот любимчика – да, назову. Это Юрий Максунов, с которым мы работаем с 1991 года. Мы вместе учились у заведующего тогда хирургией Анатолия Ивановича Зуева, у других хирургов, за столько лет у нас с Юрием Георгиевичем отработано очень много.
От квалификации операционной сестры, от знания правил асептики и антисептики и практических навыков в участии проведения оперативных вмешательств во многом зависит исход выздоровления. У этой работы свои требования, тонкости и ритуалы, а в самой профессии практически не бывает случайных людей – далеко не все могут вынести такие нагрузки, но зато по-настоящему болеющие хирургией уже не променяют ежедневный подвиг во имя жизни на спокойную кабинетную работу. При этом специфика самого закрытого от глаз больничного пространства остается и в дальнейших отношениях с пациентами – сюда не приходят с коробками конфет, а все слова благодарности медики принимают уже в отделениях.
Но, конечно, не ради благодарности шесть человек по несколько часов склоняются над человеком во время операции. Удаление опухолей, полипов, грыж, камней в случае плановых операций; устранение тяжких последствий ДТП в экстренных случаях – это почти всегда либо спасение жизни, либо значительное улучшение ее качества.
Хладнокровие как основа
Жанна родилась в небольшом городе Ленске (Якутия) в семье швеи и водителя – ее родители из Березовского, но уехали на север во время строительства БАМа. С будущей профессией девочка определилась рано – привлекали ее, часто болеющую, шуршащие халаты медсестер, аура тайного знания вокруг них, и даже больничные запахи были ей не противны, а наоборот – привлекали. Окончив школу, Жанна приехала на Урал, поступила в областное медучилище и стала – по диплому – акушеркой, но однажды попав в операционную, поняла, что отсюда ей уже не выбраться. Именно в оперблоке она состоялась профессионально, нашла себя как специалист. Тем более небольшой опыт работы в поликлинике и полуторагодичный в перинатальном центре показал – ей претят покой и однообразие.
– Хочется развернуться, и мы можем делать больше – у нас очень хорошие врачи, сестры тоже все подготовленные, – рассказывает Жанна Терентьева. – Но и так объем достаточный: травма, хирургия, кесарево в роддоме, гинекология; есть артроскопическая, лапароскопическая стойки.
Пожалуй, первое и главное качество, которое спасает ее от выгорания в течение трех десятков лет – это отсутствие сострадания и жалости к пациентам, которые ложатся на стол хирурга. В тело человека вмешалось нечто чужеродное и неприятное, и это требуется устранить. Отсюда – нет брезгливости, страха и других эмоций, которые могут помешать работе. Конечно, сложные случаи запоминаются, о судьбе человека можно справиться, а к знакомому даже зайти в палату и заботливо поинтересоваться, всё ли в порядке, но в целом оперируемый для операционной сестры – это материал, требующий «доработки». С плановыми операциями такой подход работает всегда, но есть у Жанны Юрьевны и та категория «нелюбимых» операций, которых, как говорится – «не предвещало», и это – ДТП. Когда час назад совершенно здоровый человек ехал по своим делам, а сейчас лежит на операционном столе, потому что кто-то не поделил дорогу, – есть в этом что-то противоестественное.
«Старая гвардия»
Муж давно привык, что любимая работает в больнице, работает немало и выдерживает непростые нагрузки. Дети выросли, но сегодня Жанна Юрьевна понимает, что хотела бы возместить нехватку времени для них и больше внимания уделять внуку-первокласснику. Деятельная натура привела ее в комитет бабушек, организованный в классе, в школьный комитет по питанию. Плюс летом – огород; любит и умеет Жанна Юрьевна вышивать и вязать, правда, не всегда достаточно времени – бывает, с суток придешь, а завтра снова на сутки.
– Наполненность оперблока сотрудниками – это волнообразный процесс. Бывает, штат полный, а бывает, кто-то заболел, кто-то ушел на пенсию, кто-то уволился из-за небольшой зарплаты – и нет никого, – объясняет медсестра. – Молодежь плохо идет. Даже на практику кто приходит – они не заинтересованы, не видно в них искры. Такое ощущение, что их загнали сюда, и их задача – побыстрее уйти. Не знаю, куда уходят выпускники, но мы их практически не видим. Всё у нас держится на старой гвардии.
Такое же отношение к будущей профессии Жанна Юрьевна заметила и во время занятия в лицее № 3, которое проводила для учащихся профильных классов. С первых парт школьники еще участвовали в беседе, а те, кто сидел дальше – просто согласились не мешать, но и на уроке словно не присутствовали.
В коллективе Жанны Терентьевой большая часть сегодня работает вместе больше 20 лет: «Понимаем друг друга не то чтобы с полуслова – с полувзгляда». Это и дружба вне больничных стен, и давно завершившиеся притирки в отношениях, и до совершенства отточенное знание медсестрами хирургов, ведь у каждого – свои особенности, своя манера владения инструментом, свои приемы и своя школа, каждый делает одну и ту же операцию по-разному. Зная ход операции, ассистент врача и операционная медсестра помогают хирургу в его деле, часто – практически безмолвно. Бывают случаи, если рук не хватает, то медсестра берет на себя и задачи ассистента, который по сути – второй хирург.
– Накрыть стол, обработать операционное поле, одеть хирурга, привести в порядок инструменты, подать их во время операции – вот что такое работа операционной сестры, – объясняет Жанна Юрьевна. – Если идет освоение нового для больницы вида операций, то сначала им овладевает именно старшая операционная медсестра. Плюс старшинство – это графики отпусков, дежурств, своевременная замена отсутствующих, соблюдение санэпидрежима. Бумажной работы тоже немало.
Здоровья тем, кто другим его возвращает
Слаженность действий, быстрота реакции, чёткое выполнение указаний хирурга, отсутствие паники – вот что такое командная работа в операционой. Сестра порой может стоять по 4-6 часов у операционного стола, находясь в гуще оперативного вмешательства. Для этого нужно иметь огромное терпение и немалый запас физических сил. Уметь вовремя сориентироваться в изменившейся ситуации, порой и критической, просчитать на несколько шагов вперед ход операции. В этой среде говорят: «Хирург только собрался подумать, а инструмент уже должен быть у тебя в руке».
– Поздравляю коллег и желаю им в первую очередь здоровья, потому что без него при наших нагрузках тяжело. Желаю, чтобы все побольше находились дома, имели возможность проводить время со своими детьми, чтобы в семье мужья понимали, что женам приходится нелегко, – говорит Жанна Юрьевна. – Хотя, думаю, если бы у кого-то в семье было плохо, они бы уже здесь не работали. Терпения, сил, благополучия всем.