Знаете ли вы, кто у вас в роду? Может, вы из князей и дворян, которые имели крепостных и по вечерам собирались на бал? А может, ваши предки были крестьянами, что пахали землю или ухаживали за лошадьми?
В Берёзовском в 2018 году начала свою деятельность Школа родословия при поддержке регионального общественного фонда «Мир золота» и на базе Берёзовского отделения Уральского историко-родословного общества. Заместитель председателя Татьяна Гребенщикова рассказала нам о том, как была создана Школа родословия, сколько человек уже успешно завершили обучение и занимаются поиском своих корней, на примере моей фамилии показала, как правильно работать с архивами.
– Над вашей фамилией – Речкалова – уже наверняка кто-то в России работал по родословной, очень известная фамилия. Тем более есть и летчик знаменитый, и журналист военный в однофамильцах, это уже зацепки, можно уже даже этим и воспользоваться. Ваша фамилия дает вам право и основание обратиться к кому-нибудь за помощью, – встретила меня Татьяна Викторовна.
Действительно, фамилия интересная. Но никто в семье раньше не занимался поиском родных корней, не узнавал, однофамильцы ли мы со всеми этими людьми. Затем и пришли: узнать, как заниматься поиском, с чего начать, много ли можно найти в интернет-архивах…
Как родилась идея создания Школы родословия в Берёзовском? Татьяна Гребенщикова вместе с мужем Владимиром Викторовичем с 2010 года исследует свои корни. Им пришлось пройти через определенные этапы, которым учат сегодняшних учеников, лишь за одним исключением: каждый шаг приходилось продумывать, осмысливать: правильно ли идут и поступают? Сначала общались со всеми родственниками, узнавая те необходимые для дальнейшей работы крупицы информации. Затем пошли по архивам с пониманием, за какой период и по какой местности нужно искать данные.
– Дело осложнялось многими факторами. В архиве есть свои условия работы и нюансы. С момента заказа документов должен пройти определенный срок, а также есть строгий график посещения: для одних исследователей – один день, для других – второй. Посещение архивов, лекций по теме, конференций в разных городах свело нас с нужными людьми в Уральском историко-родословном обществе, – вспоминает Татьяна Гребенщикова. – На тот момент у нас уже спрашивали, советовались, так что мы захотели облечь свои знания в единую систему, чтобы первые шаги не вели в неизвестность.
Так и создали в городе Берёзовское отделение Уральского историко-родословного общества. Стали участвовать в конференциях, сплелись с историей и краеведением, выступали с докладами на тему родословных Брусницыных и Кокшаровых. Одним из недавних событий стала книга про старые улицы Берёзовского с одноименным названием – результат совместной с редакцией «Березовского рабочего» кропотливой работы.
А чуть позже люди стали обращаться за консультациями по теме генеалогии. Первые консультации показали, как правильно общаться с заинтересованными, и с февраля 2018 года и по сегодняшний день, не считая периода пандемии, через лекции и работу в новообретенной Школе родословия уже прошли 6 групп – около 90 человек.
Теперь любой может абсолютно бесплатно посетить курс, состоящий из четырех встреч-лекций, и получить знания и навыки, как докопаться до истоков своего рода и узнать, были ли в роду дворяне или податное население.
– Мы создали положение, разработали программу курса, где все расписано по часам: какие занятия когда начинаются. Вообще курс – четыре занятия, по одному занятию в месяц. Но не все могут посетить свои занятия прямо так, как мы запланировали. В таком случае можно со следующей группой прийти и восполнить тот момент, который они пропустили, – рассказала Татьяна Гребенщикова.
По окончании занятий – а руководители ведут журналы посещения и отмечают, кто сколько лекций прослушал – каждый ученик получает свидетельство. Как заметила Татьяна Викторовна, официальный документ не только подтверждает навыки и умения поисковика, но и стимулирует на дальнейшие свершения, ведь цель и задача Школы родословия: сделать так, чтобы интерес у людей не пропал со временем, на полпути.
Для тех, у кого совсем нет возможности посещать занятия Школы родословия, Татьяна Викторовна дала несколько советов. Во-первых, совершенно точно необходимо начать с опроса старших родственников. Человек должен сначала полностью изучить те документы, которые у него имеются в семье, у его родственников, родителей, бабушек и дедушек.
– Роль семейного архива, живые беседы – это сохранение устных преданий. Мы рассказываем, из чего все это состоит, как спрашивать правильно. Иногда нельзя в лоб спросить: «Скажи, когда у тебя отец родился?». Задаем вопросы о времени года, какое было, а он в ответ: «Ой, так они там венчались в церкви!» – «А церковь какая была?» – «Не помню…» – «А престольный праздник (праздник в память события священной или церковной истории, а также святого, во имя которого освящён храм) когда был?». Не вспоминает человек, в честь кого названа церковь, но говорит, допустим, что отмечали 2 августа. 2 августа праздник пророка Ильи – Пророко-Ильинская церковь, – объяснила Татьяна Викторовна.
Семейный архив – это не только документы и разговоры. Это все, что хранится в семье и может передаваться из поколения в поколение: часы и медали, мебель вплоть до табуреток. И каждая вещь поисковиком должна быть как-то описана.
Помним и о происхождении собственных имени и фамилии. Фамилия дает наводку, где предки жили. Есть ареал определенной фамилии в том или ином регионе нашей страны.
– У вас, например, ареал фамилии недалеко, в Ирбитском районе. Даже название населенного пункта говорящее: деревня Малая Речкалова. Здорово, что еще есть Герой Советского Союза. По фамилии можно примерно понять, откуда они пришли. На 99,9 процентов точно. Фамилии же даются не просто так, – объяснила Татьяна Викторовна.
Для чего эти нюансы? Для того чтобы в дальнейшем искать метрические книги, где записывались все данные о крещении, венчании и отпевании. Сразу становится понятно, в какой церкви запросить информацию. А за какой год, уже другая задача: предположим, есть свидетельство о смерти родственника, а также известно, сколько ему было лет. Нырнуть на количество лет в глубину, записать год и в архиве попросить книгу за тот год, который вы высчитали – нехитрое дело.
Вторым пунктом стоит документированное подтверждение того, что человек существовал: родился (до революции крестился), женился или вышел замуж, умер. Такие позиции являются основными и должны присутствовать в каждом архиве.
– Генеалогия – это очень интересно, она всегда сплетается с историей и краеведением. С тем же советским периодом, с Великой Отечественной войной нужно уметь работать. В Школе родословия про это мы тоже рассказываем. Постепенно, планомерно нужно докапываться до сути. Бывает, что у мужчины было два брака – надо понимать, от какого брака кто родился. Еще есть нюанс: в какой-то период фамилия давалась не по отцу, а по деду – дедичество. Если человек известный, о нем даже могут быть изданы публикации, газетные вырезки. Информации очень много разной, интересной до невозможности, – поделилась Татьяна Гребенщикова.
Преподаватели рассказывают и о сословной структуре общества: может, предок купцом был или дворянином (но таких всего 10 процентов). Подавляющее большинство все же в родстве с податным населением: крестьяне, мастеровые, те, кто облагались налогами-податями. Учат в школе работать в архивах и оформлять родословное древо. Об архивных документах и печатных источниках тоже рассказывают – виды документов могут многое сказать о человеке, охарактеризовать его как личность – обращать внимание следует даже на печать. Вот список лишь малого количества документов, что можно найти: свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, аттестат зрелости, военный билет, почетные грамоты, трудовые книжки, партийные билеты, обыск брачный, метрические книги, наградные листы…
Дореволюционные метрические и архивные записи – понятно. А как обстоит дело с документами советского периода?
– Великая Отечественная война – вообще шикарный период. Сейчас Центральный архив министерства обороны предоставляет хорошую возможность искать людей на одном очень информативном сайте, – советует Татьяна Викторовна.
Сайт «Память народа» – электронный банк документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. Мы решили посмотреть, действительно ли есть родственники Речкаловы, воевавшие в Красной армии. Задаем фамилию-имя и область рождения: Речкалов Николай, Свердловская область – все, что я знаю о своем дедушке. И смотрим: есть Ирбит, есть Зайковский район… А вот деревня Малая Речкалова, мужчина награжден Орденом Отечественной войны II степени в 1985 году. Все сходится, ведь Николай Речкалов вернулся с войны живым, получил награду и умер в конце 80-х-начале 90-х годов, а орден как подтверждение хранится у его детей как память.
Информацию можно искать во многих интернет-архивах. К примеру, есть сайт Государственного архива Свердловской области. Здесь есть вкладка «нормативно-справочный аппарат», можно сначала изучить все, не посещая самого архива.
Есть ресурс «Поколения Пермского края», где можно найти информацию о рождении и смерти человека, старые дела, которые сотрудники архива оцифровали.
Есть сайт, обожаемый генеалогами, – краеведческий портал «Родная Вятка». По фамилиям и по населенным пунктам можно накопать информацию вплоть до 16-17 века. Это документы Российского государственного архива древних актов.
Кроме этого, существует генеалогический форум ВГД – Всероссийское генеалогическое древо, где можно найти людей, которые интересуются теми же фамилиями. К ним можно обратиться, если зоны интересов совпали – на интерактивной карте форума они указаны в привязке к местности. А что касается военных документов, то их оцифровка продолжается, они выкладываются на сайт «Память народа» практически каждый год. Уже сейчас в открытом доступе журналы боевых действия за какой-либо период: где служил человек, в каких боевых действиях участвовал, где стояли войска, бомбили их или нет, какая погода была…
– Вот так постепенно и ищут целеустремленные люди свои корни, своих предков. Наши ученики занимаются поиском самостоятельно: сидят в архивах, общаются с родными. Нам важно, чтобы человек работал сам, мы можем только направлять, – подсказала Татьяна Гребенщикова.
Школа родословия не занимается составлением родословных за кого-то. Если есть деньги, можно заказать древо профессиональным генеалогам, которые смогут досконально проработать, найти подтверждающие документы и идентифицировать человека как предка заказчика, а не останавливаться на первом попавшемся, у кого совпали данные: «О, замечательно! Вот он!». Найти совпадения и настроить отношения с поисковиками далеко за пределами области, если интерес возникнет и в Беларуси, и на Украине, и в Прибалтике, и в Санкт-Петербурге тоже им под силу.
Но все равно больше удовольствия доставляет копаться в родной родословной самому, узнавать нюансы жизни своих предков. Вдруг ваш предок стоял рядом с Кутузовым на фоне горящей Москвы или выступал среди декабристов против самодержавия и крепостного права? А может, он ковал подковы для лошади самого Ивана Грозного или добывал золото рядом со Львом Брусницыным?
Записаться на первое занятие и начать свое родословное древо можно в любое время по телефону 8-950-205-62-32.