Когда 29 и 30 июня баки на многих площадках поменялись на новые – зеленые, пластиковые, многие жители города высказали свои опасения и даже претензии.
– Я внимательно читаю информацию и слежу за реформой. Деньги не бюджетные, но народные. Собираемость платежей даже в самых плохих регионах не ниже 50%. То есть денег насобирали миллионы за полгода, а ВИДИМОГО обычным жителям результата нет, – высказался на тему новых мусорных контейнеров в городе пользователь сети «ВКонтакте» Михаил Иванов. – Вот, видимо, и решили пыль в глаза пустить, по-другому не назовешь, глядя на конструкцию контейнеров. Лично мне видимости не надо, я и так понимаю, что реформа нужна кардинальная и за первые полгода результат не увидеть.
Жители предполагали, что новшество – за счет жителей, большинство оказалось недовольным тем, что нет педали для поднятия крышки, что сама крышка не функциональна, потому что контейнер всегда открыт. Даже колеса не понравились: «Укатят». Негативные комментарии жителей города натолкнули нас на разговор с директором управляющей компании «Горсвет» (субподрядчиком оператора «Экосистема» по вывозу мусора) Эдуардом Топорищевым.
– Эдуард Игоревич, многих жителей удивили и даже возмутили новые мусорные контейнеры на площадках. Расскажите о причинах их появления.
– После обращения жителя Верхней Салды на Прямую линию с президентом губернатор собрал операторов – а у нас работает «Спецавтобаза» – и поставил определенные задачи: все мусоровозы должны иметь экологический класс не ниже Евро-5, и все контейнерные площадки, обслуживающие многоквартирные дома, должны быть оборудованы евроконтейнерами. Замена металла на пластик идет на региональном уровне, это плановая работа. Федеральные власти говорят, что люди должны видеть изменения не только в квитанциях, но и на площадках.
– Контейнеры заменены практически по всему городу. Откуда средства?
– Средства в данном случае выделены даже не региональным оператором, а оператором «Экосистема». Раньше вывоз мусора осуществлял субподрядчик – «Спецавто», но отсутствие экономической целесообразности вынудило их уйти. У «Экосистемы» автотехника новая, с задней загрузкой, поэтому они потратили собственные средства на переоборудование парка.
– Вы читали в социальных сетях негативные отзывы…
– Негатива по переполнению нет. Люди обращают внимание на мелочи: крышка, педали, колеса… Жителей города не оставили без выбора: если они категорически против пластиковых контейнеров, то могут обратиться в управляющую компанию, которая несет ответственность за содержание площадки. Можно вернуть старые контейнеры. У меня штук 40 в резерве точно есть.
Пока от установки евроконтейнеров отказался только микрорайон «Радужный». Там председатель ТСЖ быстро сориентировался, написал письмо регоператору, и для них все осталось по-прежнему. Они так решили, и пусть. Но я думаю, что если мы сейчас вдруг снова поставим металл, будет обратная реакция людей.
– Перемены произошли очень быстро, буквально за пару дней. С чем это связано?
– Да, оператор работал в выходные, в последних числах июня, в авральном режиме. Информации жителям не дали, даже администрация, «ЖКХ-Холдинг» и я узнали о планах накануне в пятницу. Аврал был связан с тем, что с новым месяцем наступала смена перевозчика. Чтобы вывозить мусор в обычном режиме и без проблем, и понадобилась такая скорость. Конечно, если бы оставили металл, мы бы справились своими силами, но какой ценой – сложно представить.
Мы будем мониторить общественное мнение, но пока сложно комментировать на тему: «Что будет дальше?». Жителям важно понимать: это потрачены частные, а не бюджетные деньги, чтобы не было технологических сбоев по вывозу мусора.
Повторюсь: нареканий по переполнению нет, есть небольшие проблемы с негабаритным мусором. Это моя зона ответственности, думаю, на следующей неделе (разговор состоялся 3 июля, – прим. ред.) вопрос будет закрыт.
– Сколько новых контейнеров установили в Берёзовском?
– На Берёзовский силами «Экосистемы» выделено 299 контейнеров. В поселках пока только металл. Сохранность «евриков» в поселках вызывает сомнения.
– Многие, только взглянув на новые контейнеры, выразили мнение, что необходима педаль.
– Возможно, в дальнейшем контейнеры будут оборудованы педалями экспериментально. Тут вопрос в том, чья это будет ответственность? Кто будет восстанавливать в случае поломки? Управляющая компания или инвестор? Это как тюнинг в автомобиле и обойдется недешево: плюс 2-3 тысячи рублей на каждый бак.
– Уже есть уверенность, что обязательно сломают?
– Процентов на 70 я в этом уверен.
– Открывать крышки руками негигиенично…
– Еще несколько дней назад СанПины людей не беспокоили. Повторюсь: жители города не софинансируют проект: эти деньги не заложены ни в тарифе, ни в содержании жилья. «Экосистема» – это просто транспортеры, которые выиграли контракт. И не нужно считать чужие деньги. Смотреть дареному коню в зубы некорректно.
Баки и раньше стояли открытыми. Да, стало тяжелее выкидывать строительный мусор. Контейнеры более легкие, могут покатиться. Но они и не предназначены для этого, только для ТКО.
В Старопышминске на мусорке оказалась крыша. Найти владельца не составило труда: владелец только одной бани в поселке в тот день обзавелся новой. Составлен акт. Фото предоставлено Эдуардом Топорищевым
– Хорошо, а если я делаю дома ремонт?
– Тут нужно понимать, какой мусор вы выносите. Гипсокартон в разумном объеме – да, а вот перегородки и так далее… Но я хоть сейчас могу проехать по площадкам и везде увижу строительный мусор. Тут нужно частным порядком вызывать машину, но наши жители не готовы к этому, пользуются обычным методом.
– Сколько стоит новый контейнер?
– 11-12 тысяч цена по рынку. Оптовую цену не знаю.
– Как изменился способ погрузки мусора?
– Боковую загрузку сменила задняя. Контейнер выкатывают с площадки и выгружают. Да, многие площадки у нас не подготовлены к этому. Возможно, зимой УК ждут дополнительные хлопоты: площадки нужно будет чистить более тщательно, чтобы контейнер мог выкатиться.
– Еще одна причина недовольства горожан – объемы. Контейнеров стало меньше на площадках.
– Значит, будет двойной вывоз: утром и вечером. Там, где вместо девяти стало четыре. Самый эффективный способ – сфотографировать и мне отправить, если где-то не вывезли. Пока у меня таких сообщений нет. Телефон: 8-922-225-85-35.
– В первый же день случился курьез: с площадки украли контейнер. Виновного нашли?
– Жулик убежал. Контейнер нашли, сейчас он у нас на базе. Где не будет хватать, туда поставим.
– По недостаткам прошлись, но ведь есть и достоинства?
– Пластик лучше по многим параметрам. Во-первых, возможность использования крышки. Во-вторых, долговечность. Мы в год ремонтируем порядка двухсот металлических контейнеров: лопаются швы, бока покрываются ржавчиной. Покраска требуется еще чаще, особенно в местах захвата машиной.
– Какие участки города обслуживает «Горсвет»?
– Частный сектор, образование в полном объеме, «Радужный», сохранивший металл, к нам отошел. Поселки БЗСК, Ленинский, Шишкино. Тут не было задачи столкнуть местных и зашедших в город предпринимателей – важно установить понятную систему.
– Планируется установка дополнительных площадок в частном секторе?
– Мы ищем места, рассматриваем. В конце ул. Матросова или Щорса, возможно. В Шиловском микрорайоне появится новая, на повороте за стелой направо, на Лесозаводском нужны одна-две, в Монетном смотреть будем. Там люди привыкли мешки выставлять, но экономически это невыгодно: себестоимость вывоза мешков в три раза выше себестоимости забора с площадок.
– Можно как-то выразить мусор Берёзовского в цифрах?
– В транспорттировке ТКО в рамках Берёзовского городского округа задействовано порядка десяти единиц автомобильной техники. Ежемесячно на полигон перевозится из города и поселков почти три тысячи тонн мусора. Полигон у нас один – в Садовом. На его базе региональный оператор разрабатывает проект мусоросортировочного комплекса.
– Эдуард Игоревич, мусорной реформе несколько месяцев. Можно подводить первые итоги. Люди привыкли к новой статье расходов?
– По тарифу от жителей частного сектора вопросов нет, они и до этого платили за вывоз мусора. Жителям многоквартирных домов в СМИ не раз объясняли, за что они платят. Это налоги, утилизация, транспортная составляющая плюс негативное воздействие на окружающую среду. Прибыль предприятия, в данном случае «Спецавтобазы», в тариф не заложена. Все достаточно прозрачно.
Что говорят жители в социальной сети «ВКонтакте»
Tactic Strtegichesky
– Поставили, смотрятся... вопрос один – надолго ли хватит?
Дмитрий Владимирович
– Крышки открываются только при помощи рук, что очень не гигиенично. Хотя, конечно, было бы лучше, если бы они были закрыты, и мусор не раздувало по дворам.
Анна Огнивова
– Новые контейнеры подкатываются к машине, дабы их опустошить. И все они сейчас стоят на пьедесталах (площадки были оборудованы для старых контейнеров). Если их таскать туда-сюда для опустошения, то колеса отвалятся быстро! Плюс ко всему крышки открываются руками, мало кто это будет делать, и мусор будет складываться в могучую кучку рядом с закрытым баком (вонь и мухи никуда не денутся). Если оставлять баки с открытыми крышками, то от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, та же вонь и мухи.
Denis Gilyazov
– Есть похожие контейнеры, но с ножным механизмом открытия крышки. Такие были бы удобнее, а то у нас во дворе просто ставят пакеты с мусором на землю.
Михаил Пальтов
– Крышки будут открыты, колеса отломят. Образ жизни.
Ольга Сурова
– Не вижу разницы. Какая вообще разница, какие стоят контейнеры. Прямо восхитительно, ура, новые контейнеры!
Александр Шматков
– В шестом микрорайоне старые убрали, а новых в два раза меньше оставили, первый же праздник – и под горой мусора их будет сложно найти коммунальщикам. А так выглядят солидней.