Чуть больше недели назад в Березовском появились две точки бесплатного приёма использованных автомобильных шин. Их поставил Департамент по обращению с отходами.
Проблема утилизации автомобильных шин довольно серьёзная – они относятся к тем отходам, которые нельзя выбрасывать на контейнерные площадки, их не принимают на полигоне бытовых отходов. Тем не менее, в межсезонье горы использованных покрышек вырастают едва ли не рядом с каждой контейнерной площадкой, оказываются на нелегальных свалках, в автомастерских, и так далее. Чтобы утилизировать покрышки легально, нужно вывезти их в пункт приёма, да ещё и заплатить денег – от 190 до 680 рублей за комплект из 4 шин. Понятно, что в таких условиях только очень осознанные и принципиальные граждане доезжают до пункта приёма.
Сейчас же березовчанам предлагают сдавать шины бесплатно в двух точках приёма. Одна из них находится за магазином «Светофор» на улице Строителей. Вторая на улице Орджоникидзе – по Объездной дороге, напротив поворота на БРМЗ.
Для приёма шин используются бункеры, на которых размещены соответствующие информационные баннеры.
– Сейчас основное внимание направим на то, чтобы предприниматели не повезли с производств беспредельное количество покрышек, что приведёт к коллапсу, и на этом эксперимент и закончится, – отметил на своей странице в социальных сетях руководитель Департамента Эдуард Топорищев. – В то же время для предпринимателей есть возможность сотрудничества, но все-таки на каких-то экономически понятных условиях.
По его словам, сегодня никакой экономической выгоды заниматься утилизацией шин нет. Но «застолбить территорию» и занять пустующую нишу на рынке сейчас самое время. В перспективе компания собирается заняться производством печного топлива или низкокачественной солярки из использованных шин. В этом им поможет пиролизный котёл длительного горения, который Департамент недавно закупил и тестирует.
Пиролиз позволяет разложить элементы резиновых покрышек (под воздействием высокой температуры и без доступа воздуха) на несколько нефтяных фракций. При этом пиролиз считается экологичным методом, поскольку в отличие от простого сжигания шин при пиролизе в атмосферу не выбрасываются вредные вещества.
– Это интересная история с точки зрения автошин. В Екатеринбурге, в Тагиле так работают предприятия, которые входят в систему РОП*. Автошины – единственное, что пока работает в РОП, причем формирование цены тарифное – то есть очень интересное для меня как для предпринимателя, – отметил Эдуард Игоревич. – Мы почему туда и начали смотреть. Это единственное самое близкое и понятное для нас.
Сейчас в Департаменте проводят первые эксперименты по пиролизу, чтобы в дальнейшем понимать все нюансы этого процесса. Первый блин оказался комом – топливо получилось не той консистенции, более густое, чем нужно. Но допущенные ошибки будут учтены в дальнейшем. В Департаменте только в пиролизе видят экономическую целесообразность переработки шин.
Раздельный сбор пока приносит только убытки
Больше года назад Департамент по обращению с отходами начал внедрять в Берёзовском раздельный сбор отходов. Модули для вторичных материальных ресурсов (ВМР) – стекло, пластик, бумага, стоят возле контейнерных площадок многоквартирных домов в Березовском и Верхней Пышме. Кроме того, ВМР компания собирает у нескольких торговых точек и организаций.
Пока это направление деятельности Департамента остается убыточным, и перекрыть доходами даже текущие расходы по ее организации не получается. От месяца к месяцу разрыв между расходами и доходами составляет от 15 до 50 процентов.
К тому же красивые модули для ВМР в работе оказались непрактичными и тяжёлыми в обслуживании. ВМР в них собираются в кубовые мешки, извлекать которые крайне неудобно, а их вместительность составляет 20-30 кг. В Департаменте уже было нашли решение – поставить внутрь обычные евроконтейнеры, но по габаритам они оказались больше, чем нужно.
Стекло
Одним из решений проблемы в Департаменте видят постепенную замену трёхсекционных модулей на двухсекционные, исключив отсек для стекла. Потому что стекло оказалось самой капризной фракцией, и с ней связано много негатива – такие контейнеры быстрее остальных переполняются, их сложнее всего обслуживать, и это самое дешёвое сырьё, из которого довольно сложно извлечь прибыль. Сейчас на складе организации лежит порядка 100 тонн стекла, но технология его переработки ещё не отлажена. Для плитки, которую изначально планировали делать из стекла, пока не нашли правильного «рецепта». Но поиски продолжаются.
– Мы сделали немножко плитки, мне не понравилось. Стекло непористое, не связуется с цементом и через какое-то время расслаивается. Но, с другой стороны, я читаю литературу, там написано – стеклянная пыль здорово идёт в фильтры для бассейнов, и для пескоструев, и вместо речного песка для завода сухих смесей, – смеётся Топорищев.
Также рассматриваются варианты пустить стекло на производство стекловаты и стекловолокна.
Пластик
Сейчас все сетки для пластика в Берёзовском – желтые и чёрные – принадлежат Департаменту по обращению с отходами. Единственная разница между ними – в чёрных пластик выкупается у населения, расчёты производятся с управляющими компаниями (пока кроме «ЖКХ-Холдинга», с которым до сих пор не заключен договор), а пластик в жёлтых сетках собирается безвозмездно.
Как отмечают в Департаменте, в Берёзовском со сбором пластика дела обстоят намного хуже, чем в соседнем Екатеринбурге, так как у нас в сетки попадает далеко не только пластик. Полезной фракции из сеток извлекается не больше 50 процентов. Остальное (так называемые хвосты) приходится выбрасывать. Отсортировка хвостов усложняется тем, что никто не хочет работать на такой линии. Поэтому сюда привлекают «клиентов» ФСИН, дают возможность гражданам устроиться на один или несколько дней с ежедневным расчётом, при этом пытаются создавать условия, чтобы работники задерживались здесь хотя бы на неделю.
На сегодняшний день весь полученный пластик продается. Линия по переработке пластика стоит денег, которых у Департамента нет. Например, система по измельчению, мойке и сушке пластика стоит 7,5 млн рублей. Но для сколь-нибудь успешного производства пластика нужно намного больше, чем выбрасывает население нашего города.
– Есть интересные технологии, производство лопат, ящиков из вторички методом разжижения и впрыска. Провели аналитику рынка по лопатам. В сезон лопаты вагонами продаются. Можно на одних лопатах жить нормально. Просто у нас такого пластика нет в городе, придётся ещё и закупать. А аппарат, который их производит, стоит 9 млн рублей. В лопату уходит 700 грамм, – говорит Топорищев.
Бумага
Строить линию по переработке бумаги для Департамента пока тоже не по силам – очень дорого она стоит, да и сам вторичный рынок по бумаге весьма конкурентный. Крупные торговые точки и предприятия предпочитают заключать договоры с более крупными фирмами. На контейнерных площадках также бумагу и картон растаскивают «городские предприниматели», которые сдают их в пункты приёма за деньги.
– На сегодняшний день всё это убыточно, – подытоживает результаты работы Департамента по раздельному сбору Эдуард Топорищев, но тут же оговаривается. – Пока. То есть я понимаю, зачем я это всё делаю. Пока всё плохо, но перспективы есть, и мы ждём каких-то изменений в этой стороне, потому что дуальный** сбор у нас не вырос в регионе. Сейчас дуальный превращается, как положено, в раздельный потихонечку. И я думаю, что мы будем где-то или внутри, или рядом.
* РОП, Расширенная ответственность производителей – механизм экономического регулирования, согласно которому производители и импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после использования и утраты потребительских свойств.
** Дуальный сбор. В отличие от раздельного сбора, где для каждой перерабатываемой фракции (стекло, бумага, пластик и т.д.) предназначен отдельный контейнер, дуальный сбор предполагает разделение отходов только на две категории – всё, что поддаётся переработке, отправляется в один контейнер, остальные, не перерабатываемые отходы, в другой. По такой схеме с прошлого года в Берёзовском работает «Спецавтобаза».