Возле мусорного полигона «Северный» решили создать новую свалку. Как сообщают общественники в группе в социальных сетях, чиновники Верхней Пышмы на 25 га увеличили участок для захоронения отходов около посёлков Крутой и Садовый. Чем это грозит жителям близлежащих населенных пунктов? И под что уйдет такой щедрый кусок земли?
Мусорный полигон «Северный» (площадью 50 га) только несведущим людям кажется далеким. На самом деле 20 километров по дороге и итого меньше, если по прямой. К слову, рядом с «Северным» находятся еще несколько работающих – полигон промышленных отходов АО «Уралмаш» – 41 гектар, ФГУП «Свердловский спецкомбинат «Радон» – 12 гектаров. Ассорти на любой вкус! Но сегодня будем говорить о нашем, о «Северном», который требует скорейшего закрытия с точки зрения экологии и человеческого права на жизнь без угрозы здоровью.
– «Северный» обещают закрыть только в 2024 году. Точный месяц не называют в Свердловском МинЖКХ. За это время на полигон могут поступить еще 2,4 млн тонн к уже имеющимся 20 млн. А пока люди живут у гигантской помойки, – говорит Александр Аникин, эксперт Общественной палаты Свердловской области. – У полигона сегодня находится поселок Садовый, Крутой, ГО Берёзовский, Красногвардейский и 4 садовых товариществ в более чем 500 хозяйств.
«Северный» в 1968 году создавался, как свалка в основном для стройматериалов. Потом сюда начали возить и другой мусор, и он стал рассматриваться как дополнительный резервный полигон для Екатеринбурга, Верхней Пышмы, в том числе и для твердых бытовых отходов. При его запуске никто не планировал, что он в будущем разрастется до таких масштабов, как сегодня, ну и никто не заботился о санитарных нормах. Отмечу, что тогда и состав мусора был другой.
В 2015 году, когда закрылся Широкореченский полигон, все потоки из Екатеринбурга, Верхней Пышмы, а с 2019 года и Берёзовского, Арамиля и Сысерти устремились на «Северный», который для нашей агломерации стал единственным.
Сегодня современное законодательство ушло вперед по требованиям по полигонам и «Северный» сейчас не отвечает его пунктам. Поэтому он вызывает опасения с точки зрения экологической безопасности. Конечно, мы все понимаем, пока возить мусор некуда и его не закрыть в один день. Актуальная задача – необходимо построить новый объект, который бы отвечал всем новым требованиям, затем перестать возить мусор на «Северный» и заняться его рекультивацией. Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов говорит, что рекультивация будет проводится после утвержденного проекта. По его и нашим оценкам, начало рекультивации после закрытия может начаться через пять лет. В течение этого времени он будет стоять в законсервированном состоянии. На Широкореченском полигоне, к слову, до сих пор не началась рекультивация, а она закрыта с 2015 года. Есть проект, есть смета, но все еще нет бюджета. Как видите, это не быстрый процесс.
«Спецавтобаза» нам говорит, что полигон может работать еще четыре года. То есть получается, что рекультивация в идеале может начаться только через 10 лет. А проблема существует сегодня.
– Как же вопросы экологии?
– Важный момент – у полигона нет санитарной защитной зоны, она не установлена. Роспотребнадзор с 2018 года пытается добиться от «Спецавтобазы» установления этой зоны. Но последнее предписание, которое родилось в нашем правительстве, продлило срок установления санитарной зоны для таких полигонов как «Северный» до 1 октября 2021 годы. А в действительности, люди живут в 270 метрах от свалки, и большинство получали земли раньше самого полигона, и не могут пожаловаться на «Северный», например, если вода идет плохая, или мусор летает потому, что нет санитарной зоны. Это очень большая проблема! И в глобальном плане не могут быть выяснены нарушения и влияния данного полигона на близлежащие населенные пункты.
Вторая проблема – фильтрат, который стекает с тела полигона. Он не учитывается, для него нет обеззараживающих механизмов – они просто не построены на полигоне. Поэтому вокруг полигона образуется болотистая местность и мини-водоемы. Все в купе – химическое отравляющее вещество. Пока экологической оценки никто не проводил. Помимо фильтрата есть свалочные газы, специфический запах. Когда в Екатеринбурге стоит смог – движение воздуха отсутствует, то 50 гектаров с 20 миллионами мусора начиняют смердеть, и в городе пахнет помойным ведром.
У жителей поселка Крутой одна дорога в поселок Садовый, Верхнюю Пышму и Екатеринбург и она прилегает к полигону. Поэтому там постоянно стоят очереди из мусоровозов. Дорога однополосная и она постоянно занята. Что создает опасную дорожную обстановку, где пассажирским, школьным автобусам, да и всем водителям приходится маневрировать, съезжать на обочину, пропуская встречный транспорт или разъезжаться в опасной близости:
В день на «Северный» приезжает около 100 мусоровозов с ТКО и все они проезжают через поселок Садовый. Вы бы видели, как они гоняют по сельским улицам с большой скоростью. Это не безопасно. Ну и экологическая нагрузка на сам поселок она, конечно, не учитывается.
Когда мусоровозы едут на полигон из них часто высыпается мусор на обочины дорог. Кто должен убирать? В идеале не должно ничего сыпаться. Ну, или водитель должен выйти и убрать за собой. Контроль за территорией должна вести «Спецавтобаза». Иначе свалка у нас начинается еще до полигона.
– Кто отвечает за полигон «Северный»?
– Это территория, которая передана Верхней Пышмой в собственность Екатеринбурга. Администрация в свою очередь передала его в ЕМУП «Спецавтобаза».
26 марта ваши депутаты приняли новое территориальное зонирование – 25 гектаров передали под место хранения отходов. Пока нет классификации, что там будет: полигон или сортировочная линия. Но территориальное зонирование – точно такое же, как у самого полигона. Мы думаем, что там планируется свалка отходов. Министерство ЖКХ говорит, что в будущем они намереваются установить сортировочную линию, чтобы уменьшить нагрузку на полигон. Но на самом полигоне строительство мусоросортировочной линии запрещено законодательством. Для него должна быть использована отдельная площадка. И возможно часть из этих 25 гектаров пойдет на строительство линии. В среднем такие заводы занимают до 5 гектаров.
– Как наши чиновники планируют решить мусорный вопрос?
– В территориальной схеме по обращению ТКО существует два центра для екатеринбургской агломерации. Так называемый Екатеринбург-Север, связанный с «Северным» полигоном и Екатеринбург-Юг. Объем поступающих твердых коммунальных отходов на каждый из них определен в среднем 400 тысяч тонн. То есть эти два полигона и два мусоросортировочных комплекса в будущем должны были принимать 800 тысяч тонн и обрабатывать. В южной точке полигон был определен в Сысертском ГО, но там жители отбили притязания потому, что это негласная наша «рублевка», там еще близость аэропорта, ну и отсутствие производств. Был организован сбор подписей и внимание СМИ, написали письмо на имя губернатора и там уже завод строиться не будет. Вместо него Егор Свалов говорит, что они рассматривают пять мест, и хотят построить один комплекс с мощностью в 700 тысяч тон, который в принципе позволить закрыть «Северный».
Адреса площадок пока не называются.
Вот такая ситуация ложилась на сегодня с полигоном «Северный». Более актуальную информацию можете читать в группе в ВК https://vk.com/club199063236. В обсуждениях темы понравился такой комментарий: «У меня есть предложение – давайте разработаем и будем проводить экскурсии на полигон «Северный». Пусть как можно больше людей узнает о наших деятелях, которые это создали, или молчаливо соглашались с происходящим. Может такая реклама поможет спасти наши сады?»
Действительно вид «Северного» отрезвляет быстро. Это махина практически с 9-ти этажный дом, который раскинулся на 50 гектаров, смердит, портит экологию, дышит газами, растекается под землю, находится в очень близкой доступности к людям. И ее невозможно быстро закрыть и выключить из нашей жизни. «Северный» достанется еще нескольким поколениям нашим потомков. А пока давайте начнем хотя бы сортировать домашний мусор, среди него оказывается много перерабатываемого сырья. Пусть – это капля, но вместе мы – океан.
Факты
Дожди, снег и влага, выделяемая мусором на полигонах, превращаются в опасную жидкость. Ее научное название – фильтрат. Есть он и на полигоне «Северный». Стекая вниз, фильтрат попадает либо в грунтовые воды, либо образует лужи вокруг полигона.
Превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в фильтрате может достигать огромных значений. Экологи говорят, например, что содержание фенола может быть превышено в 900 раз.
Многие считают, что любой мусор можно отправить на переработку. Но на самом деле это работает только с «чистыми» видами отходов, которые можно разобрать на составляющие.
Например, жевательная резинка к таким не относится. Она содержит пластик, переработать который можно, но в промышленных масштабах этим почти никто не занимается. Экологичная альтернатива: мятные конфеты, леденцы или жевательные резинки на основе натуральной смолы деревьев – их можно найти в аптеках.
Комментарий
Расширять полигон «Северный» нельзя! Так считает профессор Уральского государственного горного университета, внештатный эксперт Государственной экологической экспертизы Ольга Гуман:
– Помимо явных пробелов при эксплуатации старых полигонов, у полигона «Северный» есть еще более значимый недостаток – он находится слишком близко к Екатеринбургу и жилым поселкам. Агломерация растет, но в этом направлении рост им ограничен. Полигоны нужно делать на более существенном расстоянии от поселков и городов, чтобы экологический вред не распространялся на жителей, а экологический урон наносился участкам, не предполагающим свое развитие в ближайшее время. Желательно, чтобы эти участки были выбраны с учетом, как геологических критериев, так и экологических последствий.
Катя Шилова, газета "Час Пик", Верхняя Пышма