Режиссер Павел Баранчик стал единственным региональным спикером на московском культурном форуме, который состоялся с 23 по 25 марта в центральном выставочном зале «Манеж».
На нем собрались сотни деятелей культуры и искусства, руководителей профильных министерств и ведомств, представителей бизнеса.
– Почему я там оказался? В совет театральных деятелей официально я не вхожу. Но как-то появилась в оргкомитете моя фамилия, и я стал единственным, кого пригласили – в качестве не гостя, а именно докладчика, – объяснил Павел Владимирович. – Думаю, не в последнюю очередь это связано с всероссийской премией «Грани театра масс».
Проект Баранчика «Жизнь после…» был отмечена дипломом третьей степени, новогоднее шоу «12 месяцев вальса» – дипломом первой степени, а митинг «Останусь…светом» ко Дню 70-летия Победы получил звание лауреата. В этом году режиссер отправил на суд жюри митинг «Чтобы ты дышал» 2017 года. Хоть он получился не таким массовым, как предыдущие, но в нем есть свои фишки, которых в Берёзовском еще не было. Вручение премии в этом году перенесено на осень, оно состоится в Санкт-Петербурге.
Что мог рассказать руководитель небольшого учреждения культуры из маленького города Свердловской области серьезной московской аудитории? Общей темой, объединяющей всех спикеров, стало будущее культуры, вступление театра масс в новое столетие (в этом году этот жанр отмечает 100 лет с момента появления). Какие новые требования предъявляет время к современным режиссерам? Что ждет уличное искусство в эпоху информационных технологий? Как привлекать к театру масс молодежь? Вот на этот последний вопрос и попытался ответить Павел Баранчик. Говорил, конечно, о собственном опыте, о том, как создавал свои постановки с участием сотен и даже тысяч березовчан – эффектные, громкие, яркие, но увы – одноразовые. Это главное, что отличает классическое театральное искусство и уличные постановки.
– Чем больше технологий мы используем, тем больше искусственности, тем меньше становится души. Хоть создателям церемонии открытия Олимпиады в Сочи и вручили премию «Грани театра масс», мне не хватило людей, – говорит режиссер. – Если вспомнить Олимпиаду-80, то это тот шедевр, который до сих пор никто не повторил: в одной только сюите «Дружба народов» было задействовано более 3 тысяч человек!
Свое выступление Павел Владимирович сопроводил видеорядом собственных мероприятий. Туда вошли и традиционные праздники вроде Дня Победы, и более молодые, например День Российского флага. Неизменно появляются на этих действах учащиеся техникума «Профи» – ребята, на первый взгляд, незаинтересованные, от репетиции к репетиции становятся все более вовлеченными в процесс, вживаются в роли.
Интересным с точки зрения высказывания противоположных мнений стал диспут о будущем дворцов и домов культуры. Часть приглашенных продюсеров, например, Иосиф Пригожин, говорили о том, что деятельность учреждений культуры сегодня должна однозначно приносить деньги.
– В зале встала женщина, директор одного из домов культуры, и просто его осадила, сказав о том, что к ней ходят дети, к ней ходят пенсионеры и они, быть может, именно благодаря увлеченности и живут дольше, – рассказывает Павел Владимирович. – И все успешные артисты родом из детства, и были когда-то выходцами из самых обычных местных ДК. Эта культура не может остаться в прошлом.