Главным показателем мастерства художественных коллективов и отдельных исполнителей являются фестивали. Что сделать, чтобы они, фестивали, стали настоящими праздниками искусства, были интересны зрителям, городу? Как спрогнозировать организационный механизм, чтобы он не давал сбоев?
Об этом шла речь на совещании у Ирины Тиминой, начальника управления культуры и спорта города Берёзовского, на котором присутствовали члены оргкомитета фестиваля «Осеннее очарование». Именно он стал предметом разбора и дал толчок развернувшейся полемике.
По общему мнению, сам фестивальный праздник, проходивший в стенах ремонтируемого дворца культуры «Современник», был организован и проведен профессионально. Зрители даже не обратили внимания, что концерт проходит не в зрительном зале, а на импровизированной сцене фойе второго этажа с бутафорскими кулисами. Не догадывались они и о сложностях подготовки и о перипетиях организационного периода. Председатель городского женсовета Валентина Гущина остановилась на самых ключевых моментах подготовки. Как получилось, что прописанное в Положении о фестивале, объявленное в СМИ и на афишах место проведения было изменено в самый последний момент? Ведь и «Современник», и детские музыкальные школы находятся в одной отрасли, всё это культура. И почему-то в отсутствие Ирины Тиминой руководители не могли договориться.
Еще более странно, что на день проведения фестиваля было назначено подведение итогов городской акции «Цветущий город». Причем многие жители участвовали и там, и там. В продолжение этой темы члены оргкомитета добавили, что неверная реклама сбивала всех с толку: и зрителей, и участников, и руководителей. Телефоны кураторов раскалялись от вопросов. Идущие друг за другом неточности, перестановки порождали сумятицу, нервотрепку, слухи. Что отрицательно сказалось на качестве выступлений. Валентина Николаевна попросила также пояснить, почему конкурсные мероприятия формата КВН, например, «Нам года не беда», называются фестивалями, хотя таковыми не являются?
Предметом дискуссии стала отмена отборочных туров на местах и неправильное толкование этого определения. Все пришли к выводу, что Положения должны быть четкими, не идти вразрез с областными директивами. Неполные, неточные формулировки привели к резкому спаду количества заявок и малому охвату населения. К тому же Положения сильно запаздывают, поступают порой всего за две недели до начала фестиваля, конкурса. Участники совещания, побывавшие на областном гала-концерте, отметили, что на этом концерте выступали и получали лауреатские звания большие хоры, вокальные группы, хореографические коллективы центров досуга. У нас лучшие, дипломированные хоры и ансамбли городского культурно-досугового центра по неизвестной причине остались в стороне от «Осеннего очарования».
Четкий и достаточно ёмкий итог этих дебатов подвела сама Ирина Тимина, его можно разбить на четыре пункта.
1. Очень важно при планировании масштабных городских фестивалей учитывать мероприятия других социальных групп. Необходимо развести фестиваль «Осеннее очарование» и другие акции, дать время на подготовку к ним.
2. Необходимо пересмотреть сроки проведения «Осеннего очарования» в сторону оптимизации, чтобы привлечь больше участников.
3. Конечно же, термин «на местах» трактуется гораздо шире, нежели «отборочный пункт». Отборы можно и нужно проводить на предприятиях, в учреждениях, в общественных организациях – советах ветеранов, социальных обществах, любительских клубах, при возможности – в досуговых центрах.
4. Готовиться к будущему фестивалю следует уже... сегодня. И непременно добиться областных лауреатских званий