Технологию, дающую +10% к явке, уже обкатали в трех уральских регионах
Подогревать интерес к всероссийскому голосованию за поправки к Конституции планируют с помощью предвыборных лотерей и викторин. О планах федеральной власти заимствовать опыт по их проведению URA.RU рассказали сразу несколько высокопоставленных чиновников. В трех регионах Урала — Тюмени, ХМАО и Свердловской области — такая практика привлечения на участки для голосования уже доказала свою эффективность на выборах регионального и федерального уровней, пишет URA.RU.
Согласно данным ВЦИОМ (опрос от 20 февраля), 41% опрошенных россиян заявили, что точно примут участие в голосовании по поправкам к Конституции, 25% — скорее примут и 11% точно не примут. Региональные власти при этом ориентируются на цифру явки в 60%. Именно такие вводные были озвучены на учебе политических вице-губернаторов, которую администрации президента устраивала в мастерской управления в «Сенеже».
По словам инсайдеров, к мобилизации перед голосованием подключат самые успешные практики регионов по повышению явки. «Будут применены технологии, хорошо показавшие себя, такие как выборные викторины и лотереи. С регионов собирали данные о том, как эти акции прошли и какие эффекты дали», — рассказал посвященный в процесс подготовки голосования уральский чиновник. По его данным, в пример всем остальным регионам были поставлены лотереи на избирательных участках, которые проходили на Урале: в Свердловской и Тюменской областях, а также в ХМАО.
Впервые практика проведения лотерей была применена в 2008 году в Тюмени. Тогда региональная явка на выборах президента составила почти 84% (для сравнения: в 2004 году на участки пришло 77% тюменцев). На выборах депутатов региональной думы в сентябре 2016 года проводилась акция «Золотая осень». Участники голосования получали лотерейные билеты, которые давали право на гарантированный приз — в том числе возможность выиграть несколько квартир, автомобили и турпутевки. Финансировал акцию «Благотворительный Фонд развития города Тюмени», куда поступали деньги местных спонсоров.
Тюменский опыт был использован на выборах губернатора Свердловской области в 2017 году — в 20 крупнейших муниципалитетах области разыгрывались десятки квартир, машин и тысячи других подарков. Фестиваль «Уральские самоцветы» (в рамках него проходила лотерея), который организовала Уральская торгово-промышленная палата, позволил повысить ожидаемую явку на 10%, сообщает инсайдер в администрации главы региона.
По словам источника, больших отличий от тюменской модели не было — также был создан специальный фонд для финансирования мероприятий. «Единственное, мы постарались выделить отдельные помещения рядом, а не проводить мероприятия на самих избирательных участках», — отметил собеседник агентства.
Политолог Евгений Минченко отметил, что предвыборные лотереи — достаточно распространенная технология привлечения избирателей на выборы. «Что касается того, какой процент она дает — во многом это зависит от привлекательности призов», — отметил эксперт. Социолог Сергей Ширяев согласился с тем, что лотерея является действенным методом для привлечения избирателей на выборы, тем более, что в случае с поправками к Конституции риск увеличить протестное голосование минимален — подавляющее большинство россиян одобряют предложенные изменения.
Явка при голосовании по поправкам в Конституцию важна как критерий легитимности принятого решения, объяснил политолог Дмитрий Орлов. Однако, по его мнению, предвыборные лотереи как метод мобилизации в этом случае вряд ли адекватны: «Люди должны прийти сознательно и высказаться содержательно».