В пяти километрах от Берёзовского, в живописном уголке Старопышминска, находится социальное учреждение «Берёзовский психоневрологический интернат». Здесь оказывают услуги людям, страдающим различными психическими заболеваниями.
«Берёзовский психоневрологический интернат» – это целый мир, у которого своё огромное сердце, своя кровеносная система и свои исключительные и неповторимые взгляды на мир. Люди здесь не просто живут, а работают, строят и оформляют отношения, находят друзей.
В интернате проживают 273 человека, из них 58, которые требуют особого постоянного ухода и внимания. В интернате работают 135 сотрудников, однако специалистов не хватает, поэтому есть потребность в кадрах специалистов различного профиля: от медицинского до социального. Сотрудники, работающие в учреждении, пользуются льготами: оплата услуг ЖКХ и сокращенный рабочий день.
Татьяна Захарова, специалист по социальной работе, признается, что в первые месяцы работы она не была уверена в своем окончательном выборе профессии. Когда уловила особую атмосферу, царящую в интернате, решение было принято: буду работать здесь. Знакомые и друзья Татьяны поначалу задавали ей вопрос: как ты можешь там работать?
Но вот Татьяна встречает нас у здания администрации, а позже ведёт на прогулку по территории, заводит в корпус, разговаривает с клиентами, ребятами (именно так называют жителей интерната сотрудники), и ответ рождается сам собой.
На территории психоневрологического интерната два жилых корпуса, здание администрации, медицинский блок, в цоколе которого расположен культурно-досуговый центр, швейный цех и несколько построек подсобного хозяйства. Под открытым небом – спортивная площадка и футбольное поле. Всё это на рельефной местности под высокими соснами.
В швейном цехе шьют постельное и нижнее бельё, в том числе для других интернатов области, у которых своего производства текстиля нет. Сотрудники швейного цеха — это клиенты интерната, которые устроены на штатные единицы.
В подсобном хозяйстве – коровник и свинарник, благодаря которому интернат обеспечен молоком. А еще теплицы, где выращивают огурцы, помидоры и зелень. Всё своим трудом изготовленное идёт на собственные нужды.
Без лишней скромности сотрудники говорят, что мечтают о внешней помощи. Не все насущные вопросы и потребности удаётся решить в рамках тех средств, что выделяются от министерства в рамках государственного задания. В качестве примера директор интерната Александр Ушаков приводит Нижний Тагил, где «Уралвагонзавод» является постоянным шефом пансионата «Тагильский».
Больших проблем у Берёзовского интерната нет, однако регулярно возникают моменты, в решении которых могли оказать содействие волонтерские организации и благотворители.
Например, интернат мечтает о единой радиосвязи, которая бы позволила максимально скоро оповещать всех жителей. Будь то чрезвычайная ситуация или общее мероприятие, но на данный момент финансирование не позволяет воплотить в жизнь все планы.
У БПНИ есть футбольная команда, но нет возможности принять на работу тренера, который бы хоть раз в неделю смог проводить тренировку. А ещё в мечтах – чаще выбираться в поездки на различные мероприятия, но в связи с отсутствием в интернате автобуса это крайне затруднительно.
Владимир
Двери интерната всегда открыты для волонтёров, потому что радость жителям интерната доставляют новые лица, с которыми можно поделиться своим огромным внутренним миром.
Берёзовский психоневрологический интернат также был участником выставки «Бизнескилометр» в День предпринимателя. На ней они продавали собственные поделки и рисунки. В этом году помогали в секторе добра волонтерскому движению «Подари свою доброту». Участвовать в жизни города – одно из самых больших желаний не только сотрудников, но и самих жителей интерната. Так они познают внешний мир, знакомятся с новыми людьми и видят, что есть жизнь, ради которой стоит работать над собой и своими эмоциями.
И это происходит. Случаи единичны, но за многолетнюю практику есть истории, когда клиенты начинали самостоятельную жизнь, получив жилье, переезжали в другой город, устраивались на работу. С гордостью руководство отмечает, что те клиенты, которые трудоустроены на предприятиях города, производят хорошее впечатление на работодателей. Труднее всего – найти подходящие вакансии. Да и далеко не каждое предприятие готово принять на работу клиента интерната. Однако те, кто уже приобрел опыт, не раз обращались к руководству БПНИ с вопросом, а не найдется ли еще столь же ответственных работников, поэтому и руководство и клиенты интерната были бы рады предложениям от работодателей.
Татьяна Захарова признается: сомнения перед устройством на работу были, но теперь она точно уверена, что находится на своём месте
– Я долго могу говорить о каждом нашем клиенте, – делится Александр Борисович. – Я девять лет работаю в интернате и считаю, что здесь могут работать только люди с очень большим сердцем.
Марина Кузьминых
Марина Кузьминых, психолог, говорит с пониманием и теплотой о каждом клиенте. Обращение к курящему мужчине почти ласковое: «Игорёша, мы сейчас подойдем к тебе, ты ведь не отравишь нас дымом?».
С 2005 года трудовые будни Марины Кузьминых непрерывно связаны с психоневрологическим интернатом. Да, моральная нагрузка серьезная, но профессионализм принес понимание: надо стараться понять каждого и принять его проблемы и особенности.
Татьяна
Таня живет в интернате с 18 лет. Скоро ей будет 40, хотя определить это сложно: особенность многих кто здесь находится. Она говорит, что работает на подсобном хозяйстве, доит и кормит коров, а раньше ухаживала за свиньями. Таня копит деньги на очередную поездку, очень хочет на море. Она уже была в путешествии по Золотому кольцу, в Казани. Она – одна из тех, кто может самостоятельно поехать в город Берёзовский за покупками. Например, футболку с надписью «Моё счастье зависит от ваших успехов» Таня купила сама. Питание в интернате централизованное, однако при желании клиенты покупают сами себе продукты и готовят их на общей кухне.
– Мне нравится тут жить, – говорит Таня.
Марат и Ольга
Из 46 лет шесть последних Марат живет в интернате. Это высокий худощавый мужчина, который охотно общается и рассказывает о себе.
– Дома я состоял на учете у психиатра, были проблемы. Когда мама стала пожилая, решила искать место и написала заявление в Министерство социальной политики. Так мне оформили путевку, – рассказывает уроженец Сухого Лога.
Раньше Марат пас коров. На мероприятиях был ведущим. Он потрясающе танцует – в том числе цыганочку, степ; отлично разбирается в технике. Как недееспособный, он не может совершать покупки сам, поэтому при необходимости приобретения какой-либо техники, одежды, оказания услуг, Марат обращается в социальную службу интерната.
Почему именно сюда? Любая мать хочет сыну лучшего, а Берёзовский интернат зарекомендовал себя одним из лучших. Видели бы вы, какой я был поначалу!
Марат обрел здесь веру: в интернате сложилась община, около десяти человек, которые в сопровождении социального работника ходят на службу в храм Старопышминска. Посещает и молельную комнату, находящуюся на территории интерната. С особой теплотой он вспоминает поезду по Золотому кольцу России, где самым значимым для него было посещение Троице-Сергиевой лавры.
Вера в бога и любовь, которые пришли к нему здесь, делают Марата довольным своей жизнью, и менять он ничего не желает. Любовь – это про Олю. Она тоже клиент интерната, трудится в медицинском блоке.
Когда Оля – невысокая, еле до плеча Марата, встает рядом с ним, она буквально светится: улыбка озаряет доброе лицо. Оля – глухонемая, но счастливую женщину видно и без слов. Про «женщину» – это не только про волосы или платье: ногти на руках и ногах ее аккуратно покрыты лаком одинакового цвета. Эта ухоженность поражает и умиляет.
Трудотерапия и досуг
Цокольный этаж одного из зданий красив и даже уютен: здесь располагаются библиотека, актовый зал и зал для собраний, где собираются на еженедельную планерку все сотрудники и отмечаются праздники. Красота этого помещения – почти исключительно за счет выставки работ клиентов. Это рисунки, вышивка, и работы действительно хороши.
В актовом зале – проектор, экран, ноутбук. За концерты классической музыки в интернате благодарны Наине Ельциной, чей благотворительный проект «Филармония онлайн» позволил купить это оборудование.
Зал для собраний сотрудников и клиентов
Библиотечную работу ведет клиентка интерната Клавдия Николаевна. Лет ей немало, но для клиентов здесь нет официальных «Клавдия», тем более с отчеством. Клава – бывший педагог, поэтому она легко вписалась в пространство библиотеки. Она выдает книжки, настольные игры.
Конечно, читают здесь далеко не все. И не всё.
Территория интерната зелена, чиста, ухожена. Садовника в штате нет: спасибо Игорю и Серёже, клиентам. Трудоустроены здесь немногие (бывают даже случаи трудоустройства на предприятия города), и в этом случае это практически обычная жизнь с графиком, обязанностями, заработной платой. Работают в швейном цехе, на подсобном хозяйстве (обеспечивая интернат мясом, молоком и молочными продуктами), помощниками на кухне.
Или вот Алексей. В числе других клиентов он мирно сидит в деревянной беседке, курит, наблюдает за гостями. Когда Марина Кузьминых подходит к нему и спрашивает, сколько лет он работает в отделении «Милосердие» (Алексей помогает с самыми тяжелыми больными), он говорит: «Много уже, с 1994-го, уходить пора, устал». Лукавит, говорит Марина Кузьминых: хочет внимания. Ей веришь: Алексей улыбается и выглядит довольным жизнью.