Горно-обогатительный комбинат с коллективом меньше 30 человек. Звучит неправдоподобно, но всё верно: речь идет о драге.
«Старушка», как пошутил кто-то из старейших ее работников. И в самом деле, не девочка: 12 мая ей исполнилось 85 лет. Чем не повод для экскурсии?
Березовчане хорошо знакомы с шахтами, где добывают золото. На самом деле драга – «коллега» шахты, но способ добычи золота здесь другой: это разработка россыпных месторождений открытым способом.
Сегодня драга № 54 работает выше поселка Становой по течению реки Пышмы. Сделана эта мощная машина в городе Воткинске. В начале 1933 года ее детали прибыли в Верхнюю Пышму, на берегу реки началась сборка, и в мае 1934 года драга приступила к работе. Конечно, этого бы не случилось, если бы не данные геологической разведки, которая установила богатство пышминского месторождения.
85 лет в истории страны – приличный срок. Она тонула, горела. Пережила небольшой период консервации, прошла под мостом. В 1970-е прошла Старопышминск, позже, в 80-е, подошла к Становой. В 1998 году «Артель старателей «Фарта» купила драгу у «Берёзовского рудника», переживающего не лучшие времена. Современная ее история насчитывает 21 год.
– Драга – предприятие полного цикла. Уникальное по техническому оснащению оборудование совмещает в себе несколько операций – добыча, переработка горной массы, ее обогащение, извлечение ценного компонента и отвалообразование, – рассказывает главный инженер артели Константин Руппель. – Мощнейший агрегат перерабатывает один миллион триста тысяч кубометров горной массы за сезон.
Сезон длится с конца марта или начала апреля до наступления основных зимних холодов. Юбилярша работает круглосуточно, и оборудование к концу сезона неизбежно нуждается в капитальном ремонте, который за зиму и производится.
За время своей работы драга на реке Пышме пополнила золотой фонд страны более чем на семь тонн (в свой «золотой век» она приносила до 200 килограмм за сезон).
Про технологию
Ширина забоя приблизительно 60 метров. Отработав один, драга зашагивает – продвигается вперед на 2,5-3,5 м для отработки нового забоя. За смену их отрабатывается три или четыре.
Объем каждого черпака – 250 литров. Всего по цепи перемещаются 82 черпака
Черпаковая цепь из 82 черпаков объемом 250 литров (до реконструкции драги, прошедшей в середине 70-х годов, это значение составляло 210 литров) забирает породу с поверхности земли. Максимальная глубина – 11 метров. Разрабатывая толщу россыпи, драга подает на промывку всю вынутую породу. Частички с самым большим удельным весом (это как раз золото) задерживаются и накапливаются в ходе этой промывки на резиновых ковриках шлюзов.
Сполоск (съем обогащенного продукта) осуществляют так называемые «сполосчицы» и доводчики (на драге их пять человек). Работа несложная – технология давно отработана – но монотонная, требует терпения, внимательности и аккуратности. Многие женщины работают здесь много лет и передают свое мастерство молодым.
Зато для остальных процессов нужны крепкие мужские руки. Машинисты, механики и электромеханики, слесари, газоэлектросварщики... Зимний капитальный ремонт не требует привлечения сторонних специалистов: работает тот же коллектив. Поэтому здесь особенно ценится универсальность.
После прохождения всего процесса добычи и обогащения металл доводят до чистоты на концентрационном столе. Остальная порода уходит в отвалы. Полученное золото сдается на завод по переработке цветных металлов; слитки продаются банку.
Про коллектив
На драге работают 26 человек. В основном это березовчане. Чтобы остаться работать здесь – а условия легкими не назвать – нужно если не полюбить, то уж точно принять это место, своеобразную ее романтику. Остаются на предприятии-корабле не многие из тех, кто пробует, но уж если остаются, то надолго. Сегодня на драге можно увидеть людей от 25 до 60 лет, но в основном коллектив возрастной, зрелый.
Несложно подсчитать, что с 1934 года здесь работает уже третье поколение. Раньше, когда многие процессы проходили с помощью рук, а не машин, рабочих было намного больше. С течением времени, развитием техники многие профессии исчезли с драги. Например, доводка металла раньше была полностью ручной, береговых рабочих (матросов) заменила техника.
До рабочего места только на лодке
Где и на кого выучиться, чтобы пойти работать на драгу? Однозначного ответа нет. Горняки, конечно, ближе всего (для студентов Уральского горного университета на драге проводятся ежегодные экскурсии), но возможен и вариант обучения на месте. Главное – желание. Сложнее сегодня найти представителей рабочих профессий.
Зарплата складывается из нескольких факторов. Работники драги получают больше, чем представители тех же профессий на обычном предприятии: сказываются условия труда, необходимость большую часть времени проводить на воздухе вне зависимости от температуры. На пенсию отсюда уходят раньше: профессии «льготные».
«Капитан» здесь – начальник драги. Одна из самых важных должностей – драгёр, его место здесь, можно сказать, почетное. Ответственность за драгирование, соблюдение всех технологических правил лежит на нем. Контроль ведется с пульта управления в так называемой «драгёрке».
Про экологию
Раньше, в начале 80-х, на том месте, где сегодня работает драга, находилось непроходимое Волковское болото. Вокруг предприятия создана инфраструктура: дороги, электричество. Пейзаж, который обозревается с драги, выглядит фантастическим. Константин Руппель поясняет: это ведь производственный объект, то есть действующий карьер. Когда драга уйдет отсюда, то земли после рекультивации будут переданы их владельцу. Через какое-то время ничего не будет напоминать о том, что на месте нынешних лесов и коттеджных поселков добывали золото.
В верховьях и ниже поселка Становая драга давно прошла. Эти земли рекультивировали. По берегам дражных разрезов посажены хвойные породы деревьев, которые хорошо приживаются на отвалах. На многих участках построены коллективные сады и дачные поселки
Влияние драги на экологию контролируется жестко и основательно, в том числе Министерством природных ресурсов. Производственный контроль воды, атмосферы проводится постоянно. Контролируется и количество отходов.
– По закону изменение русла реки возможно, в том числе и для разработки месторождений. Работа драги не оказывает отрицательного воздействия на природу выше допустимого. Вреда атмосфере, воде, человеку нет. Конечно, при условии принятия правильных технических решений, – говорит Марина Ежурова, эколог артели. – Мы работаем по лицензии и в соответствии с проектами на разработку земель и их рекультивацию. То есть отработанные земли приводятся в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Ежегодно проводятся работы по предотвращению загрязнения реки. Соответствующие мероприятия являются составной частью проекта дражной разработки. После обработки образуются привлекательные разрезы с рыбой и другими водными жителями.
Проход под мостом
За тридцать лет работы драга полностью отработала верховья реки и уперлась в железнодорожный мост неподалеку от станции Березит. Его высоты для прохода драги было недостаточно, ведь плавучая фабрика – сооружение трехэтажное. Было решено поднять мост.
Подготовка моста к проходу под ним драги
Около него соорудили четыре фундамента, на них установили вертикальные фермы, рядом закрепили мощные подъемные лебедки. Ниже моста построили плотину. Образовался водоем. Заранее рассчитали уровень воды для проплыва драги. Такое смелое техническое решение в Советском Союзе было осуществлено впервые. Вся операция заняла 2 часа 20 минут
Интересные факты о драге
- На Воткинском заводе тяжелого машиностроения делали паровозы, мосты, противотанковые пушки, землечерпалки, ракетные комплексы «Тополь».
- Драга была изготовлена с помощью американской фирмы «Юба».
- Ежегодно «Артель старателей «Фарта» отчисляет в государственный бюджет 10 миллионов рублей налогов. Страховые взносы составляют 8 миллионов, аренда земель обходится предприятию еще в 3,5 миллиона.
- Сегодня в Свердловской области действуют всего три драги, включая нашу. Еще две – на реке Нейве и в Нижне-Туринском районе посёлке Ис.
- Драга от английского drague, англ. drag «тянуть, тащить, чистить дно».
- Высота задней мачты – 12, 7 метров. Водоизмещение 1446 тонн. Вес 1560 тонн. Длина понтона (это та основа, на которой строится вся суперструктура) 38 метров, ширина – 22,5 метра. Общая площадь действующего земельного отвода – 242 гектара.
Устройство золотодобывающей драги
Условная баржа оснащается системой якорей, с помощью которых она закрепляется на месте разработок, затем многоковшовой цепной экскаватор производит выемку грунта, который тут же промывается и выгружается по транспортерной ленте в отвалы. Драга приводится в движение электричеством.
Герои драги
Сергей Данилов – начальник драги с 1991 года. Пришел сюда электриком после техникума, да так и остался. Дмитрий Сергеевич, сын, пошел по стопам отца: трудится здесь же электромехаником.
Владимир Никитин — старейший драгёр. С единственной записью в трудовой книжке. Он пришел сюда машинистом сразу после армии, в 1978 году. Его первыми словами в ответ на предложение пойти на драгу были: «А что это такое?». Отсутствие опыта компенсировалось способностью быстро учиться. В первый же год его работы драга почти полностью сгорела.
– Мы ехали на смену в ноябре, и нас обогнали пожарные, милиция. Приезжаем – драга горит, смена на берегу. К счастью, никто не пострадал. По версии, накалился и загорел обогреватель спецодежды, – рассказывает очевидец событий Владимир Никитин. – За зиму драгу восстановили силами работников рудника.