Законы Ньютона и Ома, силы трения и упругости, статика и механика – все эти понятия науки об окружающем нас мире иногда и самому освоить сложно, а тем более объяснить кому-то другому. Особенно когда этот «кто-то» – целый класс 13-летних подростков, у которых помимо школы куча других интересов.
22-летняя Дарья Ситникова выбрала не самую легкую профессию, став учителем физики, но о выборе своем не жалеет. Дарья Эдуардовна преподает свой предмет в школе № 2, совмещая работу с учебой и курсами самообороны.
– Учителем я захотела стать благодаря примеру своих любимых педагогов. Начинала учиться в школе № 33. В начальных классах попала к Брылиной Людмиле Васильевне. Мне нравилось оставаться после уроков и помогать ей проверять тетради. Считаю, что мне очень повезло с моей первой учительницей, я до сих пор вспоминаю о ней с душевной теплотой, – вспоминает Дарья Ситникова. – После окончания четвертого класса перешла в школу № 2, где тоже встретила замечательных учителей. Благодаря моей учительнице математики Тетериной Алевтине Аркадьевне, я окончательно решила выбрать в качестве своего будущего профессию учителя. Спустя годы понимаю, что они так повлияли на меня, что я никем себя больше не могла представить – только учителем.
– Я горжусь Дарьей Эдуардовной, потому что это выращенный мной учитель физики, я у нее вела этот предмет, – говорит директор школы № 2 Светлана Колпакова. – Мы отслеживали ее обучение, она была у нас на практике. Считаю, что из нашей медалистки получится хороший специалист: она бережно относится к школе, кабинету, школьным традициям.
Дарья Ситникова признается, что немного странно было вернуться в школу, где она до 2013 года была ученицей, где ее педагоги теперь стали коллегами. Она пришла сюда в начале нынешнего учебного года, а начала учительскую карьеру в прошлом году в одной из екатеринбургских школ, куда ее пригласили после удачного прохождения практики. Говорит, что особенных отличий между школьниками там и здесь не заметила, но все же в мегаполисе дети больше замотивированы на учебу.
Нагрузка для молодого специалиста нормальная – 23 часа в неделю. Уроки Дарья Эдуардовна ведет для шести седьмых классов, трех девятых и в одном восьмом. Классное руководство брать пока не стала – учеба в магистратуре Уральского государственного педагогического университета отнимает много сил. Во-первых, три дня в неделю во второй половине дня идут пары, во-вторых, написание диссертации и подготовка к сессии требуют времени. Окончит Ситникова вуз в конце следующего учебного года.
Готовиться к будущим урокам тоже приходится. Если тема простая, то отнимет всего пару часов, но сегодня детям все больше нужен наглядный материал – с опытами и презентациями.
– Мне сложно судить об отличиях между моим поколением и сегодняшними школьниками. Более опытные коллеги говорят о том, что если раньше дети были более внимательными и усидчивыми, им можно было дать письменное задание, то сегодня просто сидеть записывать они не будут. Нужны яркие образы, картинки или материал, который можно потрогать. Это усложняет работу педагога и вместе с тем делает ее интереснее.
По словам студентки-преподавательницы, технологии обучения и подходы к нему изменились, стали более совершенными. Но все базовые принципы педагогики никто не отменял, и классическое «нужно любить детей» по-прежнему стоит на первом месте при выборе профессии для будущего учителя. Так же остаются в почете трудолюбие, доброта, понимание и терпение.
Кстати, о терпении. Как справиться с восьмиклассниками тому, кто несколько лет назад сам отвечал у доски? Здесь нужна уверенность в себе, говорит Дарья Эдуардовна, четко поставленный голос и такое поведение, чтобы у подростков не было возможности вести себя неподобающе. Впрочем, она не подтверждает мнение, что школьники сегодня мало управляемы.
– Да, физику далеко не все учат, их сложно заставить что-то делать, они возмущаются, когда им задаешь уроки, – говорит педагог. – Но есть хорошие, добрые, душевные и искренние ребята, с которыми приятно просто поговорить.
Вспоминая свой первый урок, она улыбается: говорит, сама боялась, дети тоже – это чувствовалось. Обе стороны не знали, что друг от друга ожидать. С опытом и практикой это проходит.
В школе Даше давались одинаково точные и гуманитарные науки, но ближе она все-таки оказалась к «технарю», выбрав физику. Хобби у педагога тоже не из популярных – она занимается по израильской военной системе – Капап. Говорит, помогает разгружаться после тяжелого дня и считает, что умение за себя постоять всегда пригодится в жизни. Второе любимое занятие, занимающее свободное время Дарьи Эдуардовны – посещение балов, которые устраивает екатеринбургская епархия и различные клубы исторических танцев: бальными танцами на них занимаются по принципу мастер-классов.
Зарплата самого юного из четырех «физиков» школы № 2 устраивает, тем более пока живет с родителями. Но, по словам руководителя школы, так бывает не со всеми молодыми педагогами. Хоть им и дается комната в общежитии, но за нее тоже нужно платить, а заработок высоким не назвать. Из-за этого в школе сложная ситуация с кадрами: учителя работают с большой нагрузкой, многие – в пожилом возрасте. В этом учебном году Дарья Эдуардовна единственная пополнила коллектив, а ушли двое – в декретный отпуск.
– Молодые кадры в школу не идут, даже те, кто заключает договор о целевом обучении, возвращаются редко. Многие, особенно «математики» и «физики», идут в коммерческие структуры, банки. Как обновить кадровый состав? Думаю, пока мы не вернем принятые в Советском Союзе обязательные три года отработки после вуза, то ситуацию не переломим, – высказывает мнение Светлана Борисовна. – Сегодня нам требуются учителя иностранного языка, математики, начальных классов, географии. Молодым специалистам идет доплата первые два года, но мы должны задуматься о большей поддержке.