Жизнь города

Северные олени доехали до Берёзовского на радость уральцам

Год назад в Екатеринбург для украшения центральной городской новогодней ёлки привезли северных оленей. Через некоторое время появилась информация, что животные стали плохо себя чувствовать. Почему? С этим решил разобраться наш земляк, уралец, Павел Додонов. Ему не только удалось раскрыть секрет содержания удивительных копытных из сказочной упряжки Санта-Клауса, но и поселить трех из них на базе отдыха в Берёзовском городском округе.

Оленеводческая ферма

С помощью интернета 40-летний бизнесмен узнал, что причиной гибели оленей на новом месте в большинстве случаев становится отсутствие ягеля. Этот мох – основа питания оленей – растет только в северных районах. Заготовить и привезти ягель на Урал невозможно, так как законодательно это приравнивается к браконьерству.

Кропотливо изучая вопрос, Павел Додонов разыскал энтузиаста, который выстроил систему питания оленей таким образом, чтобы животные могли комфортно жить без ягеля. Ферма любителя животных, где содержатся адаптированные к условиям средней полосы России северные олени, расположена в Подмосковье. Ее владелец когда-то служил в Мурманске и по возвращению домой решил перевезти несколько животных к себе на родину.

Пять лет отставной военный учился управляться с оленями в новом климате. За несколько лет на ферму неоднократно поступали заявки с предложением купить оленей. Два раза их владелец даже согласился на сделку, но в обоих случаях животные погибли – от некачественно питания и ненадлежащего ухода. После такого исхода владелец фермы наотрез отказывался продавать оленей кому бы то ни было.

«Всегда любил животных»

– Когда около полутора лет назад я узнал, что в Подмосковье есть оленеводческое хозяйство, то, не особо раздумывая, взял билет и полетел туда, – вспоминает Павел Додонов.

После того, как екатеринбуржцу удалось пообщаться лично с хозяином фермы, мужчины договорились о перевозке на Урал трех оленей. Было решено поселить животных на территории турбазы, расположенной в районе Белоярского водохранилища. Уралец не может объяснить, отчего именно ему удалось уговорить владельца фермы продать оленей.

– Может быть от того, что я всегда любил животных и это не надо объяснять или доказывать – это всегда видно, – рассуждает Павел Сергеевич и тут же добавляет, что его семья отреагировала на новость об оленях с долей юмора. Даже предположили, в шутку, что он сумасшедший.

Фото Павла Шабельникова: взрослый северный олень весит до 500 кг и живет около 20 лет. Рогатым обитателям окрестностей поселка Сарапулка с кличками Цезарь, Ричард и Луи по четыре, пять и семь лет. По словам берёзовских оленеводов, их подопечные прекрасно ладят с детьми, поскольку у животных добрый и неагрессивный настрой. Для того, чтобы сфотографировать малыша с северным оленем, животное даже не требуется держать: оно спокойно стоит и равнодушно переживает внимание к своей персоне

Рогатая покупка

Для обучения навыкам содержания и ухода за северными оленями Додонов направил к подмосковному оленеводу своего тезку – 28-летнего березовчанина Павла Безрукавникова. Когда учеба закончилась, в августе 2012 года, на турбазу в Берёзовский прибыло трое животных – четырех, шести и восьми лет. Коммерческую часть сделки Павел Додонов не раскрывает, лишь сравнивает покупку с ценой нового автомобиля представительского класса.

– Я купил не только трех оленей, но и целую систему, – рассуждает Павел Сергеевич. – Сюда входит и комплекс питания, который является коммерческой тайной, система ухода, тренировки и дрессировки. К тому же я приобрел так называемого «готового оленя» – обученного, ездового, который может спокойно находится в толпе и общаться с детьми, ко всем животным можно подойти, потискать и погладить их.

Кроме грамотного управления при езде новые обитатели турбазы требуют определенного внимания: чтобы сохранить здоровье животных в местном климате важно своевременно проводить необходимые процедуры. Основные из них – это своевременное ветеринарное обслуживание, дрессировка лассо и ежедневный прогон на дистанции – выполняет обученный Павел Безрукавников.

Уникальные навыки

После полугода общения с животными на новом месте Павел Безрукавников с гордостью подчеркивает, что там, где он проходил стажировку, оленей не продают – их случай – это исключение. Работа нравится молодому березовчанину: до оленей он управлялся с лошадьми и ездил почти на всех видах рогатого и копытного транспорта.

– С оленями я в первый раз, но как оказалось – это ненамного сложнее, чем с остальными, – объясняет начинающий оленевод. – Лошадь даже будет опаснее, чем олень, который в отличие от лошади не кусается и не лягается. Даже если олень беспокоен, он не причинит вреда.

Фото Павла Шабельникова: пока молодые рога отрастают, их необходимо обчесывать, чистить. Наш визит в гости к животным как раз пришелся на следующий день после такой процедуры, поэтому рога на фото имеют такую красноватую окраску от счищенной кожицы и кровеносных сосудов. За несколько дней сосуды закупориваются, рога костенеют и без притока крови к весне отпадают по одному

В управлении оленем при передвижении есть существенные отличия от лошади – в этом деле с ними тяжелее управляться. У лошади две веревочки, у оленя – одна. Если надо повернуть направо, то веревочку требуется тянуть, если налево – то веревкой надо умудриться похлопывать.

– Эти навыки и умения по управлению тоже входят в комплекс покупки, – объясняет владелец животных.

Традиция использовать оленей в качестве ездовых животных у коренных северных народов постепенно уходит – это ведет к тому, что техника управления также теряется. На территории Белоярской турбазы олени ежедневно выполняют обязательный моцион: ловятся на аркан и проезжают первый «быстрый» круг.

– Ловля на аркан необходима как для тренера копытных, так и для коммерческого успеха, – объясняет Додонов.

Если олень перестанет бояться лассо и будет с легкостью давать себя поймать, то туристам нечего будет смотреть. К тому же, пока они уворачиваются, то расходуют запасы резвости и к первому выгону уже не такие энергичные. Но даже в этом случае первый круг отдохнувшие животные едут со скоростью 60 км в час.

Фото Павла Шабельникова: из Москвы в Берёзовский три оленя прибыли в этом прицепе. Деревянные сани приехали на Урал вместе с оленями. Во время пути они были закреплены на крыше прицепа и вызывали недоумение у других участников дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД

Ветеринары удивились

Когда ветеринары из Берёзовского впервые приехали для постановки на учет, забора анализов и прививок животных, то очень удивились. Сложность заключалась в том, что сотрудники ветеринарной службы умели брать кровь у коровы или лошади, но не у оленя. Процедуре мешал толстый ворс на шкуре.

По уходу и медицинскому обслуживанию оленей нет никаких методичек и рекомендаций, поэтому, когда берёзовская ветслужба приехала на турбазу, то владельцу пришлось очень многое объяснять «Айболитам». Знания о медобслуживании животных Павел Додонов приобрел от владельца фермы в Подмосковье, который в свою очередь получил их путем наблюдения и изучения в течение предыдущих шести лет.

Всё приходилось изучать на практике, ведь на севере совсем иная ситуация с болезнями: там у животных полностью исключено появление тех недугов, которые могут возникнуть в средней полосе.

Элементарный рацион

Наибольшую сложность для нового хозяина составил рацион питания оленей. В привычном для животных ягеле содержится около 150 микроэлементов. Чтобы сбалансированно заменить их все, необходимо тщательно подбирать продукты – в итоге перечень продовольствия, призванный заменить ягель, получается весьма большим.

Часть рациона, как и способ приучения к новым продуктам, – держатся в тайне. Это коммерческий секрет. До того, как оленей забрали на Урал, они проходили в Подмосковье полугодовую программу адаптации, основная часть которой состояла в приучении животных к новому корму.

– Олень никогда не станет есть продукт, если он с ним не знаком, – объясняет оленевод. – Например, дайте ему яблоко – животное от него откажется. Лакомством для них в любом климате является соль, относительно спокойно они воспринимают сено и грибы, в том числе и не пригодные в пищу для человека мухоморы и сыроежки. Последние, кстати, они могут собирать в лесу самостоятельно, так как олени отлично воспринимают запах.

Павел Безруковников ежедневно кормит животных и предполагает, что если найденные грибы у оленей отбирать, то копытные перестанут их искать. Проверить эту версию он сможет только следующим летом.

Фото Павла Шабельникова: копыто северного оленя

Хлеб тоже относится к разряду изысканных оленьих угощений, но только в ограниченном объеме. Отдыхающие на базе туристы кормят северных копытных именно хлебом. Предлагаемые гостями яблоки, бананы животные не воспринимают, так же как и мясо. Поилка у оленей стоит только летом – зимой они употребляют снег, на исторической родине он также заменяет им воду в холодное время года.

На турбазе в загоне для оленей организован навес и стол, чтобы они не вставали в кормушку ногами. Корм для них раскладывают на традиционном столе, из-за этого оленеводы считают их интеллигентными животными. По словам Павла Додонова, они всегда ведут себя неспешно и вальяжно, даже когда везут нарты с отдыхающими – делают это так, как будто никакой компании веселящихся на прицепе нет.

Уральские особенности северян

Огромным плюсом уральских северных оленей является то, что они обучены «стоять в толпе»: то есть к ним можно подходить, трепать их за шерсть, пихать в нос яблоко или морковку – им будет всё равно. Можно даже посадить верхом ребенка для фото на память. Вес «поклажи» не должен превышать 40 кг – иначе оленю это будет «не интересно», ведь он до сих пор мечтает о ягеле.

Фото Павла Шабельникова: Павел Додонов со своими питомцами

Обитающие на турбазе у Белоярки олени отличаются от своих северных собратьев циклом смены рогов. Из-за того, что все трое животных кастрированы, как и любые ездовые олени, они начинают сбрасывать рога в начале весны. На севере олени в стаде сбрасывают рога к новому году. Если ездовой олень не пройдет процедуру кастрации, то к весне животное станет неуправляемым и буйным.

– Новые рога отрастают каждый день на пять сантиметров Первые несколько недель они мягкие, в них пульсирует кровь, и они чувствительны к любым прикосновениям, – рассказывает хозяин животных. Позднее, из-за того, что к рогам кровь начинает приливать не так активно, они начнут костенеть и отмирать. А затем совсем отваливаются.

Берёзовские олени обещают радовать посетителей турбазы колоритными рогами до конца зимнего сезона.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22