Активисты из «Сейчастья» придумали и воплотили в жизнь немало крутых проектов, один из новых – «Мастерские общения».
Методист Оксана Кищенко рассказала, в чем суть начинания:
– Мастерские для взрослых ребят мы задумывали уже давно, но начали работу только в сентябре. Мы долго думали, что нам вообще делать в этих мастерских. Нам нужно было найти какую-то продукцию, которую ребята смогут делать сами, не требующую какого-то дорогостоящего, сложного и громоздкого оборудования. Мы не делаем за них: у нас цель, чтобы ребята могли что-то делать сами. Нас поддержал благотворительный фонд CSS.
«Сейчастье» реализует большой проект «Необходимая поддержка», куда входят не только мастерские, но и занятия по профориентации, внутреннее трудоустройство в организации, трудоустройство на открытом рынке, а также три смены в тренировочной квартире по обучению бытовым и социальным навыкам. Ребята учатся готовить, убирать, стирать, ухаживать за собой, планировать свой досуг и развивают социальные навыки – работать и общаться в коллективе, соблюдать правила поведения, ждать своей очереди, быть вежливыми. Наставники объясняют ребятам с ментальными расстройствами те вещи, которые кажутся нам обыденными: что такое уступать и принимать помощь, зачем и кому нужно ее предлагать. Все эти ситуации разбирают в тренировочной квартире.
Каждый день ребята самостоятельно ходят в «Пятёрочку», сотрудникам магазина подсказали, как нужно себя вести с такими клиентами.
– Мы договорились с продавцами, чтобы они не делали скидок ребятам и общались с ними, как с самыми обычными покупателями. Если необходимо, сотрудники помогают. Ребят всегда сопровождает куратор, но выбирают продукты и расплачиваются на кассе они самостоятельно.
Родители очень часто излишне опекают особенных детей. Взрослые предугадывают, с какими задачами их ребёнку будет сложно справиться, что родитель сможет сделать быстрее и качественнее. Сотрудники – посторонние люди. Они дают возможность ребятам проявить инициативу, оценить свои сильные и слабые стороны.
– В квартире никто не живёт круглосуточно, ребята находятся там около 5-6 часов в день. В прошлом году мы пробовали сделать более длительное пребывание, до девяти часов, но это требует постоянной смены деятельности, чтобы не устать, и более долгого периода адаптации. Когда программа занимает меньше времени, ребята находятся на подъёме, готовы получать информацию, учиться и пробовать новое.
Мастерские работают по тому же принципу. Короткие пробные занятия проводились ещё летом, в ходе которых сотрудники оценивали возможности и интересы детей. Изначально творческие занятия не длились больше часа, и ребята постоянно меняли деятельность – что-то мастерили, затем выходили на улицу, занимались или гуляли, снова мастерили. Сейчас ребята работают по 2-3 часа, все зависит от индивидуальных особенностей. Это дружелюбная среда, которая помогает детям раскрыться, а организаторам – разобраться, в какой сфере студент будет успешен.
– Сейчас идёт период адаптации. Нельзя сказать, что это полноценная мастерская, в которой ребята самостоятельно производят продукцию и получают за это деньги. Они пока ещё студенты, которые учатся.
Многие изделия уже выглядят достойно. Организация планирует продавать их через партнёров, чтобы ребята могли получать оплату.
– Всё это будет красиво упаковано, но есть одно «но». Мы хотим, чтобы потенциальный покупатель обратил внимание на наши изделия не из жалости к ребятам, а потому что ему действительно понравилось, и он захотел купить конкретную вещь. Посыл у нас такой.
Организаторы наблюдают за ребятами, оценивают их потенциал. Оксана надеется, что после обучения часть ребят выйдет на открытый рынок труда.
– У нас есть контакты работодателей, есть опыт успешного трудоустройства. Один человек уже работает, трое проходят стажировку, двое проходят медкомиссию. Это совершенно разные работодатели, абсолютно разные направления деятельности.
Принцип трудоустройства разный. В первом случае работу искали под человека – всё новое для него очень сложно, но у него был опыт работы у дяди, на складе вторсырья. Упаковка и прессовка картона и бумаги для него была приятной и понятной деятельностью, которую он полностью освоил. Удалось найти точно такое же производство в Монетном. Самым сложным оказалось уговорить человека в первый раз посмотреть на рабочее место, но сейчас он трудоустроен на неполный рабочий день с гибким графиком, он сам ходит на работу. Ему 21 год, но что касается возраста, здесь тоже нет универсальных советов: кто-то и в 25 лет не готов к самостоятельной деятельности, а кто-то – ещё до совершеннолетия.
В организации вообще нет ограничений по возрасту, но есть проекты, нацеленные на конкретную возрастную аудиторию. Мастерские направлены на подростков старше 14 лет и молодёжь. Для ребят младшего возраста реализуются другие программы – в них больше игровых форм, подготовительных мероприятий.
– Подход к работе у наших студентов тоже индивидуальный. Кто-то в душе художник, которому нужно творить, у него своё видение, и рутина неинтересна. Для кого-то рутина и предсказуемость – это спокойствие, отсутствие тревоги, и им важно, чтобы каждый день был похож на предыдущий. Кому-то хорошо и комфортно в большом коллективе, кто-то не может работать с людьми в принципе. Это всё в точности, как у нас с вами. Главное, чтобы всё сошлось.
Изначально студентам не хватает усидчивости и ответственного отношения к задачам, которые они получают. Поэтому с ними работали многие специалисты – психологи, логопеды, дефектологи – с их помощью легче стать взрослее. Главное – не обучить какой-то профессии, а научить человека ответственно трудиться и получать от этого удовольствие.
– Есть те, кто ходит постоянно, периодически кто-то новый вливается. Часть ребят уходит со временем, трудоустраивается. У нас нет задачи развить коммуникацию так, чтобы все стали друг другу лучшими друзьями. Но когда люди часто видятся, занимаются общим делом, общаются, находят интересы помимо занятий, они начинают сближаться и общаться вне мероприятий. Это вполне естественный процесс. Для многих это клуб общения, молодёжное объединение.
«Сейчастье» ищет дружественную среду и работодателей для своих подопечных. Это достаточно сложно и для организации, и для работодателей. Однако есть определённые плюсы – ребята очень ответственные и старательные, они не хитрят. Если им удаётся освоить несколько операций, они будут чётко повторять их из раза в раз.
Но, конечно, не все готовы работать с особенными людьми, пусть даже и взрослыми.
– Мы упираемся в недостаток ресурсов – материальных, организационных, трудовых, так как не многие специалисты готовы работать с молодёжью. Мы постоянно вырастаем из наших помещений, не можем взять больше ребят или делать более крупные проекты, потому что просто физически никуда не помещаемся. Много спортивных занятий проводим на улице. Там уже свои сложности, но хотя бы есть территория. А так как мы не муниципальное учреждение, у нас нет абсолютно никакой уверенности в завтрашнем дне.
Некоторые специализированные школы очень хотят попасть на занятия в «Сейчастье», но организовать такие мероприятия практически невозможно из-за недостатка места и специалистов.
В этом году к общественникам обратился Ресурсный центр по организации летнего оздоровительного отдыха. У «Сейчастья» есть программа «Лето со смыслом» – отдых за городом для детей и молодых людей без родителей. Такую программу в Свердловской области реализуют пока только березовчане. Центр готов поддержать проект, предоставить базы, лагеря, питание для детей, а сотрудники «Сейчастья» готовы поделиться своим опытом и обучить других специалистов.
– Нам бы хотелось передавать опыт специализированным учреждениям. Туда, где есть и специалисты, и материальная база.
Организация существует за счёт грантовых средств и пожертвований. Есть партнёры в лице коммерческих организаций, которые помогают. В регионе узнают о делах «Сейчастья» в основном из публикаций в интернете, на сайте и в группе ВК. В штате НКО восемь человек плюс 20 привлеченных специалистов. Сотрудники постоянно посещают курсы повышения квалификации в разных городах России, многие имеют сертификаты международного образца.
Ведущая мастер-классов Ирина Безрукова рассказала о творческих занятиях:
– Так как мы начали работать с сентября, сразу возникла идея о подготовке к Новому году. Нужно было придумать что-то достаточно простое в реализации и в то же время серьёзное, конкурентоспособное.
Сбор шишек – одна из активностей летнего лагеря. С сентября ребята самостоятельно чистили их, красили, готовили для мастер-классов. Они создают ёлочки, основываясь на своей фантазии. Каждая работа не похожа на другую.
Ребята делают каркас, клеят шишки, красят в разные цвета. Некоторым было очень сложно работать с этим материалом, поэтому у нас появились ёлки из ореховой скорлупы и металлических элементов.
Также ребята вяжут снуды из петельчатой пряжи, делают гномов и шапочки из пряжи, создают новогодние букеты и рождественские венки.