Вряд ли хоть один пешеход в своей жизни не сталкивался с ситуацией, когда он идет по тротуару, с головой погрузившись в мысли, размышления или книгу на маленьком экране смартфона, а со спины вдруг в опасной близости раздается тревожная резкая трель, и сразу – паника.
Водители автомобилей – отдельная тема: они вообще любят, когда единственный транспорт, движущийся по дороге – машины, а все остальные участники движения превращаются в пешеходов и передвигаются по тротуарам или максимум по пешеходным переходам. А этим летом особенно заметна на улицах еще одна напасть – электросамокаты, которые транспортным средством пока не считаются. Вопросы – что же делать тем, кто ходит пешком или же честно платит дорожные налоги? Где же ездить велосипедам и самокатам?
Как велит закон (а не совесть)
Начнем с самого простого, стопроцентно прописанного в правилах дорожного движения – с велосипедов. Пешеходы в один голос утверждают, что велосипед – такое же транспортное средство, как и машина. Тут их можно немножко огорчить: хоть велосипед и приравнивается к транспорту, но в статье 1 «Общие положения» (п.1.2) говорится: «Велосипед – транспортное средство, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч». Машина, если верить тем же правилам, – механическое транспортное средство. Разница весьма и весьма ощутима, ведь отличаются не только строение, максимальная скорость, вес конструкции, но и самое главное – способ управления. Да, некоторые правила (к примеру, обязанность уступать пешеходам на переходах) написаны для всех участников дорожного движения, но никто при этом не отменял отдельные пункты только для машин и только для велосипедов.
Местоположение велосипеда на дороге регулирует статья 24 (п.24.1-24.2): «Движение велосипедистов старше 14 лет возможно по велосипедной и велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов, по правому краю проезжей части (если нет дорожек или по ним невозможно продолжать движение габариты велосипеда, прицепа или груза не превышают 1 метра либо велосипедисты движутся в колонне), по обочине (в тех же случаях, а также если невозможно ехать по правому краю проезжей части)». Кратко – велосипедисты имеют право двигаться по правой стороне проезжей части в потоке машин. У велолюбителей на дороге, как у водителей, только один запрет, отличающий их от автолюбителей – им нельзя «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах)» (п.24.8). Правило было принято в целях безопасности, ведь перестраиваться в потоке машин маленькому двухколесному транспорту может быть действительно рискованно, а наши ПДД пока борются с опасностями в большей степени запретительными мерами. Так что пока что стопроцентно легально повернуть налево можно только спешившись и двигаясь по пешеходному переходу. В остальном велосипедисты соблюдают правила, как и все.
Но лишь одна маленькая личная оговорка мешает велосипедистам выехать на дорогу – страшно. Страшно оказаться в потоке машини, и едут они, напуганные, на пешеходную зону. Там не страшно, там можно ездить так, как захочется…
Велосипедисты, запомните: ваше «страшно» не равно прописанному в ПДД «невозможно». И, выехав на тротуар с теми же установками, что движут водителями при виде вас на проезжей части, вы будете неправы вдвойне. На пешеходной дорожке главные – пешеходы. Они чувствуют себя в своей зоне в безопасности, могут уткнуться в телефон, не обязаны идти по краю тротуара, освободив середину для вашего железного коня и уступать вам дорогу по первому сигналу звоночка на руле. Наоборот, это вы должны подстраиваться под общий темп движения, не создавать помех для движения толпы, не подвергать жизнь и здоровье других опасности. На тротуаре вы – точно такой же пешеход, как и все, права для вас одни и те же (п.24.6). Если движение со средней скоростью потока на велосипеде невозможна, нужно в прямом смысле слова стать пешеходом (да, слезть с велосипеда). Нравится скорость – езжайте на правый край дороги! Это стопроцентно ваша территория.
Взрослый велосипедист может законно ездить в толпе только в одном случае. Его мы коснемся, разбирая вопрос: «А как же дети-велосипедисты?» С ними все просто – как раз они и имеют полное право ездить по пешеходным зонам. Дети до 7 лет могут ездить только по тротуару, а с 7 до 14 – по тротуару и велодорожкам. По тому же упомянутому выше подпункту 24.2, если взрослый велосипедист везет ребенка до 7 лет в специальном кресле и велоколяске или же сопровождает ребенка до 14 лет, то он тоже обязан двигаться по пешеходной зоне. Вряд ли, сопровождая ребенка, он разгонится до предельных скоростей. При этом родитель или просто сопровождающий обязан научить детей хотя бы минимальному пониманию ПДД.
Пешеходы тоже обнаглели
Итак, по правилам дорожного движения велосипедистам разрешено ездить в приоритетном порядке по велодорожкам, правому краю проезжей части и обочине, а в крайних случаях – по тротуару.
Самое любимое, особенно в Березовском, где каждый второй хоть раз посещал Тропу здоровья – обвинять в неуважении пешеходов, разгуливающих по велодорожкам. ПДД, как и любой закон, щелкает таких любителей по носу. Статья 4 пункт 4.1 разрешает пешеходам ходить по велосипедным зонам: «При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке». Конкретики, как водится в большинстве законов, нет. Если велосипедист трактует его по своим принципам, то бегун или просто гуляющий человек в возрасте будет считать иначе. Вот, к примеру, на Тропе здоровья пешеходам бегать неудобно – асфальт очень неровный и обычным гуляющим людям бегуны могут сильно мешать! Как, собственно, и бегунам – гуляющие. То же самое касается и других спортсменов, и пожилых людей. Последние тоже выбирают велодорожку не потому, что хотят насолить велолюбителям, а потому, что организму трудно преодолеть путь, шагая по асфальтированным кочкам.
Пешеходы на велодорожках обнаглели? Увы, они обнаглели ничуть не больше, чем велосипедисты на тротуарах.
Самокатам ПДД не писан
Сейчас на пешеходные дорожки выехали электросамокаты, моноколеса и другие СИМ (средства индивидуальной мобильности). С появлением возможности аренды самокатов в больших городах возникла острая необходимость хоть как-то, хотя бы на местном уровне, урегулировать движение тех, кто в законе действительно еще не писан. Массово в СМИ появляются публикации, в которых самокатчики играют роль агрессора, становятся героями чуть ли не криминальной хроники – то на человека наехали, то собственность арендодателей утопили, то на большой скорости пересекали дорогу и попали под колеса автомобиля.
Буквально на прошлой неделе Е1.ru опубликовал материал о том, что Совет по правам человека предложил свои поправки в существующие правила дорожного движения, но для начала нужно приравнять СИМы к транспорту, убрав самокатчиков из категории пешеходов. Общественная палата РФ тоже давно озабочена поправками в существующее законодательство. Обсуждаются разные категории, СИМы поделят на отдельные группы, человек на самокате приравняется к водителю. Будут свои ограничения по месту езды, по возрасту, по максимальной скорости, рекомендации по езде в темное время суток, регламент стоянок и остановок для велосипедов и СИМ. Кто-то пишет о том, что появятся новые дорожные знаки. Идут споры даже о водительских удостоверениях, как и в случае с велосипедистами.
Когда новая редакция ПДД вступит в силу – неизвестно. А пока самокатчики формально приравниваются к пешеходам по определению: к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Это значит, что люди, использующие самокаты как способ передвижения, обязаны подчиняться правилам передвижения для пешеходов: соблюдать общую скорость движения на тротуаре, обязательно на пешеходном переходе оценивать безопасность ситуации. Самокатчикам, как и пешеходам, разрешается двигаться по обочине в случае отсутствия тротуара или невозможности по нему двигаться.
К сожалению, для любителей электросамокатов нынешними ПДД не запрещается вождение в нетрезвом виде, и в случае наезда на «традиционного» пешехода случай рассматривается как столкновение двух пешеходов: обычный несчастный случай, чаще всего не входящий в статистику ДТП.
Кикшеринговые компании и местные власти не стали дожидаться, когда государство примет новые законы, и взяли ситуацию в свои руки. В мобильных приложениях кикшеринга появились зоны ограниченного скоростного режима (скорость снижается до 15 км/ч независимо от желания пользователя), объявили запрет ехать вдвоем на одном электросамокате (видимо, так арендаторы поступают в целях экономии). Однако если с арендованными самокатами это еще можно худо-бедно, то кто следит за владельцами личных средств индивидуальной мобильности?
И ведь на закон, как в случае с велосипедистами, не сослаться – мол, не ваша территория, подчиняйтесь общим правилам…
Остается только уповать на совесть людей, что они станут уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, и доказывать им в полевых условиях, что те, кто предпочитает передвижение пешком, имеют точно такие же права, как и движущиеся быстрее.