События

Пять десятилетий с теплом и уютом. Берёзовский горгаз отметил полувековой юбилей

Начальник централизованной аварийно-диспетчерской службы Анна Цуканова,  слесарь аварийно диспетчерской службы Юрий Чернов, водитель Евгений Сатуков
Начальник централизованной аварийно-диспетчерской службы Анна Цуканова,  слесарь аварийно диспетчерской службы Юрий Чернов, водитель Евгений Сатуков

50-летний юбилей отметила служба горгаза 13 июня.

Пять десятилетий тепло и уют в домах березовчан напрямую зависят от темпов газификации города и поселков. На сегодняшний день на Берёзовском участке по эксплуатации газового хозяйства АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» работает 135 человек.  Участком руководит Александр Крутиков. На обслуживании находится 577,5 км газопроводов, 125 газораспределительных пунктов, одна база сжиженного газа. Газифицировано 15 посёлков, 29 тысяч жилых помещений.

Когда в город пришел газ? Что сделано за 50 лет? Как менялась политика внутри коллектива? Об этом и многом другом рассказал Василий Кравцов, отдавший горгазу 33 года трудовой карьеры.

Фото Николая Королева

– Что произошло 13 июня 1968 года? В тот день начальник отдела газификации Свердловского облисполкома Александр Комаров подписал приказ о создании комплексно-эксплуатационной службы «Берёзовский горгаз».  Первый газ пришел на БЗСК еще в 1967 году, и для обслуживания газопровода нужны были кадры. Тогда и приехал из Украины молодой специалист Анатолий Воличенко. Он с энтузиазмом взялся за дело.

Все началось с комнаты в Новоберёзовском микрорайоне. Когда я пришел в апреле 1981-го, у нас уже было три здания: на Февральской, где сейчас общество охотников, находились аппарат, служба реализации газа, аварийно-диспетчерская служба; деревянное  здание возле бывшего управления рудника занимали склад и служба подземных сетей, а недалеко от БРМЗ был гараж.

После окончания горного университета по специализации электрификация и автоматизация я по распределению поработал в Оренбургской области и вернулся на малую Родину с женой и ребенком. В апреле 1981 года Анатолий Викторович предложил мне место слесаря телемеханики, пока не освободится должность мастера. В том же году мы переехали в только что построенное здание на ул. Строителей, где служба находится до сих пор.

В августе 1981-го я стал старшим мастером службы подземных сетей, в августе 82-го – замом начальника, а в августе 83-го ушел Валиченко, и я стал начальником комплексно-эксплуатационной службы «Берёзовский горгаз». На пенсию я ушел в 2014 году.

Долгое время газификация продолжалась сжиженным газом, что предполагало газобалонные установки в квартирах. Мы реализовывали до 880 тонн газа в год. Первые базы (это когда заливают большие подземные емкости со сжиженным газом) появились в Новоберёзовском.  Затем стали строиться газораспределительные пункты. Базы сжиженного газа, а их было 15-18, мы ликвидировали постепенно в течение десяти лет, а вот на поселках их приходилось строить: газопровод шел только до Монетного. Ключевск и Лосиный долго работали на жидком.

Сжиженный газ дороже: это сложное производство, плюс его надо возить. И опаснее. Дело в том, что природный газ легче воздуха, а пары жидкого газа тяжелее, они скапливаются внизу, хуже проветриваются. Был случай, когда на газонаполнительной станции во время заправки сгорели две мусоровозки. Еще одно происшествие случилось в Берёзовском, в частном доме. Мужчина занес домой пятилитровый баллон, а его нельзя заполнять до конца, нужно оставить паровую подушку процентов на 15: при повышении температуры жидкая фаза расширяется, объем увеличивается. А здесь баллон был полный, газ просто порвал его. Мужчина открыл все окна и двери для проветривания, но ЧП избежать не удалось. Хорошо, что живой остался.

На природный газ первыми мы перевели в 1981 году 48 домов в частном секторе до поворота на Калиновку. Потом этот участок отошел в Екатеринбург. Сейчас количество газифицированных частных домов перевалило за 7000. Активно идет газификация Сарапулки, Ключевска.

Помню, как лихо мы газифицировали Становую: местный глава собрал деньги с населения на проектирование газопровода высокого давления, что было крайне опасно. Газ провели, но Юрий Иванович лишился должности.

Десять лет назад, когда горгазу было 40 лет, я писал в газету статью и начинал ее с того, что, будучи совсем молодым человеком, я жил напротив автостанции, рядом стояла центральная котельная. Тогда топили углем, торфом, и весь снег в округе был черным. А потом в одну из зим я просто заметил, что снег стал белым. Еще ничего не знал о газе тогда, но влияние на окружающую среду заметил.

Основной кадровый состав у нас сохранялся. Да, были те, кто приходил и уходил незаметно, но специалисты ценились. Есть те, кто работал до меня и до сих пор трудится. С кем-то расставались: встанет водитель на ремонт – и у него уже бутылочка в руках. Находились умельцы, которые один полный баллон разольют на два, а жители потом жалуются:  газа надолго не хватает. Мы на такие жалобы всегда реагировали. Было даже выражение такое: «горегаз», приходилось это ломать. Численность коллектива в разные годы была от 70 до 130 человек.

Служба все 50 лет обеспечивала бесперебойную безаварийную подачу газа. Да, стекла били, но серьезных взрывов и пожаров не было. За все время погибла одна женщина. Жильцы купили новую квартиру в Новоберёзовском, сами подключили новую газовую плиту. Вечером что-то приготовили, легли спать. Сделано было очень грубо, произошла утечка, и утром стоило только поднести зажжённую спичку…  Окна вынесло, а женщина сильно обгорела и скончалась в больнице. Второй хлопок случился незадолго до моего ухода в районе Мира-Косых. Газовую плиту тогда покорежило. Оказалось, что наркоманы варили что-то на основе ацетона, и кастрюля бабахнула. Большинство случаев взрывов, которые показывают по России, это результат самовольного монтажа.

Раньше цена на обслуживание сидела в цене на газ, кубометр его стоил 12 копеек. Мы проводили обслуживание по графику, и нам не платили. Сейчас надо за техобслуживание платить, и часто народ горгаз не вызывает. Но работа специалиста – это, во-первых, со знанием дела, во-вторых, на нем лежит ответственность. С газом должны работать специалисты. Это удобная штука, но надо соблюдать все правила.

Еще о безопасности. Природных газ не пахнет. Вообще. Почему мы чувствуем запах? За это отвечает одорант – вещество, используемое в качестве примеси к газу для придания ему предупреждающего запаха. В высоких концентрациях все одоранты ядовиты, но для придания запаха опасным газам одоранты добавляют в незначительных концентрациях, что не представляют угрозу здоровью.

Сейчас горгаз реализует на городской округ порядка 26-30 миллионов кубометров природного газа. За 50 лет служба проделала колоссальную работу.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, info@zg66.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22