Шахтеры в Берёзовском встали на новые рельсы. На «Северной» завершилась реконструкция, которую золотодобытчики ждали десятилетие

07/11/2012 - 13:52 Автор: Павел Шабельников

Впервые за 20 лет горняки Берёзовского рудника заменили все два километра рельсов в стволе шахты «Северная». Работы растянулись на два месяца, золотодобытчики успешно завершили их своими силами. Отсрочка смены рельсов еще на год-два грозила закрытием шахты надзорными органами.

Горняки заменили четыре рельсовые линии направляющих проводников, по которым под землю спускается и поднимается клеть с людьми или рудой. Клеть можно сравнить с лифтом в многоэтажном доме, ее также перемещают с помощью троса. Чтобы конструкция произвольно не болталась во время движения, она фиксируется на рельсах через зацепы-«башмаки». При перемещении клеть скользит ими по рельсам, отчего последние стираются со скоростью примерно один миллиметр в год.

В шахте «Северная» две клети – каждую удерживают по две линии направляющих проводников, итого – четыре. Направляющие начинаются от верха копра шахты и ведут на глубину немногим ниже 512 метров. Общая длина четырех ниток шахтерской железной дороги – почти 2,2 километра.

Верхнее фото Павла Шабельникова: горный мастер Андрей Деревянко после ночной смены на монтажных работах в стволе.

Потерянный опыт

Как вспоминает начальник шахты Александр Петров, «Северную» запустили в эксплуатацию относительно недавно – в 1982 году. Шахта была построена по новым на то время проектам и технологиям. Одним из ее отличий были не деревянные, а металлические направляющие проводники клети. Их первая замена потребовалась спустя десять лет после начала работ. Тогда заводы Советского Союза еще функционировали и проблем в выполнении шахтостроительных работ у Берёзовского рудника не возникло.

Фото Павла Шабельникова: копр шахты «Северная»

В то время Александр Петров работал на шахте начальником подземного участка и в замене рельсов не участвовал. Масштабную реконструкцию шахтостроители выполнили в два приема – в ноябрьские и майские праздники. Добычу руды на эти периоды останавливали.

Прошло время, износ направляющих снова подошел к максимальной отметке, но экономическая ситуация на руднике и в стране была совершенно иной. Золотодобыча сократилась, предприятие пережило остановку и процедуру банкротства. В 2000 году рудник попал в структуру УГМК, и специалисты вновь заговорили о необходимости готовить замену направляющих.

Основное оборудование Берёзовского рудника, в том числе и горняцкие рельсы, изготавливали заводы Украины. После распада СССР эти предприятия закрылись, и золотодобытчики остались без производственной поддержки. Найти нового поставщика столь необходимых рельсов специальной марки оказалось весьма сложной задачей. Кроме проблем с материалами оставался вопрос с исполнителями: отгружающие руду шахтеры не владеют технологиями и навыками шахтостроителей – это работы иного профиля.

– Процесс подготовки к замене направляющих шел очень тяжело: нет денег, нет материала. Когда стали искать, стал вопрос: кто будет менять? – вспоминает А. Петров.

Все последние 12 лет длился процесс подготовки к замене железных путей подъемной системы. К этой первоочередной проблеме возвращались каждый год, но начать решать ее не могли.

Взяли удар на себя

К 2010 году износ рельсов достиг критического уровня. Надзорные ведомства во время плановых проверок неоднократно указывали на превышение норм и опасности труда в таких условиях. В целях безопасности на шахте вынуждены были смазывать направляющие для лучшего скольжения и на 20% уменьшить скорость передвижения клети – до шести метров в секунду.

На изношенных рельсах, которые более 20 лет проработали в стволе шахты «Северная», рабочая часть стерлась до предела. Нижнее фото: новые горные рельсы

Руководство рудника понимало, что откладывать реконструкцию больше невозможно, и ускорило ее подготовку. Своими силами в 2010 году была изготовлена монтажная люлька, которую разработал конструктор предприятия Александр Лебёдкин, ушедший из жизни год назад.

В 2008-м рудник возглавил новый директор – Фарит Набиуллин. Одновременно с этим стали расти мировые цены на золото, что позволило начать налаживать производство и рассчитывать на скорейшую замену направляющих проводников ствола «Северной».

Подготовительные работы под контролем главного механика шахты Леонида Новикова шли полным ходом, оставалось только купить сами рельсы. Эти 80 тонн проката, дорожающего с каждым годом, руководство рудника искало по всей России и бывшему Союзу. Нашло. С прошлого года металл начали завозить на территорию шахты, проверять, сортировать, выбраковывать. Одновременно изготавливали и заказывали крепеж: болты, шпильки, гайки.

– Чем ближе мы подходили к моменту начала ремонта, тем острее вставал вопрос о том, как мы всё это будем делать. Потому что тех людей, кто занимался этим ремонтом в прошлый раз, на руднике не осталось, – вспоминает А. Петров. – Мы добытчики, добывали руду. У нас не было практики строительной работы. Да, мы в шахте крепим, что-то делаем-строим, но работ такого масштаба мы не делали.

Позвать на помощь специалистов оказалось также невозможно. На сегодня в Свердловской области не осталось шахтостроительных предприятий. По данным берёзовских горняков, нет их и в ближайших от нас регионах. Например, в Башкирии последнее такое закрылось года четыре назад.

Фото Павла Шабельникова: монтажная люлька с бригадой шахтеров и новыми рельсами опускается на глубину.

Начали подбирать кадры из своих специалистов, как на «Северную» обрушился тяжелый удар – в декабре 2010 года затопило нижние горизонты шахты. В ходе восстановительных работ горнякам в сложнейших условиях приходилось работать в стволе: монтировать километры кабелей и магистральных трубопроводов. Фактически, за месяц шахтеры построили под землей новую насосную станцию, с помощью которой удалось откачать 512-й горизонт.

– Беломорканал рядом не стоял! Так там работали… – говорит А. Петров. – Люди, которые там работали, показали, что есть в коллективе костяк специалистов, на который можно опереться.

На монтаже трудились проходчики вертикальной выработки, старшими с ними работали механики участков и мастера. Руководство решило эту же, зарекомендовавшую себя, группу направить на замену направляющих.

Героический труд

Первоначально на «Северной» планировали приступить к реконструкции нынешней весной в майские праздники. Всё было готово, но шахтеров остановили производственные трудности: не выполнили план по добыче золота из-за низкого содержания металла в руде. К осени темпы добычи восстановили и решили менять. Хотели совместить монтаж с праздничными днями, но работать в холоде весьма некомфортно, поэтому думали вновь отложить до весны 2013-го. Директор рудника предложил не ждать и начать в сентябре.

Фото Павла Шабельникова: горный крепильщик Виктор Чубарков и проходчик, старший звена дневной смены Александр Литвинчук в монтажной люльке перед спуском под землю. На переднем плане – закрепленные в люльке новые рельсы, которые бригаде предстоит установить взамен изношенных.

Замена рельсов на правом отделении ствола стартовала 20 сентября, километр стальных путей горняки переустановили за 11 дней. Чтобы не срывать план золотодобычи, с первых чисел сентября «Северная» перешла на работу без выходных, получив запас времени для монтажа. Кроме того, в дни замены рельсов шахтеры отгружали руду, которую по специально восстановленной железной дороге длиной один километр отвозили к стволу соседней шахты «Центральная», а оттуда поднимали на переработку на Обогатительную фабрику. Героическую, по словам начальника шахты А. Петрова, работу монтажников в стволе, поддерживал соль же героический труд подземной группы золотодобытчиков.

Фото Павла Шабельникова: электрогазосварщик Равиль Ахмадиев из механической ремонтной группы

Вторую половину рельсов шахтеры начали менять 21 октября. Весь объем долгожданной реконструкции был полностью завершен 29 октября. Основные работы своими руками провела команда в составе 40 человек. Звеньями монтажников руководили Андрей Деревянко, Анатолий Борисюк, Евгений Мишкинец. Трудились в стволе безостановочно в три смены: шесть человек на глубине в люльке меняли рельсы, параллельно их товарищи из механической группы готовили наверху комплектующие для следующей бригады.

– Сами не думали, что так всё хорошо пойдет, – признается А. Петров.

Техническое руководство реконструкцией осуществлял главный инженер шахты «Северная» Александр Кузнецов. От Берёзовского рудника замену направляющих курировали директор по развитию Мунир Хафизов, главный механик Александр Третьяков и его заместитель Алексей Шмидко.

Решили углубиться

Новые рельсы прослужат не менее 20 лет. Как рассказывает главный механик «Северной» Леонид Новиков, для увеличения срока их службы решено внедрить фторопластовые вкладыши «башмаков» люльки, которые не будут стирать металл направляющих.

Решив вторую по остроте проблему последнего десятилетия, руководство шахты «Северной» строит новые планы развития. Среди них – откачка воды и разработка горизонтов на глубине до 712 метров. Туда горняки планируют добраться через три-четыре года, после чего начнут подготовку добычи новых запасов золотоносной руды.

Проходчик Анатолий Ситников после ночной смены

Отличившиеся горняки

Рабочие и инженерно-технические работники, работавшие на замене проводников ствола шахты «Северная»: Деревянко А. А., Гималтдинов А. М., Гришин А. В., Ситников А. А., Оносов А. А., Шиниязов В. М., Мишкинец Е. В., Зыков И. А., Гаскаров Д. Н., Александров А. А., Тележкин Е. В., Савин С. Б., Борисюк А. Г., Литвинчук А. П., Клюкин А. С., Чубарков В. Н., Жарков А. А., Кырманов О. Г., Новиков Л. М., Кочетков Н. Г., Безлепкин А. М., Ахмадиев Р. Т., Мальцев Д. А., Глушков Е. С., Киселев В. А., Маджуга С. Л., Носков Е. Н., Мурашов В. В., Александров А. А., Медведев А. Ю., Лабырин В. П., Морош И. И., Ковязин О. Ю., Ретнев Ю. Н., Абрамов Л. А., Коновалов Н. В., Мингарипов Р. Х., Кочнев В. Я., Кучеров В. А., Бонцевич И. Н.

Поделиться:

Комментарии (2)

  1. Гость

До чего же докатилась наша страна! Если 25 лет назад рудник отстроил заново целый город, а теперь не то, что рельсы уложить - проблема, но и до 2012 года рудник не имел средств чтобы назваться "рудником" и оформить документы. А ведь добыча у него...

До чего же докатилась наша страна! Если 25 лет назад рудник отстроил заново целый город, а теперь не то, что рельсы уложить - проблема, но и до 2012 года рудник не имел средств чтобы назваться "рудником" и оформить документы. А ведь добыча у него 500 кг золота в год! У такого государства ж...ликов и в...ров будущего нет.

Подробнее
  Гость
  1. Гость

Какой толк от этого метала, если "наше" сырьё по программе презика, только на продажу за бугор по минималке...

  Гость
Комментарии отсутствуют
Оставьте комментарий в качестве гостя. Также Вы можете зарегистрироваться или авторизоваться для удобства на нашем портале.
символы: 0
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением

Авторизоваться на сайте Вы можете с помощью своего аккаунта в одной из представленных социальных сетей.

Лента новостей

Наш опрос

Какова основная причина конфликтов между детьми и взрослыми?

Реклама в СМИ

ИД «Городская пресса» - Берёзовский
Россия, 623700, Свердловская область, г. Берёзовский ул. Восточная, д. 3а, оф.504,
+7 343 247-83-34, +7 950 635-15-55, +7 904 98-00-250, rek@zg66.ru

ИД «Городская пресса» - Арамиль
Россия, 624000, Свердловская область, г. Арамиль, ул. 1 Мая, д.8
+7 904 980-66-22, +7 904 982-33-61, karman@zg66.ru

Редакция

Россия, 623700, Свердловская область, Берёзовский, ул. Театральная д. 3 оф. 80 8 (343) 237-24-60 +7 904-98-233-61 +7 900-204-19-61.
2009-2018 © ИД «Городская пресса». При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Настоящий ресурс может содержать материалы 18+ Регистрируясь на сайте, заполняя и отправляя любые формы, Вы соглашаетесь с политикой защиты конфиденциальных данных и даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с Законодательством РФ. Создание сайта: АМИ

Сообщи новость

Отправка данных

Ваша новость отправлена в редакцию, спасибо!

Отправка данных

Ваш вопрос отправлен в редакцию, спасибо!