События

Неопытный директор школы поселка Лосиного увольняет неугодных сотрудников

Новый директор Абдуманнон Джумаев опустошил свое образовательное учреждение на 78 тыс. руб. В марте вступило в силу решение Берёзовского городского суда о взыскании этой суммы со школы № 21, расположенной в поселке Лосиный. Ущерб причинен попыткой Абдуманнона Сангиновича незаконно по надуманным поводам уволить заместителя директора по учебно-воспитательной работе Людмилу Первухину.

Накануне рассмотрения дела судом Алексей Братчиков, возглавлявший в то время управление образования Берёзовского, а ныне – исполняющий обязанности заместителя мэра по социальным вопросам, назвал назначение А. Джумаева руководителем поселковой школы «уникальным экспериментом». Вначале этот «эксперимент» вызывал лишь негодование большей части педагогического коллектива, сейчас и финансовые потери муниципального бюджетного учреждения.

Суд вернул на работу заместителя директора

Заместителем директора в школе № 21 Людмила Первухина работает с 2003 года. За это время дисциплинарных взысканий по причине плохого исполнения трудовых обязанностей у нее не было. Первое наказание Людмиле Сергеевне оформил новый директор – через месяц после своего назначения.

Заместитель директора Людмила Первухина

За «нарушение утвержденного плана и превышение должностных полномочий в отношении сотрудника» Абдуманнон Джумаев объявил своему заместителю замечание. О существовании приказа, которым ей объявлено наказание, Первухина узнала лишь во время суда. Причем процитированные выше факты не подтвердились, зато выяснилось, что директор вместо учителя, допустившего оплошность, наказал заместителя, который эту оплошность исправил.

События развивались так: 30 сентября 2011 года вместо уехавшего на семинар учителя начальных классов Нины Чукавиной замдиректора Людмила Первухина провела два урока в первом классе. Это был последний день перед каникулами, и во время уроков выяснилось, что дети не знают, когда выходить на занятия после отдыха. Людмила Сергеевна записала первоклашкам в дневники дату начала занятий – понедельник, 10 октября, чего своевременно не сделала Н. Чукавина. Позже выяснилось, что детям следует приступить к урокам в четверг, 6 октября. Допустив ошибку, Первухина попросила Чукавину известить родителей о новой дате занятий, чего та вновь не сделала. Серьезных последствий от изменения даты начала уроков не наступило, жалоб от родителей не поступало.

Факт превышения Первухиной полномочий в отношении Чукавиной, который директор расценил как грубость, вообще не нашел своего подтверждения в ходе суда. К показаниям самой Нины Трофимовны суд отнесся критически, усмотрев неприязненность отношения учителя начальных классов к замдиректора. Следующей претензией директора Джумаева к Первухиной стало ненадлежащее исполнение заместителем своих обязанностей. Якобы она неправильно распределила нагрузку в учебном плане, что привело к неверной оплате труда педагогов. Доказательств этого представитель ответчика не представил. Более того, предъявленные суду документы – учебный план и тарификационный план – подписаны самим Абдуманноном Сангиновичем, а требовать от замдиректора исполнения обязанностей директора Джумаев не имел права.

Попытка Джумаева обвинить Первухину в причинении ущерба школе также провалилась – представитель ответчика не смог пояснить суду, кто и каким образом пострадал от действий Людмилы Сергеевны.

Не прошло и месяца от даты первого незаконного взыскания, как 7 ноября 2011 года неопытный директор объявил Первухиной новое наказание – и одновременно с этим освободил от занимаемой должности.

Абдуманнон Джумаев обвинил Людмилу Первухину в нарушении правил педагогической этики. По словам представителя ответчика, замдиректора оскорбила педагога Елену Прохину на общем родительском собрании, что является грубым нарушением устава образовательного учреждения.

В протоколе собрания записано, что Л. Первухина рассказала следующее: «В этом году также проходили аттестацию учителя. Некоторые учителя показали очень хороший результат по защите аналитического отчета, но за некоторых нам стыдно. Назвать эту фамилию? Это Прохина Елена Евгеньевна».

Кодекс РФ об административных правонарушениях признает оскорблением унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Суд постановил, что в адрес педагога Е. Прохиной на собрании была высказана критика, которая не является оскорблением. Причем, перед увольнением Первухиной директор школы даже не удосужился провести обязательное в таких случаях дисциплинарное расследование.

Изучив доводы сторон, судья Любовь Фаламова пришла к выводу, что ответчик не представил доказательств неоднократного грубого нарушения Первухиной устава школы № 21. Решением суда увольнение Людмилы Сергеевны признано незаконно, и она подлежит восстановлению в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

За время вынужденного прогула суд присудил взыскать со школы в пользу Первухиной заработную плату, а также компенсацию морального вреда в размере 6 тыс. руб. В результате неправомерных действий работодателя Людмила Сергеевна испытала унижение, обиду, страх лишиться любимой работы – всё это «благодаря» новому директору. Школе подлежит оплатить услуги адвоката истицы и все судебные расходы и госпошлину.

Фото Павла Шабельникова: в директоры Абдуманнон Джумаев попал по совету Людмилы Первухиной. Она посоветовала земляку предложить управлению образования свою кандидатуру, а вскоре попала в число лиц, неугодных новому руководителю.

Решение о выплате Первухиной зарплаты за время вынужденного прогула подлежало немедленному исполнению. Месяц на исходе, но почему-то А. Джумаев не торопится с выплатой денег. На днях Людмила Сергеевна вынуждена была запросить в суде исполнительный лист и передать его судебным приставам для принудительного исполнения решения суда.

В управлении образования, глядя на происходящее, открыто говорят, что Джумаев действует правильно, и раз Первухина подала на него в суд, то директор ее «выживет».

Людмила Сергеевна вспоминает, как весной и в августе 2011 года начальник управления образования Алексей Братчиков предлагал ей занять должность директора 21-й школы, но она отказалась, побоявшись решения хозяйственных вопросов.

19 августа должно исполниться ровно десять лет как Первухина приехала в Лосиный. В 2009 году она аттестовалась на высшую категорию и не собирается из-за козней недоброжелателей уходить с работы.

Смотрите, как между собой общаются директор и заместитель:

Бывший руководитель не вынес нападок

Ни дня ранее не работавший в школе юрист, преподаватель-физик Абдуманнон Джумаев возглавил известную своими образовательными и воспитательными традициями 21-ю школу за несколько дней до начала текущего учебного года. До этого назначения Джумаев фермерствовал и работал на неруководящем посту в компании «Гаммамет».

Школа № 21 поселка Лосиный.

Предыдущий директор школы Ольга Клюсова в июне 2011 года написала заявление об увольнении по собственному желанию. Уйти с должности ей пришлось из-за пошатнувшегося здоровья. В 2010-м здание школы было капитально отремонтировано, но в ходе работ директор испытала серьезные нервные переживания, работала без отпуска и выходных. В то время поселковая школа оказалась единственной в области, где уроки не начались 1 сентября – педагогов и детей подвели подрядчики.

Сейчас в поселке распространяют слухи, что до увольнения Клюсову довел плохой – «скопище змей» – коллектив. Ольга Анатольевна эти домыслы категорически опровергает.

После ухода О. Клюсовой временно исполнять ее обязанности была назначена ее заместитель Людмила Первухина, которая и посоветовала А. Джумаеву подать заявку на директорский пост. Ольга Анатольевна увидела нового руководителя 26 августа в управлении образования, куда ей приказали явиться для передачи дел. Ранее Клюсова с Джумаевым не общалась, знала только, что это супруг одной из учительниц школы.

Директорство Ольга Клюсова сменила на работу старшего воспитателя в поселковом детском саду, а кроме этого осталась в школе на полставки преподавателем истории и мировой художественной культуры.

На протяжении сентября новый директор практически не вмешивался в жизнь школы, перемены коллектив ощутил с октября. Педагоги вспоминают, как на одном из общих совещаний Абдуманнон Джумаев заявил бывшему директору, что она в школе всего лишь «совместитель», может работать, общаться, но «никуда не лезть!».

– Человек столько лет отработал директором… Мы были все в шоке, смотрели друг на друга и не могли понять, что происходит. Это было очень унизительно, – вспоминает одна из учительниц.

Особо отмечу для читателей, что в этой статье не будут названы имена сотрудников школы № 21, которым может грозить преследование от нынешнего руководства. Как показал суд по иску Первухиной, такая угроза реальна.

– Думала, что раз я больше его знаю, то мешаю ему выстроить отношения с коллективом, попыталась не вмешиваться, – рассказывает Ольга Клюсова. Еще одна учительница вспоминает, как после случившегося Ольга Анатольевна говорила коллегам, чтобы те не подходили и не разговаривали с ней.

Весь сентябрь, октябрь О. Клюсова делала за нового директора отчеты в управление и министерство образования. Часть документов, например, статистический отчет по кадрам (форма № 83-РИК), Джумаев поручил готовить за себя своему секретарю Галине Усановой, в обязанности которой это не входило. В итоге Клюсова заполняла бумаги, на которых Джумаев потом расписывался, ставил печать и сообщал, что это он лично всё сделал.

Во время осеннего этапа аттестации педагогов Джумаев в очередной раз грубо обошелся с Ольгой Анатольевной, выгнав ее из кабинета со словами «вон отсюда!».

К декабрю Клюсова устала от постоянных претензий Джумаева о том, что она, будучи директором, плохо руководила коллективом и неправильно вела документацию. Дошло до того, что Абдуманнон Сангинович стал рассказывать родителям и школьникам(!), что при Клюсовой деньги куда-то уходили, а при нем будут использоваться по назначению.

В конце 2011 года Ольга Анатольевна решила совсем уйти из школы, чтобы не попадаться на глаза директору, для которого стала «красной тряпкой».

«Занимаемся не образованием детей, а самовыживанием!»

Школа № 21 известна как одна из лучших сельских школ Берёзовского городского округа. По итогам прошлого учебного года 11-классники Лосиного показали на ЕГЭ результаты выше средних по городскому округу по таким предметам, как русский язык, литература, обществознание. Шесть из девяти выпускников школы в 2011 году поступили на бюджетные места в вузы.

Смена руководства грозит уничтожить успехи образовательного учреждения, славу которого сформировали сильные педагоги. Последние полгода именно они оказались под гнетом нового руководства, а на первые роли вышли пассивные личности.

Перед новым годом директор А. Джумаев задал на собрании педагогам вопрос, о том, могут ли оставаться частью школьного коллектива отдельные учителя – и назвал фамилии. «Я думаю, что они не должны быть частью коллектива», – цитирует слова Джумаева очевидец этого разговора директора с подчиненными.

Красноречиво свидетельствует о методах управления нового руководителя и следующий факт. По указанию директора А. Джумаева в состав комиссии, распределяющей стимулирующую часть фонда оплаты труда педагогов, недавно включена его супруга Зульфия Джумаева. Она работает в школе второй учебный год. По отзывам, зарекомендовала себя как грамотный педагог, но после назначения мужа директором стала вмешиваться в работу коллег, хотя ранее вела себя в коллективе очень спокойно.

Фото Павла Шабельникова: «Сити-Бокс» – новая вывеска на кабинете, который раньше занимала замдиректора Людмила Первухина. С английского это слово можно перевести как «городской ящик». Директор Абдуманнон Джумаев объясняет коллегам, что это помещение для хранения документов. Педагоги недоумевают.

Теперь табличка с должностью Л. Первухиной красуется на дверях бывшей складской комнаты...

...еще недавно здесь лежали стройматериалы. Сейчас руководство заверяет, что это помещение аттестовано для работы замдиректора.

Все обращения учителей в городское управление образования о возникших проблемах ничего не дали. Оттуда приходят лишь формальные отписки. «Нас управление образования не слышит! – заявляют педагоги. – Мы не уверены в завтрашнем дне, не знаем – будем ли работать на следующий год или нас выгонят. Занимаемся не образованием детей, а самовыживанием!»

По мнению педагогов, фактически школой руководит не А. Джумаев, а назначенный им заместитель Лариса Леонтьева. В коллективе убеждены, что все подходы к людям и решения Джумаева идут от нее. Лариса Львовна – опытный педагог и работает в 21-й школе 14 лет. В свое время О. Клюсова оказывала поддержку Л. Леонтьевой: добилась от главы города Владимира Перепелкина выделения ссуды на обустройство в поселке. Почему, заняв руководящую должность, Лариса Львовна ополчилась на своих коллег, они не понимают.

В индивидуальных беседах с учителями А. Джумаев рассказывает, что он восточный мужчина, поэтому не может просить о чем-то женщин, а может быть «только победителем». Так бывший секретарь директора Галина Усанова поведала, как директор сказал ей буквально следующее: «70 процентов моих желаний должны быть вашими желаниями!» На это Галина Всеволодовна ответила: «Нет уж, ваши личные желания я исполнять не буду», – и вскоре уволилась.

Работники уходят

За время директорства Абдуманнона Джумаева из почти сорока сотрудников школы № 21 уволились пятеро, с которыми у руководителя не сложились деловые отношения:

1) Галина Усанова, секретарь, отработала в школе 11 лет;

2) Любовь Астафьева, библиотекарь, педагог-психолог, руководитель школьного музея;

3) Владимир Пахомов, системный администратор с высшим образованием, выпускник 21-й школы (его место заняла дочь директора А. Джумаева);

4) Геннадий Мокин, механик по совместительству (проводил техосмотр и выпускал в рейс школьный автобус, отвечал за его ремонт; после увольнения дети из дальних поселков 3,5 недели добирались в школу самостоятельно);

5) Ольга Клюсова, бывший директор, учитель истории и МХК.

Комментарии

«Я бы хотел, чтобы меня понимали»

Абдуманнон Джумаев, директор школы № 21:

– Это было не увольнение (директор рассказывает о ситуации с Людмилой Первухиной – прим. ред.), а освобождение от занимаемой должности за неисполнение возложенных на человека функциональных обязанностей. Законы каждый день меняются, обновляются... Освобождение равносильно по словарю Ожегова – потом я посмотрел – <…> оказалось, что освобождение – это и есть увольнение. Хотя фактически человек просто был отстранен от занимаемой должности заместителя директора по учебно-воспитательной части, но по первой должности – она была принята учителем – она оставалась работать учителем. Она не была уволена, за выполнение учительской работы получала зарплату, премиальные, стимулирующую часть.

Не понимаю, почему она пошла и иск подала.

Согласно решению Берёзовского городского суда 26 января 2012 года я ее восстановил на должности, на сегодняшний день человек работает по документам, а фактически я перспективы развития в нашу школу никакого вклада не вижу. Именно она назначена по воспитательной части и на сегодняшний день в нашей школе очень хромает мотивация внеурочной деятельности учащихся к обучению, к образованию.

Вот на сегодняшний день нет программы, нет плана мероприятий. Естественно, если нет этих двух компонентов, очень трудно регулировать процесс развития в стратегическом направлении школы. Но худо-бедно мы идем. Сейчас человек (Л. Первухина – прим. ред.) находится на больничном.

Педагогический коллектив у нас – у всех большой стаж, большой опыт. <…> Я назначил Леонтьеву Ларису Львовну заместителем директора по учебной части, которая на сегодняшний день, успешно исполняет свои должностные обязанности. По поводу психологического климата у нас есть сложности, но потихоньку мы их исправляем.

Я с первого дня поставил для себя задачу, что главная цель – это мотивация учащихся к образованию. Чтобы достичь этого, любой работодатель должен быть требователен к работникам. Хотя у нас осталось всё по старому, но изменения закона позволяют и заставляют, может быть, должностного руководителя немножко по-другому смотреть… Уровень развития техники тоже заставляют, чтобы это всё оперативно принималось, быстрей, чем раньше. Вот, исходя из этого, я более требовательно отношусь к своим работникам, может быть, это зачастую им не нравится. Или они не понимают.

Как человек, я отношусь очень вежливо, но вот как к работникам, я не планирую менять [отношение]. Я был требовательным и буду требовательным. Почему? Потому что много упущено, надо эту проблему решать быстрей и быстрей.

<…> У каждого руководителя есть свой способ влияния. Я ввел мероприятия по определению уровня знаний любого учащегося с первого класса по десятый, чтобы предпринимать какие-то меры в стратегическом направлении для улучшения. <…> Когда я провел эти мероприятия и определил уровень знаний, решил, что можно с этими обучающимися учащимися еще улучшить образование, находясь 40-50 километров от центральных городов.

В каждой работе есть свои трудности. Если мои требовательности были… становятся кому-то непонятными… для человека создан язык и разум – этот человек может подойти сюда и сказать, что «я не в силах этого делать» или «мне не понятно».

<…> Я требования свои обычно через распоряжения или через приказы оформляю. Если не понятно это, я считаю, педагоги, работники, они должны подойти и – я открыт, я никогда не строг в этих отношениях – должны подойти, выяснить эту ситуацию, найдем «золотую середину»… как-то по-другому решим.

<…> Зависит от самого человека. Вот Первухина. У меня есть распоряжения ежедневные, которыми я с человеком общаюсь – через бумагу… Я ей сказал: «Составьте программу развития школы в воспитательной части». На сегодняшний день этой программы нет.

<…> Я бы хотел, чтобы больше всего меня понимали все: и педагоги, и учащиеся. Я просто хочу благо и добро им. Я хочу, чтобы любой учащийся, который уходит из стен школы, сказал спасибо всем нам.

<…> Для решения проблем любые способы приемлемы, если это в рамках закона или это прибыльно.

<…> Государство в моем лице требует, чтобы любой человек, который у нас в школе в сфере образования работает, должен выполнять на 100 процентов… если он патриот – на 120, на 150… а патриот, я считаю, – это тот человек, который выполняет всю политику сегодняшнего государства.

«За что меня поливают грязью?»

Ольга Клюсова, бывший директор школы № 21:

– Я понимаю так: всё, что я создавала, всё, что делала, теперь надо в корне уничтожить, искоренить. Но это ничем не заменяется! Главная цель – чтобы не было наших фамилий. Но страдают и другие люди, в первую очередь дети! Дети видят, как себя чувствуют педагоги. Многие школьники уже говорят, что не хотят идти в школу.

Я не говорю, что была идеальным руководителем, но почему после того, как я ушла, меня надо поливать грязью? Что я такого плохого сделала для школы или поселка? В управлении образования меня прекрасно знают, но закрывают глаза на то, что Джумаев обвиняет меня во всех бедах. Я не понимаю позицию управления образования.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22