Говорим о том, когда душевные раны превращаются в раны на теле
Мы часто слышим данные высказывания от подростков в возрасте от 14 до 18 лет, но что это значит на самом деле? И понимают ли дети, что за диагнозы они ставят сами себе?
В психологии аутодеструктивное поведение очень хорошо описано: «ауто» - я на себя, «деструктивное» - разрушительное. То есть, «аутодеструктивное поведение» - это причинение вреда самому себе, разрушение себя.
В подростковом возрасте данное отклонение проявляется довольно часто, ведь ребенок стремится проявить себя, сделать все, чтобы его заметили, одним словом - пытается обратить на себя внимание. Но не всегда получается отстаивать себя, свои интересы и права. И, вместо того чтобы обратить всю злость на мир, подросток принимает решение вымещать ее на себе.
Какие формы существуют?
Это отклонение можно встретить в двух его формах: физической и эмоциональной. Разберем по отдельности:
Выражением физического аутодеструктивного поведения является «селфхарм» (несуицидальное самоповреждение). Чаще всего это самостоятельно нанесенные порезы, синяки и ожоги. Согласно международной классификации болезней, «селфхарм» - это не только физическое причинение боли себе, но и злоупотребление алкоголем, наркотиками и лекарствами. Физическое насилие по отношению к себе проявляется также в навязчивом стремлении выдергивать волосы на голове. Экстремальные виды спорта также можно считать некой разновидностью аутодестрктивного расстройства. Количество детей склонных к самоповреждению в последние годы растет. Кроме того, подобное поведение может привести к повышенной вероятности самоубийства в будущем.
Эмоциональное проявление аутодеструктивного поведения выражается в отношении ребенка к окружающей среде. Как правило, такие дети очень замкнуты.Рродители ничего не знают о жизни своих детей. Такой подросток уклончив от разговоров, старается как можно быстрее ответить на все вопросы, причем делает это максимально поверхностно и агрессивно.
Конечно же, все индивидуально для каждого человека. Существуют личностные особенности, по которым мы можем понять, что человек аутодеструктивно настроен. У него уже есть характерологическая установка: он в первую очередь будет причинять вред себе, нежели кому-то другому.
Что может способствовать проявлению данного расстройства?
Причинами для проявления аутодеструктивного поведения, в первую очередь, может стать недостаток внимания со стороны сверстников, родителей, потеря контакта с окружением, внутренние конфликты, буря чувств, которые свойственны для переходного возраста. Статистика показывает, что чаще всего такие дети живут в неблагополучных семьях и становятся жертвами насилия как морального, так и физического. Это может вылиться в подавленное состояние ребенка, а еще хуже, в одну из форм депрессии или агрессию.
Депрессия - психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и утрата способности получать удовольствие (ангедония). К дополнительным симптомам депрессии могут относиться сниженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденций. Подросток ощущает себя ненужным, бесполезным и беспомощным. К данному состоянию подключаются «селфхарм» и другие виды аутоагрессии, что может привести к плачевным последствиям - попытке суицида или даже смерти подростка.
"Зов о помощи"?
В практике психологов часто бывает так, что подросток приходит за помощью уже в отчаявшемся состоянии, когда требуется медикаментозная форма лечения. Такие дети попадают в специальные центры, где с ними работают специалисты и назначают индивидуальное лечение.
Дети зачастую думают, что все пройдет само собой, никакой врач ему не поможет и никто его не поймет. Они считают, что справятся со своими проблемами сами, но такое мнение очень обманчиво.
Пообщавшись с психологом-психоаналитиком, специалистом по детско-родительским отношениям Марией Устюговой из PSYFLOAT HOME CENTER, мы узнали, как ведется работа с подростками, имеющими признаки аутодеструктивного поведения:
Мария Устюгова: «Если случилось так, что ребенок обратился за помощью, то работа не заканчивается только на нем. Предполагается стопроцентная проработка проблемы и с его родителями. Одно без другого просто не бывает, у всего существуют свои вытекающие.»
Как аутодеструктивное поведение влияет на будущую жизнь подростка?
Мария Устюгова: «За данным поведение, как сказано выше, стоит желание привлечь внимание. Все зависит от глубины нарушения, если оно очень сильное, то для ребенка это уже как способ контакта с окружающим миром. Если нарушение менее глубокое, то это диалог с родителями, привлечение их внимания, желание быть услышанным, получить реакцию от родителя, помощь. Обычно все это связано с изменениями в семье, окружении. Чем глубже нарушение, тем сложнее с ним справиться на поведенческом уровне».
Какой может быть терапия?
Мария Устюгова: «Опять же все сугубо индивидуально, все зависит от уровня нарушения психологического состояния подростка. Кто-то нуждается в поддерживающей терапии, кто-то в медикаментозной помощи при алкоголизме, наркомании, суицидальных попытках и любом другом причинении вреда самому себе».
Существует ли риск рецидивов в дальнейшей жизни?
Мария Устюгова: «Конечно, да. Если в жизни ребенка ничего не меняется, то рецидивы точно будут. Если мы хотим качественных изменений в отношении подростка, то зачастую работа ведется не только с родителями, но и с родственниками пострадавшего, кто контактирует и поддерживает данный вид поведения. Бессознательно родители и даже родственники, друзья и знакомые могут повлиять на ребенка, сами того не зная. Они могут провоцировать прогрессию данного отклонения».
Как следует вести себя родителям в данной ситуации?
Мария Устюгова: «В первую очередь, стоит начать обращать на ребенка внимание. Попытаться поговорить с ним в спокойной форме, без криков и упреков. Найти контакт, понаблюдать за ребёнком, попытаться найти причины, создавшие данную ситуацию в семье или окружении. Ну и конечно же, нужно обратиться к специалисту, который обозначит то, какое отклонение существует в сознании ребенка и его форму».
Реальный случай
Чтобы узнать проблему со всех сторон, мы пообщалась с Димой М., подростком, столкнувшимся с такими диагнозами как тревожная депрессия, БАР (биполярное расстройство) и F21 (Шизотипи́ческое расстройство, характеризующееся чудаковатым поведением, аномалиями мышления и эмоций). Наша редакция задала пару вопросов, чтобы узнать, какого это жить, когда ты знаешь, что такое психические расстройство на самом деле.
- Когда ты понял, что с тобой что-то не так?
Дима М.: «Мне об этом стали говорить друзья, они заметили, что я странно себя веду. Они начали замечать за мной странности и сказали мне об этом».
- Какие странности?
Дима М.: «Перепады настроения, или я на кого-то показываю, но это галлюцинации; мысли о самоубийстве».
- С чем связано появление твоих странностей?
Дима М.: «Наверное, со многими разочарованиями».
- Были ли у тебя проблемы в семье или с друзьями, которые могли повлиять на это?
Дима М.: «У меня всегда были проблемы в семье, было непонимание со стороны мамы, не было такой поддержки, чтобы я чувствовал себя спокойно. С друзьями ссоры были, но мы мирились много раз. Конечно, это все могло повлиять, но я не думаю, что только из-за этого».
- Ты сразу обратился за помощью к специалисту?
Дима М.: «К специалисту я обратился спустя 3 года, потому что я закрывал глаза на все эти странности и думал, что я здоров. Позже в военкомате с помощью тестов меня отправили на обследование в психиатрическую больницу, и там уже все это выяснилось, все поняли, что со мной что-то не так»
- Изменилось ли отношение родителей и друзей к тебе?
Дима М.: «Ну, после того как мне поставили диагноз, отношение друзей не изменилось, все так же общаемся и прикалываемся, сидим друг у друга. Родители стали больше вникать в меня и прислушиваться, понимать меня».
- Как ты себя чувствуешь сейчас?
Дима М.: «Чувствую я себя достаточно убито, у меня убитое состояние почти постоянно, меня мучают галлюцинации, ну короче, в общем говоря, [нецензурная лексика], очень плохо».
Подводя итоги, хочется скачать - психические расстройства любого вида - это сложно как для ребенка, так и для его окружения. В целях устранения неприятностей, специалисты советуют уделять достаточно времени своим детям, интересоваться их жизнью, увлечениями, общаться, а самое главное - слушать и слышать своих детей. Если контакт родителя и ребенка будет налажен с самого начала, то будет возможность предотвратить проблему в будущем. Если же вы заметили у своего ребенка/друга какие-либо странности, то попытайтесь поговорить с ним, и конечно же, посоветуйтесь со специалистом.