Девушки за рулём – это давно не удивительно. Мы решили выслушать десять березовчанок разного возраста, разных профессий об их опыте вождения, о том, как и когда они сели за руль.
Две из них поддерживают отечественный автопром. Кто-то водит с 18 лет, кто-то получил права в 55. Общались березовчанки и с сотрудниками ГИБДД. В одном случае представители дорожной полиции сильно выручили, в другом – наказали за водительскую вежливость. Сталкивались с разной степенью водительской солидарности, вплоть до ее отсутствия; с попытками обмануть на техосмотре и даже со снисходительным отношением мужчин-водителей. Истории разные, иногда смешные, иногда немного грустные. Но как одна – жизнеутверждающие и в чём-то поучительные. Полная версия рассказов – на нашем сайте.
Анна Махмутова, общественница, руководитель художественной студии «Алла Прима», стаж 10 лет
– За рулем я одиннадцатый год. Учиться пошла без особого желания: муж предложил, и я согласилась. Жили мы тогда в Берёзовском, все было рядом, необходимости большой не было.
Сдала я с шестого раза, потом еще полгода не садилась за руль, пока муж не купил «Оку»-старушку десяти лет. Вот с ней я натерпелась: узнала, как менять свечи, как глохнуть на перекрестке. Ехала на трассе из Берёзовского, и на полном ходу коробка передач вывалилась на асфальт. Однажды выжала из нее максимальную сотку на трассе, и вдруг капот открывается, летит на меня. Хорошо, что лобовое стекло не разбил. Я не запаниковала, включила аварийку и медленно съехала на обочину – смотря только в боковое зеркало. Зато «Ока» заводилась в любой мороз, вставала на любой парковке, потому что была высокой, помогала мне перевозить вещи в школу – в начальных классах у сына я была председателем родительского комитета.
Когда муж купил новую машину, то отдал мне свою белую «Шкоду Йети». Я ездила на ней лет шесть. Очень устойчивая на дороге, полный привод – это большое преимущество. Только на парковке мне кто-то въехал в бампер и уехал. Муж заклеил скотчем, так мы ее потом и продали, когда начала требовать вложений. Виновных искать не стали.
Сейчас у меня новая «Лада Гранта», езжу на ней два месяца. От вождения получаю удовольствие, чувствую себя уверенно за рулем. Бывали поездки в другие города, мечта – поездить за границей. Сейчас дочка Малика учится в автошколе.
Ольга Бутакова, бухгалтер, стаж 12 лет
– Мне 30 лет, и 12 из них я за рулем. Мне всегда нравилась автомобильная тема, даже в школе я училась на автослесаря (УПК). Дедушка, папа у меня водители, и мне тяга передалась. Дедушке 82 года, недавно снова поменял права: не представляет себя без автомобиля.
Экзамен я сдала с первого раза. Хотела учиться водить на мотоцикле, но папа не разрешил. Когда получила права, родители подарили мне ВАЗ-21099. И я сразу начала ездить в институт в Екатеринбург. Работала в Берёзовском, в такси, на своей машине. Часто диспетчеру поступал звонок с просьбой прислать «девушку на 99-й». Другие водители, прожжённые такие дяди, даже обижались. Во всем коллективе тогда я была единственной девушкой.
В моей автобиографии – работа курьером в кафе, сидение за рулем «Камаза» – гоняла по Шиловским полям. Без машины я себя не представляю, и все садятся со мной в автомобиль спокойно. Сейчас у меня «Тойота Королла». Серебристая, тонированная.
Ольга Аксёнова, руководитель магазина «Велолидер», стаж 24 года
– За рулем 24 года. С мужем ехали мимо автошколы, он спросил, не хочу ли я получить права. Сдала с первого раза, но уверенности не было долго: в Екатеринбург боялась выезжать, например. Сейчас водить люблю, хоть не скажу, что провожу в автомобиле очень много времени.
Первой моей машиной была «восьмёрка», потом пригнали «Тойоту» из Новосибирска. Сейчас у меня старенькая «Сузуки Гранд Витара» на автомате. Ей десять лет, задумываемся с мужем менять, но тоже хочется остановиться на «Сузуки», проверенная марка. За эти годы машина отработала от и до, мы и велосипеды на ней возили.
За рулем чувствую себя уверенно, но если рядом муж, мне сложнее: он подсказывает и иногда критикует мою манеру водить.
За те годы, что я на дороге, машин стало больше, появилось много дорогих. Водителей всегда хватало всяких – и хамов, и вежливых. Хамство на дороге очень не нравится: когда резко себя ведут, нахально подрезают. Я езжу спокойно, не спеша. Если дорога мне незнакома, проложу путь заранее, с помощью интернета.
Яна Гурко, певица, стаж 3 года
– Люблю спокойную езду, поэтому, если не тороплюсь, чаще езжу с комфортной для себя скоростью в 50 километров. Я тот человек, который всегда едет с навигатором: названия улиц не откладываются в моей памяти, поэтому интернет-помощник мне нужен постоянно.
За рулем я четвертый год и ездить никогда не боялась. Сдала – и через две недели села за руль. Считаю, если ты боишься водить, лучше не садиться вообще – это слишком опасное средство.
Однажды я ехала не по главной дороге, так получилось, что не увидела машину на главной и не пропустила её. Водитель подрезал меня, остановился, вышел и начал кричать. Не мужское поведение, я такого не понимаю. Не люблю наглых водителей, если лезут в полосу, не включая поворотник, таких не пропущу никогда. Не люблю, когда человек думает, что он на дорогой машине и, значит, ему можно все.
По моему мнению, мужчины лучше водят по определению. И разбираются в машинах лучше. Когда мне нужна помощь автосервиса, обычно подключается папа. Однажды я приехала на техосмотр одна, и слесарь что-то спросил про мой «Мерседес». Я честно ответила: не знаю. И услышала такую фразу: «Ну понятно, Яна Сергеевна машину только эксплуатирует». Было неприятно.
Все знакомые говорят, что со мной ездить не страшно. Возможно, на механике я бы не чувствовала себя так уверенно, но у меня автоматическая коробка, и я довольна.
Ирина Голубкова, менеджер, входит в сообщество «Взаимопомощь на дорогах», стаж 9 лет
– За рулем я около десяти лет из 33. И девять лет из мне верно служит «Дэу Матиз». Мы его очень долго выбирали, сейчас он нам как родной. На нем мы перевозили даже холодильник и стиральную машину на дачу. Недавно мы взяли себе нового члена семьи – небезызвестную собаку Праду. Забирали вместе с ее домиком, муж для этой цели даже фургон пригнал. Забавно, но в фургон мы будку загрузить не смогли, и снова выручил «Матиз».
Я провожу очень много времени за рулем. На работу, с работы, в школу, к родителям… Ездим на дальние расстояния: были в Аркаиме, парке «Оленьи ручьи…».
За это время у меня – ни одного правонарушения. Правда, штраф все же есть. На дороге меня пропустила вперед машина ГИБДД, и в знак благодарности я поморгала им аварийкой. Остановили, выписали штраф: нельзя пользоваться сигналами без повода.
Я аккуратный водитель и переживаю за тех, кто на дороге. Во дворах двигаюсь очень медленно: дети могут выскочить под колеса. Не понимаю, зачем убрали пешеходный переход у больничного городка. Теперь часто наблюдаю, как беременные, мамы с колясками, бабушки переходят в неположенном месте. Хотят сэкономить время и не идут до светофора. И в Новоберезовском микрорайоне, где школы и садики, я бы еще больше пешеходных переходов поставила.
На дороге не люблю хамов, нагло перестраивающихся на твою полосу перед самым носом. Тех, кто идет на обгон при маленьком обзоре, рискуя не только своей жизнью.
Года три назад я участвовала в конкурсе для женщин-водителей к 8 марта, который организовало объединение «Взаимопомощь на дорогах», и заняла первое место. Конкурсы – импровизированный автодром, замена колеса, определение поломки машины. С колесом помогли подсказки мужчин, а внутренности авто я знаю.
Я стараюсь выручать людей в сложных ситуациях. Не раз довозила до заправки водителей, у которых кончился бензин. У самой неприятность случилась на заправке – пробило колесо, не увидела яму. Спасибо мужчине-продавцу: помог мне поменять колесо, а стоявшие в очереди мужчины только ворчали, что им ждать приходится. Все люди разные.
Валентина Гущина, председатель городского совета женщин, стаж 15 лет
– Желание водить у меня появилось задолго до получения прав. Однажды ехали с сыном в сад и я попросила: «Научи меня водить». Мы поменялись местами, и после краткой инструкции машина у меня тронулась, мы поехали! Меня такое чувство эйфории охватило, просто восторг! С таким чувством я езжу все 15 лет и получаю от этого огромное удовольствие. Теорию я учила самостоятельно, в автошколе наездила только десять учебных часов на ВАЗ-2102.
Первое ДТП у меня случилось на второй или на третий день после получения прав. Я работала в Екатеринбурге и села за руль только что купленной машины. Прошел один день, и я понимала: если я снова сейчас не сяду за руль, то уже не сяду никогда. Села, проехала по улице Шиловской туда и обратно, и страх отступил.
Первой моей машиной стал «Дэу Матиз», сейчас езжу на «Дэу Нексия». Называю ее «моя красавица», «моя малышка». Стараюсь покупать ей небольшие подарочки: то коврик для телефона, то хороший шампунь.
Люблю скорости, могу полихачить там, где это возможно. Конечно, это пришло с опытом: я объездила всю Свердловскую область (кроме северного Ивделя), была в Пермской и Челябинской областях.
Я вежливый водитель: стараюсь пропускать, если вижу, что человек не может выехать. Но не пропущу того, кто внаглую лезет.
Машин за последние годы стало больше, в Берёзовском даже появились пробки. И что заметно – очень много стало женщин-водителей. Хотя моих ровесниц за рулем почти не вижу.
В женсовете у нас есть автоклуб, и мы всегда принимаем приглашения на соревнования по автоспорту, в соответствии с возрастом. Например, «Возраст драйву не помеха». Планируем развивать автотуризм, у меня в планах – добраться до границ нашего государства, доехать до Аркаима, побывать в парке «Зюраткуль».
Однажды ехала недалеко от Берёзовского на «Матизе», и он сломался. Я голосовала, и люди останавливались, интересовались, чем могут помочь. В итоге меня на буксире довезли до автосервиса. Почувствовала водительскую солидарность.
Мне кажется, мужчина-водитель с уважением относится к женщине за рулем, если она умеет не только крутить руль, но и понимает устройство машины. У меня бывали случаи, когда меня обманывали в автосервисе. Это послужило мне уроком, и я научилась обращаться к специалистам, которым можно доверять.
Татьяна Захарова, специалист по социальной работе, стаж 4 года
– Права я получила в январе 2015 года, села на «Дэу Матиз». Сейчас у меня «Лада Веста», и вот уже два года она прекрасно себя показывает.
Проехать 200 километров по трассе для меня не проблема, но в Екатеринбург я ездить боюсь. Если нужно туда по работе, еду на маршрутке. Муж смеется: машина во дворе, а я на маршрутке.
Спустя два или три месяца, как мне выдали права, попала в небольшую аварию: мужчина, начавший движение во дворе, меня не заметил и протаранил бок. В ГИБДД посмеялись: и тот водитель, и я оказались с одинаково маленьким стажем вождения.
Однажды я ехала на работу по трассе, прилично разогналась и хотела притормозить. Но было скользко, меня вынесло на встречную полосу, и я, беременная, улетела в кювет. Посидела, поплакала, вышла из машины. Мимо проезжали люди, но не останавливались. Выбиралась сама.
Не могу сказать, что абсолютно уверена за рулем, но приятно, когда муж отмечает, что я хорошо вожу. От него как от водителя с огромным стажем это особенно ценно слышать. Техобслуживание полностью на супруге, за это ему спасибо.
Мне нравится, когда на дороге соблюдают все правила. Даже если ты ас, то бывают ситуации, которые от тебя не зависят. Соблюдение всех правил сохраняет жизнь не только тебе, но и другим участникам дорожного движения. Когда начинают лихачить, особенно в темное время суток или в условиях плохой видимости, то тем самым подвергают других людей опасности.
Ольга Новоселова, основательница движения «Подари свою доброту», стаж 17 лет
– За рулем я уже 17 лет, из них почти 12 водила без прав. Просто садилась и ехала, ни разу не попала в ДТП. Правда, когда выучилась, поняла, что на самом деле совсем не умела ездить: оказалось, столько всего нужно было замечать, а я даже не обращала на это внимание. Училась, кстати, в техникуме «Профи». Теорию нам объясняли так, что до сих пор все помню.
Первая моя машина – «девятка». У нее не работали стеклоподъемники и клаксон. Потом «Матиз», уже когда получила права. Через несколько месяцев продала его прямо на дороге за 80 тысяч – в меня врезались с двух сторон.
Через три месяца после той аварии родственники подарили мне «Тойоту Версу». На ней я четвертый год. Отличная машина, вложений не требует. Она построила три дома. Вывозила на себе стройматериалы, мусор, цемент, всё, начиная от ржавых гвоздей и кончая двухкамерным холодильником. А сколько животных она спасла! Мы как-то перевозили в ней 16 собак одновременно.
У меня есть диагноз, связанный с вождением – мне совершенно не помогают навигаторы, и езжу я только в те места, которые знаю. В Екатеринбурге это только вокзал, автовокзал и улица Восточная. Больше ни за что не поеду никуда. Я могу потеряться и заблудиться в трех соснах, если они мне не знакомы.
На дорогах не люблю встречать автомобили с буквой «У». Понимаю, что учиться где-то надо, но время до работы значительно увеличивается.
Юлия Олару, начальник МКУ «Управление по обеспечению деятельности ОМС БГО», стаж 10 лет
– В 2003-м за компанию с девчонками получила права в институте, но потом долго не садилась за руль. Возможно, и еще бы не села, но было необходимо: муж сломал ногу. Вожу уже десять лет.
В Екатеринбург я езжу, но планирую свой маршрут заранее. Центра города я немного побаиваюсь из-за эвакуаторов, поэтому могу припарковаться чуть не за километр и прогуляться пешком. У меня сын иногда мне даже подсказывает: «мама, вот тут можно остановиться». Мне кажется, мужчины к автомобилям предрасположены по природе больше.
Моя машина – это моя территория. Могу слушать музыку, как я люблю – громко. Если у мужа чисто и ничего лишнего в авто, то у меня, кажется, есть всё на все случаи жизни: вода, конфетки какие-то, пакетики, сменная обувь, одежда «для леса», если захочется погулять по пути на дачу, влажные салфетки, ручка, блокнотик… Грубо говоря, это такая большая сумка.
Я могу съездить одна в Челябинск, если едем на море, то в два водителя – я и муж. Но почему-то без супруга я езжу увереннее и спокойнее.
Если на работе кого-то поздравляют с праздником, я всегда откажусь от бокала. У нас это знают и даже шутят, называют меня «Юля с рулём».
Не люблю водителей, которые на дороге думают только о себе, без чувства водительской солидарности. Вот едет посередине дороги Камаз со скоростью 60, и не обогнать его, и ситуацию на дороге не увидеть. И очень здорово, когда эта большая махина специально съезжает на обочину и пропускает тебя или мигает поворотником, что можно обогнать. Если меня пропускают на дороге, стараюсь поблагодарить. Это важно: помахали тебе рукой или поморгали – и совсем другое настроение.
Мой муж руководитель в автосервисе, поэтому обслуживанием своей «Шкоды Фабия» я не занимаюсь. Долгое время он меня и заправлял – для меня поездка на заправку была ситуацией, близкой к экстремальной. Мне это казалось сложным процессом, а первая самостоятельная заправка вызвала гордость за себя.
Помните, в конце апреля выпал снег? Мы ехали с сыном из Челябинска – а там была хорошая погода – и всё застали: солнце, дождь, ливень и снег. И вот мы выезжаем на ЕКАД, едем по мосту – и пробивает колесо. Поток автомобилей сильный, как менять колесо – непонятно. Пока я ждала мужа, подъехала патрульная машина, молодые такие ребята. Поинтересовались, чем могут помочь, и, когда приехал муж, поставили свою машину, отгородив нас от проезжающих авто, включили мигалку. Я была приятно удивлена.
Светлана Тебенькова, воспитатель в детском саду № 22, судья по автоспорту, стаж 7 лет
– Всё началось с того, что мы записали внука пошел в бассейн. Встал вопрос – а как его возить, особенно зимой. Это было лет семь назад, мне было 45 лет, и я пошла учиться. Хотела уже давно, но скажу так: наверно, всему свое время.
Машина у меня одна, я ее не меняю и очень люблю. Чтобы она тебя слушалась, любить нужно обязательно. У меня «Киа Спортейдж», и она одна такая в городе: вся обклеенная наклейками со всех соревнований, со всех мероприятий.
Соревнования начались в моей жизни в 2014 году, когда меня просто попросили помочь организаторам. Но меня затянуло: ходила на семинары, сдавала экзамены и теперь каждый год обновляю лицензию. Я – судья по автоспорту.
Дочь со мной садиться побаивается: «Мама, мы никуда не торопимся» – ее обычные слова. А внуки со мной ездить очень любят. Про свою манеру вождения скажу так: да, иногда мне нужно себя контролировать, могу и умею погонять. Сыграла свою роль для меня жестокая авария, в которую попал очень близкий мне человек, я тяжело переживала.
Однажды я на светофоре проехала на красный – задумалась, не сразу поняла, что произошло. Там на пешеходном переходе стояла бабушка, и было очень неприятно. Я даже хотела вернуться и извиниться.
На дорогах не люблю наглых. Водителя, который считает, что если он на большой машине, то он тут царь и бог. Если ты пропускаешь человека перед собой, и он не говорит «спасибо», считаю это неуважением.
Хочу пожелать всем, исходя из своего опыта, ничего не бояться. Начинать не поздно в любом возрасте, для человека нет ничего непреодолимого, если он нашел свою цель.