Мы обычно смотрим на выставку «Бизнескилометр» глазами репортера или зрителя: ищем своих героев дня, собираем мнения и комментарии, интервьюируем звезд…
Но еще ни разу за четыре года мы не взглянули на День предпринимателя глазами его участника (а их в этом году более 500!). Этот материал «по следам праздника» – возможность примерить на себя роль резидента и оценить все его затраты – временные, моральные, материальные и так далее. Мы наткнулись на этот текст в социальных сетях резидентов выставки Анны Копыловой и Игоря Ситникова. Мы пришли в восторг от искренности рассказа и не смогли им не поделиться:
Для начала поясним, что это вообще за блажь такая «Бизнескилометр»: уже четвертый год, все березовчане, которые развивают свое дело, могут демонстрировать свои работы/услуги на огромной ярмарке. В прошлом году я была фотографом-волонтером, снимала людей с собачками и собирала средства. В этом же году мы решились стать полноправными участниками и заявить о себе вживую. Со всеми вытекающими из этого последствиями и организацией.
Решив, что мы успешные бизнесмены, ни секунды не сомневаясь, мы уверенно приняли для себя: в этом году обязательно будем участвовать! Вот тут-то и начались наши девять кругов. Теперь, по прошествии пары дней, я уже могу говорить об этом не содрогаясь от ужаса…
Так как я фотограф и на выставке хотела заявить именно об этом, то мне (кровь из носу) нужна была фотозона. И мне вовсе не хотелось «отстреляться» с покупными фото фотоном или распечатанным баннером. Хотелось, чтобы все серьезно – дерево, краска, фактурность. Но есть у нашего поколения такая особенность: мы любим все откладывать на последний момент.
А теперь кратко об этом «фотозонном» ужасе:
– чтобы найти доски, были осмотрены кучи сайтов, объезжены кучи мест, обзвонены пилорамы (очень не хотелось тратить на деньги, ведь потом фотозону планировалось утилизировать);
– в итоге доски нашлись на даче под огромными завалами других тяжеленных досок;
– день 1: откопали, отмерили, вспотели, отпилили, наелись насекомых (которые норовят залезть в лицо, а конкретнее в рот);
– день 2: старые гвозди повыдергали, отшкурили, устали;
– день 3: покрасили на один раз, покрасили на второй раз (закатав при этом в краску десяток мушек и комаров, которых на даче по вечерам становилось нереально много), убрали все сохнуть;
– где-то тут жутко ругаемся, так как все уже вымотаны и на пределе;
– день 4: приехали забрать доски с дачи, увезти в гараж поближе. Доски не высохли, но делать нечего, запихиваем их в машину как есть. Машина в хлам загажена (обычная легковушка, доски по диагонали). В гараже начинаем рисовать логотип (время близится к полуночи). Тут же разрабатываем систему подпорок, чтобы все держалось. Снова пилим, шкурим, потеем. Оставляем все сохнуть.
Ни на минуту не забываем, что до семи утра и до выезда на «Бизнескилометр» остается все меньше времени.
Заканчиваем с досками, и домой – готовить фотопортфолио на пробковый стенд (где-то тут Игорь засыпает), уже в одиночестве доделываю шкатулочки, бокальчики, оформление (все сложить, упаковать, придумать, как не поломать). Не сплю всю ночь. И это при условии, что последнюю неделю и так спалось по 3-4 часа в сутки, а за день до выставки провела две съемки.
К утру все же решаюсь прилечь на 40 минут. Просыпаю все 1,5 часа, дико паникую.
Нервы на пределе. Не хочется ничего: ни разговаривать, ни делать что-то. Хочется спать и чтобы все закончилось: неделя в постоянных моральных и физических нагрузках вымотала настолько, что хочется все бросить и послать к черту. Но мы снова едем в гараж, снова грузим доски по диагонали.
Приезжаем на место, выгружаем. Я делаю еще одну ходку, чтобы забрать остатки, которые не влезли в машину из-за этого желтого занозного ужаса.
Перетаскиваем доски к шатру. На площадке уже готовятся другие резиденты: раскладываются и смеются. В этот момент я ненавижу всех, кто выглядит беспечным и счастливым.
Начинаем колотить (весь Берёзовский слышит, как колотим, ведь мозгов у нас не хватило, чтобы достать из кладовки автоматический шуруповерт). Жарко и комары. Хочется плакать. Когда щит сколочен, нужно приделывать подпорки, чтобы он мог стоять вертикально. Для этого переворачиваем щит на землю. С трудом собираем подпорки, поднимаем фотозону и … Из-за плохо высохшей краски к желтым доскам прилипает грязь, трава и прочий мусор. В этот момент я хочу просто сесть и заплакать. Обидно до ужаса.
Игорь помогает собраться морально. Пытаемся отчистить фотозону и завесить шариками. Шарики не клеятся на скотч, отваливаются и лопаются.
Итог: в голове была прекрасная картинка того, как это должно быть. В реальности мы получили: яблоко раздора и геморрой почти на неделю; нереально накачанные руки (туда-сюда в машину/из машины грузить тяжеленные доски это вам не шутки); липкую краску; съехавший при сборке логотип; кучу пятен на нашей «солнечной» фотозоне и полное разочарование.
Наконец все расставлено, разложено, сколочено, можно присесть и перевести дух. Вернемся в наш шатер. Заявленное время работы выставки – до 18:00. На часах нет и 11:00.
Чем только мы не коротали время:
– зазывали людей;
– играли в морской бой;
– обсуждали все на свете;
– подкармливали и гладили собаку, которая прописалась у нас в шатре;
– с ужасом ждали того часа, когда это желтое нечто придется разбирать (что казалось нам еще труднее);
– мечтали о том, что рано или поздно, все это закончится.
Каким чудом мы дожили до 16:00 (на это время был назначен розыгрыш бесплатной фотосессии), я уже и не знаю. Спасибо 34 участникам, которые спасли нас от медленной смерти.
И, наконец-то, свобода. Наконец-то можно было отправиться домой. И если бы не вовремя подоспевший брат, мы бы вряд ли управились раньше шести с разбором этого желтого чудовища.
Пройдемся по минусам:
1. Знаете, что самое обидное? То, что мы так сильно готовились, потратили столько сил, столько нервов с фотозоной, а она совсем не получилась, только вымотала нас и, по сути, оказалась никому не нужной.
2. А как вы думаете, сколько человек подошло к нашему стенду, на котором было размещено портфолио? Можно даже перефразировать: как думаете, сколько человек из тех, кто услышал фразу «бесплатная фотосессия», взглянули на примеры работ? В процентном соотношении надо? Из 34 участников розыгрыша на фотографии взглянуло человек 5, не больше. Это ужасно грустно, когда люди говорят о твоей работе: «Три тысячи за фотосессию? Откуда такие цены? Я видела фотографа, который за 700 рублей снимает».
3. Нас разместили так, что наш достаточно специфический товар (а именно свадебные шкатулки) был не интересен. Думаю, если бы мы располагались рядом со свадебной зоной, интерес был бы больше.
Пройдемся по плюсам:
1. Победителем нашего розыгрыша стала очень классная пара ребят.
2. Это отличный опыт. Больше мы на «Бизнескилометр» с таким форматом ни ногой. А если случай все же представится и в следующем году, мы уже будем знать всю «кухню» изнутри и учтем все ошибки (главная ошибка – не нужно было так запариваться).
3. Организация самого мероприятия на городском уровне – очень серьезная, тщательная и заслуживает отдельных слов благодарности и похвалы.
4. И самый главный плюс: ЭТО ВСЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ!
P.S: было здорово после всего этого кошмара пройтись как обычный человек, покушать шашлык, купить шарик и съесть по мороженому.