История возникновения кадетских корпусов тянется к нам из восемнадцатого века. Тогда, выйдя на новый исторический виток, государству было необходимо готовить класс людей, которые уважают традиции своей страны, знают её культурное и историческое наследие, а самое главное обладают чёткой патриотической позицией.
Так в 1701 году Пётр I основал школу математических и навигацких наук для дворянских и служилых детей. Это учебное заведение положило начало развитию инженерно-технического и военного образования в Российской империи. Но официально первый кадетский корпус появился только при правлении Анны Иоанновны.
Несмотря на развитие, созданных Петром I, инженерных и артиллерийских школ подготовленных кадров для огромной армии всё равно не хватало. Поэтому на их основе, вошедшая на престол в тридцатые годы восемнадцатого столетия Императрица, распорядилась учредить первый в России кадетский корпус. И с 1732 года до наших дней кадетское движение продолжает развивать веками сложенные принципы и традиции патриотического воспитания детей.
Сегодня мы расскажем, как живёт «Первый Уральский казачий кадетский корпус».
Мой маршрут был, возможно, не самым коротким, но в то дождливое утро казался – удобным. Апрель, как акклиматизация для весны, то хворь, то здравие. Затяжной дождь с самой ночи напоминает простудные симптомы погоды. С сырыми трассами области лучше не шутить, поэтому в сторону Тюмени я направляюсь по дублёру Сибирского тракта через Белоярский посёлок.
Время моего маршрута составило чуть менее полутора часов. Подъехать удалось к пропускному пункту минут за десять до построения. С парковкой проблем нет, – через несколько минут мы минуем турникет КПП. Мужчины, сопровождающий меня офицер и постовой, перекинулись парой слов: «это со мной, товарищ – в гости»; «хорошо» – приветственно ответил постовой.
Располагается школа-интернат на говорящей для казачества улице Степана Разина, в городе Богданович. Занимает территорию бывшего профессионально художественного училища при богдановичском фарфоровом заводе. Чистота и армейская педантичность бросается в глаза, как только переступаешь порог КПП. На территории школы располагается плац, учебный корпус, спортивная площадка, футбольное поле, сад и общежитие.
Учреждена была эта кадетская школа указом Губернатора ещё в 2009-ом году. Однако из-за экономических вопросов реализовать создание корпуса сразу не получилось. Только в 2011-ом году в рамках программы «Наша новая школа» генерал Оренбургского казачьего войска Романов Владимир Иванович инициировал создание первого кадетского казачьего корпуса на Урале.
Стоит отметить, что казачество сложилось на южных и юго-восточных окраинах Руси из вольнолюбивых крестьян. Но, всё в том же восемнадцатом веке, общины были преобразованы сначала в нерегулярные казачьи войска, а в 1721 году перешли под крыло военного ведомства Империи. То есть казачьи традиции, также как и кадетские, складывались веками. И вот уже на протяжении тринадцати лет они в единстве взращивают юных свердловчан в самостоятельных мужчин.
Идея ветерана МВД и казачьего Генерала Романова В. И. заключалась в том, что бы создать школу для ребят из неполноценных и многодетный семей. Ребят, которые могли оказаться на улице, и потеряться в жизни. Воспитать из шпаны подготовленных к самостоятельной жизни парней, которые сами смогли бы решить, куда им идти дальше.
– В настоящее время ситуация поменялась в корне, – парирует устойчивое мнение в обществе Светлана Васильевна Комарова, социальный педагог в звании капитана. – Сейчас, рассматривая социальное положение семей кадет, мы выровнялись до обычной школы. В данный момент малоимущих у нас всего тридцать пять процентов. Мы сделали опрос, в котором две третьих учащихся заявили, что поступили к нам только потому, что хотят стать военными.
В кадеты берут с пятого класса, и школа предоставляет для детей шикарные условия:
– Шестиразовое питание, полное обмундирование, включая спортивную форму. И они постоянно под присмотром, – рассказывает старший офицер-воспитатель в звании капитана Александр Геннадьевич Коротков.
Тут ребята находятся с воскресенья по пятницу. Утром перед занятиями кадеты выходят на построение: строятся по классам, старшие ответственно докладывают дежурному о наличии личного состава, поднимают государственный флаг и, демонстрируя строевую подготовку, расходятся на занятия. Первый час – разговоры о важном, а далее по расписанию: кто на физкультуру, кто на технологию, а кому-то русский язык с литературой учить.
В это время мы смотрим условия жизни парней. Заходим в общежитие. С виду типичный жилой многоквартирный дом, только тут этажи разбиты на блоки, а блоки на кубрики – комнаты для проживания. В них пластиковые окна, простенькие занавески, шкафчики для одежды, письменные столы со стульями и заправленные «односпалки» – ничего лишнего на первый взгляд. А присмотревшись можно заметить, что у кого-то под кроватью гантели, у кого-то на столах книги – каждому своё.
В каких-то кубриках ребята живут вчетвером, в каких-то – вдвоём. Мокрая точка на каждый блок своя: несколько раковин для умывания с зеркалами, душ и туалет. Бытовая комната с телевизором также одна на блок. Жильё не чета армейским казармам, в которых когда-то приходилось бывать по долгу службы.
Никто из ребят в общежитии не готовит еду, все питаются в столовой. Не стоит напоминать про шестиразовое питание? В общем, кадеты завтракают через час после подъёма, а спустя пару уроков ещё раз собираются на второй завтрак. Обед по распорядку начинается без двадцати час, и около четырёх часов дня – полдник. На ужин ребята идут в 18:00, и за два часа до отбоя – на второй ужин. Мне всегда казалось, что шестиразовое питание может быть только в неделю, а тут я убедился, что такое бывает ежедневно. Система раздачи – бочковая, воспитанники приходят на приём пищи уже к накрытым столам. Кадеты, соблюдая традиции, перед и после трапезы произносят молитву. Моленное место в столовой не броское: аккуратная икона в начале зала у окна.
Далее смотрим футбольное поле и яблоневый сад. Трибуны, выкрашенные в государственный триколор, покорно ждут своих болельщиков. Яблоневый сад узнаваем только по мемориальной доске и табличкам у приживающихся саженцев. Когда деревья разрастутся, будет красиво, а сейчас впечатляет сама задумка создания его на территории школы.
Обдутые мокрым ветром мы возвращаемся в учебный корпус. Идём в спортзал. Незабываемые школьные паркет, натянутая сеть, шведская стенка и баскетбольные щиты с кольцами. Скамеек для запасных нет. Тут не приветствуется отлынивать от физической культуры. Это обусловлено общей физической подготовкой кадет. Для поступления в школу всем кандидатам необходимо показать положительные результаты в отжимании от пола, беге на дистанцию 100 метров и подтягивании на перекладине.
Также в интернате есть свои библиотека, музей, медицинская часть и тир. В тире практикуется стрельба из пневматического оружия. Чаще там пропадают ребята, которые любят заниматься разборкой и сборкой учебного автомата Калашникова. Кадеты лечатся дома и ходят к участковым врачам, но медицинский работник необходим для всех школ одинаково. В музее интересные экспонаты, например, имитация казацкой хаты или позвонок мамонта. Ну а библиотека – молчаливое царство книг.
Кадетская дисциплина в детях воспитывает не только патриотический дух, но и даёт жизненно необходимые навыки.
– Умение заштопать себе одежду, пришить пуговицу, приготовить еду и вообще не потеряться в незнакомой обстановке – вот этих элементарных вещей не хватает многим гражданским мужчинам. Кадетам эти навыки прививаются на протяжении всего учебного периода, – добавляет старший офицер-воспитатель Коротков.
Вообще, педагогический состав в школе смешанный. Общие дисциплины преподают профильные педагоги. А воспитательную работу и военную подготовку, конечно, люди со званиями. Заходим на урок технологии, ребята корпят над чертежами. Внимание притягивают токарные станки. Не в каждой школе ученикам доводится работать на таких. Вытачивать из заготовок поделки кадет учат с младших классов. Не отвлекая никого от учебного процесса, делаю пару снимков, и уходим.
Самый же любимый предмет у кадет – физкультура. Можно подумать: это и неудивительно, думать не надо, просто бегай, прыгай и гоняй мяч по залу с одноклассниками. Но это не так, тут всё немного серьёзнее. Дело в том, что ученики «кадетки» имеют свой – если можно так выразиться – табель о рангах. Всем, достигшим пятнадцатилетия воспитанникам, школа предоставляет возможность сдать на звание «Мастер-кадет», шеврон со слоганом «Через боль. Через страх» и право ношения василькового берета.
Армейские знаки отличия придуманы не нами, и не нам о них судить. Мы можем только констатировать, что право на ношение знаков отличия сильно мотивирует ребят заниматься спортом. Вы только представьте, пацаны преодолевают марш-бросок в 12,5 километров с четырьмя равно отдалёнными друг от друга полосами препятствий: первая – стрельба из винтовки; вторая – разборка-сборка автомата и наполнение автоматного магазина патронами; третья – метание учебной гранаты; четвёртая – комплекс силовой подготовки. В заключение ко всему – рукопашный бой. Всю дистанцию кандидаты на звание выполняют в нелёгкой экипировке. А перед марш-броском подтягиваются 14 раз.
Таким образом, подростки не только достигают собственных поставленных целей, они ещё показывают пример своим младшим товарищам. Дети смотрят на мастеров-кадет с энтузиазмом, и формируют свою цель: быть сильным и дисциплинированным кадетом.
Всё это конечно под присмотром врачей, инструкторов и воспитателей. Воспитанники сдают такой норматив по собственному желанию. Тех, кто решил, что военная дисциплина не для него спокойно уходят после девятого класса. Поступают на специалитет и учатся на гражданские профессии.
Родители кадет отмечают, что ребята, попадая в «кадетку», начинают лучше учиться. Они самостоятельно делают уроки, содержат опрятной форму, заправляют пастель, мало сидят в телефонах, много увлекаются спортом и военными дисциплинами.
Вот, например, пятиклассники Владимир Зайцев и Сергей Щёткин ловко демонстрируют фланкировку шашками. Заниматься ребята начали с начала учебного года, и регулярно практикуют свои навыки. Мастерством владения холодным оружием удивляют не только своих сверстников, но и людей отслуживших в рядах вооружённых сил порядка шести лет.
Кстати, опубликованный в ВК видеоролик, как пятиклассники показывают свои умения в обращении с шашками, получил недвусмысленный комментарий, в котором отражено сомнение наших подписчиков в нужности такого навыка детям. Мы и сами понимаем: фланкировка шашками сама по себе, как жизненный навык, сомнительна. Тут всё дело как раз в том, что кадеты с лёгкостью осваивают интересные им дисциплины. Сегодня им интересно шашкой махать, а завтра, возможно, управлять банком. И нет сомнений, что, при должном подходе, ребята также смогут достигнуть мастерства в управленческой деятельности.
Кстати, поставить своему ребёнку «военную прививку» можно в летнем лагере, который проходит каждый сезон на базе Первого Уральского кадетского (казачьего) корпуса.