12 лет (с перерывом на декрет) в cтаропышминской школе № 29 «Школа на твоём берегу» работает Ольга Коротовских – учитель русского языка и литературы. Она родилась в Кургане, успела пожить в нескольких городах, но 18 лет назад с семьей переехала к нам. Тогда она решила отказаться от предыдущей работы в издательском доме и попробовать себя в педагогике, и это решение оказалось не напрасным: недавно Ольга Александровна стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года-2024».
– Ольга Александровна, почему вы выбрали педагогику?
– Это был эксперимент. Когда родился второй ребёнок, я поняла, что возвращаться в город больше не хочу. Тратить каждый день полтора-два часа на дорогу туда-обратно и заниматься домом просто невозможно. Я решила искать работу где-то поближе, и мне муж говорит: «У тебя, так-то, диплом филолога, ты учитель русского языка и литературы. Может, пойдёшь в школу работать?». Я решила попробовать, начала выбирать. У меня знакомая тогда уже работала в школе № 29, когда она была еще очень маленькая, в ней человек 90 всего училось. Я набрала свой первый класс первоклашек, начав как учитель начальных классов. Через год поняла, что с маленькими мне не очень интересно, и добрала русский и литературу в среднем звене. Малышей я, конечно, довела, выпустила из 4 класса, потом ушла в декрет. После декретного отпуска взяла под классное руководство пятиклассников, в этом году выпускаю их из девятого.
– Как вы относитесь к нововведениям в образовании? К «Точкам роста», новым методическим указаниям?
– Как показывает практика: всё новое – это хорошо забытое старое. Те же «Точки роста» – это кружки, которые проводили раньше. Конструирование, авиамеханика, моделирование, шахматы – это всё было в школах Советского союза, потом по каким-то причинам кануло в лету. Конечно, сейчас это на более современном уровне, детям очень интересно.
Я вообще придерживаюсь той точки зрения, что необходимо ребёнка как можно дольше задержать в школе после окончания уроков, но это должно быть по обоюдному согласию, это должно быть интересно ученику. Потому что тогда мы сможем минимизировать их время, проводимое за телефоном, в компьютерных играх, в каком-то неконтролируемом общении вне стен школы и дома. Только тогда у нас получится вырастить новое поколение, стремящееся открывать знания. Пока у многих единственное желание – взять телефон сразу после звонка, погрузиться в это бесконтрольное плаванье. Я считаю, что «Точки роста» – замечательная инициатива, и чем больше таких инициатив, тем проще учителям найти общий язык с современными подростками.
– Своих девятиклассников вы агитируете идти дальше в 10-11 классы или уходить в техникумы?
– Я считаю, что оба случая равноправны. У меня старшая дочь учится в колледже, второго ребёнка я бы дотянула до института. Тут всё индивидуально. Большинство тех ребят, которых я сейчас выпускаю, конечно, агитирую продолжать учёбу в школе. У меня есть очень творческие девочки и очень сильные мальчики, и в них соединяются и тяга к филологическим дисциплинам, и творческие порывы. На мой взгляд, это именно то, что нужно для успешной учёбы в институте. Колледжи всё-таки более приземлённые, ничуть не хуже, и в некоторых случаях после колледжа гораздо проще учиться в институте, это получается такой более осознанный выбор. В 17 лет ребята ещё не осознают, чего хотят от жизни, но стоит попробовать 11 класс. Мне, если честно, жалко отдавать их. Это то, во что ты вкладывал столько души, и в колледж? Нет уж, давайте до одиннадцатого (смеётся).
– В некоторых школах учителя поголовно отправляют девятиклассников в колледжи, потому что ребята не тянут.
– Таких ребят действительно достаточно много, в принципе детей очень много в школах. Когда я только пришла работать, у меня в первом классе было всего 12 учеников. Были классы, 6-й и 7-й, которые учились одномоментно в одном кабинете – в первом ряду сидели шестиклассники, во втором семиклассники. И получалось так, что ты ведёшь урок сразу для двух классов, дозируешь информацию. Сейчас у нас три 7-х класса, в каждом по 26 учеников. Конечно, в таких классах обязательно будут ребята, которые однозначно не хотят в 10 класс, я таким абсолютно искренне рекомендую пойти в колледжи. Это больше даже для их блага. Они начинают переживать, что не сдадут ЕГЭ, у многих действительно не получается сразу сдать, и они остаются на сентябрь, все вступительные кампании пролетают, у мальчиков маячит армия. С одной стороны я разделяю опасения учителей, которые выпускают 9-е классы, с другой стороны я считаю, что детям нужно давать шанс. Если ребёнок хочет попробовать свои силы в 10-11 классах, почему бы и нет? Если не пойдёт, можно забрать документы и поступить в колледж после 10 класса. Никто не будет показывать пальцем и осуждать – это тоже опыт.
Подготовка к ЕГЭ – это титанический труд. Не знаю, со всеми ли предметами так, но русский язык и литература, к которым я готовлю выпускников последние 4 года, с каждым годом, с каждым шагом становятся всё сложнее и сложнее. Каждый год набрать 90-100 баллов всё труднее, постоянно происходят мелкие пертурбации в заданиях, которые убавляют по 1-2 балла, появляются новые исключения. Соответственно, ребята, которые выпускались 4 года назад, и ребята, которые выпускаются сейчас, находятся не в очень равных условиях. 4 года назад получить 100 баллов по русскому было гораздо реальнее, чем сейчас.
Сейчас убирают задания, где нужно выбрать один ответ, оставляют широкое поле. Раньше знали, что в этом вопросе только один правильный ответ, и ребёнок мог банально методом исключения найти верный ответ, если у него хорошо развито логическое мышление. Самое главное, что ребята, идя в 10 класс, опираются на те варианты ЕГЭ, которые есть на данный момент. Глазками пробегаются, думают: «Ну, в принципе сдать можно». А пока они учатся, экзамен меняется на 40%. Тестовая часть усложняется, и они уже понимают, что больше 50 баллов не наберут, лучше было уйти после 9 класса.
В то же время колледж после 11 класса тоже хорошо. Укороченная программа, уже взрослые товарищи по группе, три года – и ты с профессией. Потом можно учиться заочно и работать. Многие выбирают заочный формат, в очном постепенно разочаровываются.
– Даже если учишься на бюджете, то стипендии не хватает.
– Конечно. Только на проезд из Берёзовского до Екатеринбурга полторы стипендии уходит, а ещё пообедать надо, и других трат очень много. Поэтому многие параллельно учатся и работают, хотя преподаватели многие негодуют на этот счёт. У многих позиция: «Сначала отучись, потом работай», а жить-то на что?
Есть ребята, которые сами понимают, что не тянут, и уходят. Или наоборот: ребята, которым бы я очень советовала остаться до 11-го, но у них очень принципиальные родители, которые выбрали профессию за них. Сказали: «пойдёшь на бухгалтера», и ребёнок идёт, хотя там ни разу не бухгалтер. По всем тестам ребёнок коммуникатор, ему нужно общение, ему нужно в социуме вертеться, а мама считает, что он будет хорошим бухгалтером. Ребёнок складывает на калькуляторе, там нет математического склада ума, но мама сказала идти на бухгалтера.
Мне за всю мою жизнь особо не пригодились математика и физика, химия. А вот история, обществознания и биология, особенно та часть, которая связана с медициной – да. Мне кажется, этим предметам нужно больше внимания уделять в школе. Многие не знают историю своей страны, не знают о своих правах и обязанностях. Отчасти мы в этом виноваты, родители тоже должны помогать восполнять пробелы. Стараемся, но нет интереса у детей.
– Есть учителя, которые отлично знают свой предмет, но у них достаточно тяжёлая подача.
– Я занималась с мальчиком из другой школы, мы разбирали текст Сухомлинского, достаточно вдохновляющий, про то, каким должен быть учитель. Мальчик так глубоко проникся этой темой и говорит: «Жалко, что у нас нет таких учителей». Я спрашиваю: «Как так? Ты же учишься в такой большой школе, неужели ни одного такого учителя нет?», а он отвечает: «Ну, наверное, в начальной школе такой учитель был, а сейчас все учителя консерваторы, они только выдают информацию. Никто не даёт творческих заданий, желаний наших не учитывают. Строгие все». Многие ребята просто обижены, хотя много талантов есть. И учителя приходят молодые и талантливые, но почему-то не во всех школах им дают раскрыться.
По моим наблюдениям в школах появляется всё больше молодых педагогов. Я езжу на различные слёты, форумы и вижу, как много инициативной молодёжи появляется в сфере. Очень хочется, чтобы государство сейчас поддержало. Не скажу, что зарплата очень маленькая, но по сравнению с остальными сферами она неконкурентоспособная. Бюджет всегда был низкооплачиваемый, у меня папа тоже был учителем, и я знаю, какая зарплата была в девяностые, в нулевые. Когда папе приходили отпускные, мы шли в магазин, покупали что-то домой и всё, на этом отпускные заканчивались. В сравнении с тем временем зарплаты стали больше, но всё ещё далеко не каждый учитель может позволить себе съездить куда-то в отпуск, тем более если учитель – мать-одиночка. Поэтому учителя, даже если всё нравится в школе, очень часто уходят или в репетиторство, или вообще из сферы. Остаются либо те, кому совсем некуда идти, либо ярые фанатики профессии, либо те, для кого педагогика – это хобби. Такие тоже есть.
– В Берёзовском хорошо поддерживают бюджетников. Учителям и сотрудникам культуры выделяют общежития на Первомайском, можно даже семьёй туда заехать.
– Да, но всю жизнь в съёмном жилье не проживёшь. Есть льготная ипотека для учителей, действует программа «Земский учитель», там выделяют миллион учителям. Это, на самом деле, очень хорошая поддержка и неплохой способ привлечь молодёжь. Другое дело, что молодёжь приходит, покупает квартиры, отрабатывает 5 лет и уходит. Получается, что это не по призванию, а из-за материальной выгоды. Мне кажется, что профессия учителя должна быть именно по любви, тогда всё будет.
И у меня, и у мужа часто спрашивают, что я делаю в школе. Говорят: «Ты же взрослая девушка, чего ты тут сидишь? Неужели не можешь найти нормальную работу?». А что значит «нормальную»? Что в педагогике не нормального? «Ну вот, ты вечно с тетрадками, с детьми!». Если все уйдут из школы, кто детей будет учить? Компьютеры? Они и так всё за школьников делают. Я сегодня зашла – Яндекс GPT предлагает мне написать работу по русскому или литературе за меня. Часто на конкурсах сочинений сталкиваемся с тем, что отправляют работы, написанные ботами. А души-то нет. Строятся новые хорошие школы, в которые заходишь и хочется остаться. Осталось только туда учителей заселить, только где их найти-то? В школу «Уют-Сити» вот как коллектив набирать?
– Директора уже выбрали.
– Отлично, теперь у директора будет задача собрать коллектив и создать благоприятную атмосферу для работы и учёбы. Мне кажется, многие коллеги готовы пойти на хорошего руководителя, от него многое зависит. Если он сам горит, если он заинтересован, то со многими будет хорошо работать и развиваться. А если руководителю ничего не надо, только должность, то не спасут ни супер-кабинеты, ни проекторы, ни доски. В школе № 55 учителя в целом довольны, я дружу с несколькими.
– И у родителей может быть много вопросов…
– У родителей всегда очень много вопросов. У нас была тема круглого стола «Должна ли школа стать домом, а дом школой?», оживлённая дискуссия получилась. В школу № 55 много ребят перевелись из разных мест, и у многих возникли большие трудности с новыми одноклассниками, атмосфера не расположила к учёбе. А кто должен создать эту атмосферу? В первую очередь, классный руководитель. Но одно дело взять детей в пятом классе, когда они ещё находятся в достаточно гибком возрасте и их несложно научить слушать учителя и друг друга, приходить к общему мнению, договариваться. И совсем другое, когда тебе достаётся восьмой класс, у которого вовсю пубертат, и это ребята из разных школ, часто не самые послушные и хорошие, потому что те ребята, у которых было всё хорошо в коллективе, в том коллективе и остались. У меня в классе 21 человек, жителей Старопышминска в нём пять, остальные каждый день ездят из Берёзовского на автобусе. Никто из нашего класса не ушёл, наоборот, двое пришли. С пятого класса у нас никто не уходит, только добавляются новенькие. Это говорит о том, что учителя создают эту самую атмосферу, когда ребята чувствуют себя комфортно.
– Насколько сложно с современными родителями?
– Сейчас всё чаще сталкиваемся с тем, что родители нас не слышат. Бывают дети с явными отклонениями, которые находятся в пограничных состояниях и представляют опасность для других ребят. Мы просим родителей отвести ребёнка в больницу, взять справку для упрощённой сдачи экзаменов, но родители игнорируют наши просьбы. Потом начинают винить нас.
Самое страшное – это отсутствие интереса к ребёнку не у учителя, а у родителей. И такое сейчас тоже появляется всё чаще. То есть собраться в поездку всем классом с родителями невозможно, у всех свои дела, никто не может, никто не хочет идти в кино со своими детьми. Я очень люблю шутки из старых фильмов, рассказала одну своим девятиклассникам. Спрашиваю: «Вы что, не смотрели этот фильм?» – «Нет», – «А этот?» – «Нет», – «А что вы с родителями смотрите?» – «Ничего». Я даже не спрашиваю про театры и выставки. Вечера проходят «каждый сидит в своей комнате», в семье друг с другом не общаются. И это очень страшно.
– Может ли учитель ошибаться?
– Конечно, может, мы же все люди. Бывает, напишешь не то слово, куда-то отвлечёшься и правильное исправишь на неправильное. В прошлом году на конкурсе «Учитель года» один из участников как раз рассказывал об этом. Я думаю, что отчасти учитель даже должен ошибаться, это заземляет и показывает детям, что мы точно такие же люди. Мы можем допустить ошибку, исправиться, и в этом нет ничего страшного. Главное принимать свои ошибки и ни в коем случае не переносить на детей.
– Расскажите про участие в конкурсе «Учитель года».
– Всё начинается с муниципального этапа, который стартует в конце октября. Сначала идёт заочный этап, затем очный и финал. После финала идёт региональный этап, на который могут заявиться обладатели первых трёх мест в муниципальном. В нём такие же три этапа.
Перед открытым уроком я приходила в другие школы и проводила уроки с чужими старшеклассниками, мне нужно было потренироваться. Свои-то привыкают. Я сходила в 10-й класс гимназии № 5 и в 11-й класс школы № 55.
На заочном этапе представляются аналитическая записка, эссе в видео формате, фрагмент урока, ссылка на электронные ресурсы учителя. Жюри отсматривает всё это, оценивает деятельность педагога, и по результатам 15 лучших участников приглашаются на очный этап. Там проводятся уроки и «Разговор со школьниками», остаётся семь участников. Они уже проводят мастер-классы и участвуют в круглом столе «Вопрос учителю года», у нас он проходил с ректором Института развития образования. По результатам этих испытаний определяется победитель. В этом году мне повезло занять первое место.
– Что дальше?
– Дальше федеральный этап. Скоро начнётся подготовка. Финал будет в сентябре. Пока я немного расслабилась в плане конкурса, но у меня выпускники, акцент сейчас на экзаменах.