Всё чаще в медиа звучит слово «буллинг». Раньше такое явление называлось травлей. В школах этот вопрос с каждым годом становится всё острее, такая модель поведения встречается практически в каждом классе и всегда соответствует структуре: группа агрессоров, свидетели и жертва, которая не может себя защитить.
Можно бесконечно повторять: «Мой ребёнок никогда не станет… жертвой буллинга / агрессором / молчать о травле», но на практике выходит, что в ситуацию может быть втянут любой человек, в том числе и взрослый. И не всегда получается сразу распознать буллинг.
В середине 2023 года проводился социологический опрос по всей России. По его данным, 52% опрошенных подвергались травле, из них 32% подвергались эмоциональному насилию, 26% – физическому насилию. 19% рассказывают о буллинге со стороны взрослых.
Важно не путать травлю с конфликтом. Конфликты бывают двух видов: реалистичный и нереалистичный. В первом случае есть предмет конфликта, цель – получить желаемое. Он легко разрешается, если между участниками нет насилия и есть уважение. Во втором случае предмета конфликта нет или он маловажен, а цель – сброс агрессии. Такой конфликт может затянуться и перейти в травлю.
Травлю можно назвать разновидностью конфликта, в котором есть преследование одного или нескольких членов коллектива другим членом, руководителем или группой, одна из сторон неоднократно и регулярно прибегает к насилию как физическому, так и психологическому, реалистичный предмет конфликта либо отсутствует, либо является лишь предлогом.
За причинами буллинга обычно скрываются глубокие социальные, психологические и эмоциональные факторы. Дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя более комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи (особенность подросткового периода). Также влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жестокая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.
Нужно обращать внимание на эмоционально-психологическое состояние ребёнка. Часто злостные обидчики страдают от низкой самооценки и пользуются возможностью подавить других, чтобы повысить свою собственную самооценку. Некоторые дети чувствуют фрустрацию (неудовлетворенность потребности), но не знают, как адекватно выразить свои эмоции. Они прибегают к физическому или вербальному насилию, чтобы разрядить свою злость. Также домашняя среда играет огромную роль в формировании личности ребенка. Если родители проявляют агрессивное поведение, дети могут воспринять его как норму, повторяя его в школе. На состояние ребёнка сильно влияют семейные кризисы, конфликты между родителями, разводы и воспитание одним родителем. Частое применение наказаний, оскорбления и унижения ребенка, высмеивание, необоснованная унизительная критика сказывается ещё негативнее на состоянии подростка. Особую роль в этой ситуации играет преобладание женского воспитания мальчика, если ребёнок становится «маменькиным сынком» – женщина часто излишне переживает и разбирается со всеми проблемами ребёнка, подавляя его самостоятельность.
Новая тенденция – детоцентрическая семья. При таком укладе ребёнок становится главным, родители стараются сделать всё возможное для него, не доверяют домашние обязанности. Такие дети воспитываются с установкой: «Мне все должны», отсюда вытекает абсолютное неуважение к окружающим, в том числе к взрослым людям и педагогам.
Как же выглядят участники конфликта?
Буллерами чаще всего становятся:
- дети, воспитывающиеся родителями-одиночками,
- дети из семей, в которых у родителей отмечается негативное отношение к жизни,
- дети из властных и авторитарных и конфликтных семей,
- дети с низкой успеваемостью и неустойчивостью к стрессу.
Зачастую такие ребята импульсивные, раздражительные, эмоционально неустойчивые, имеют завышенную или неадекватную самооценку, враждебные, не имеют коммуникативных навыков при внешнем соблюдении общепринятых норм и правил, склонные ко лжи или жульничеству. Это могут быть активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе, агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву, дети, стремящиеся быть в центре внимания, дети высокомерные, делящие всех на «своих» и «чужих», максималисты, не желающие идти на компромиссы, дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за своё поведение, дети, не обученные другим, лучшим способам поведения.
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок. Риск увеличивается для неуверенных в себе и тревожных детей, для тех, у кого нет друзей в коллективе. Жертвы склонны видеть мир полным опасностей, а себя – неспособными повлиять на происходящее.
В группу риска входят:
- дети с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие, заячья губа, вес тела и другие),
- тихие и слабые, не умеющие защищаться,
- неопрятные или слишком опрятные дети,
- вундеркинды,
- дети, кичащиеся достижениями своих родителей,
- не имеющие электронных новинок или имеющие самые дорогие из них, недоступные для других,
- ябеды,
- неуспешные в учёбе,
- слишком опекаемые родителями,
- не умеющие общаться дети, имеющие плохие социальные навыки, с отсутствием опыта жизни в коллективе,
- болезненные дети, физически слабые, дети с физическими недостатками, с особенностями поведения, необычной манерой речи, интроверты с затрудненной коммуникацией, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей,
- дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране,
- новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены, любимчики учителей.
Обычно это дети тревожные, неуверенные в себе, с низкими показателями самоуважения и сниженной самооценкой, напряжённые, пугливые, чувствительные к мнению окружающих, замкнутые и застенчивые, не любящие себя, малообщительные, с импульсивным поведением, склонные к унынию, переживаниям, депрессивным состояниям, с повышенным эмоциональным дискомфортом.
Жертва может проявлять агрессию внутрь себя, что проявляется психосоматикой и самоповреждением, либо вовне, становясь агрессором в другом коллективе. Также во время травли нередка смена ролей агрессора и жертвы.
Свидетелей буллинга называют «союзниками» или «зрителями». Ими могут быть как дети, так и взрослые – технический персонал или учителя, которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Очевидцы чаще всего не реагируют, но тоже находятся под впечатлением от увиденного:
- испытывают страх, находясь в школе,
- чувствуют себя беспомощными, потому что не могут остановить буллинг,
- могут также испытывать чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам.
Зрители вынуждены выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), и им не очень хочется ассоциироваться со слабыми. Свидетели часто не чувствуют личную ответственность, так как буллинг провоцирует просто делать, как все.
В эту категорию попадают дети, боящиеся оказаться на месте жертвы, дорожащие отношениями с буллером, поддающиеся влиянию сильного, не умеющие сопереживать и сочувствовать, без собственной инициативы, принимающие травлю за игру, бывшие жертвы, желающие взять реванш, а также дети жестоких родителей или из неблагополучных семей, испытывающие страх наказания. Часто у таких ребят возникают страх, ощущение небезопасности среды, беспомощность, стыд за бездействие и в то же время желание присоединиться к агрессору. Это могут быть циничные и безжалостные дети, с притуплённым чувством сострадания и эмпатии.
Что делать родителю, если ребёнок оказался втянут в буллинг?
- Если ребёнок стал жертвой – дать поддержку: «Я в тебя верю», «Ты не виноват», «Мы найдём выход из ситуации»;
- Если агрессором – поверить, что ребёнок совершил такой поступок и дать поддержку: «Ты поступил плохо, но мы с тобой подумаем, как исправить ситуацию», «Я тебе помогу, я с тобой», «Всё можно исправить»;
- Обратиться за помощью к классному руководителю и далее по цепочке: учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог, завуч, директор;
- Найти внутренние причины: решить свои проблемы, найти свою «зону ответственности» за случившееся с ребёнком, принять чувства ребёнка, дать возможность проявлять их, помочь ребёнку найти увлечения и интересы, организовать досуг ребёнка, найти кружок, создать ситуацию успеха вне школы, увлечь ребёнка волонтёрской деятельностью.
Что делать педагогу?
В первую очередь, спросить себя: «А не способствую ли я развитию этой ситуации?», научиться справляться с эмоциями и определить свою зону ответственности. Не оставаться один на один в сложившейся ситуации, встретиться с родителями для поиска совместного решения, стать с ними союзниками, без обвинений и претензий, подключить школьного психолога, провести совместное исследование, находить плюсы и изюминки у детей, создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха, хвалить при коллективе, не ругать и не выяснять отношения с ребёнком при других детях, только один на один, проводить мероприятия для сплочения коллектива, учить детей радоваться чужим успехам, помогать друг другу.
Позиция администрации школы и наличие у нее прав, знаний и навыков, необходимых для профилактики и прекращения травли, является ключевым моментом в разрешении ситуации. Серьёзную роль играют «внешние силы» в лице родителей и родственников, госструктур, уполномоченных вмешаться в конфликт, СМИ и привлечённых специалистов.
Часто за агрессией, гневом и раздражением прячутся боль, обида и страх, вытекающие из неудовлетворённых потребностей в любви, понимании, сочувствии и принятии. Важно любить своего ребёнка, не забывать, что он уникальный, имеет право на ошибку, быть самим собой, не похожим на родителя, может сказать: «Нет». Нужно уважать мнение ребёнка.
Существуют также «игры в травлю». Администрация школы и внешние силы (в том числе некоторые родители школьников, подвергшихся травле), охотно играют в игры: «Какой ужас!», «Я просто пытаюсь вам помочь», «Да, но...». Отличить их можно по отсутствию конкретных эффективных действий, несмотря на внешнюю вовлеченность. Особенно это касается СМИ и общественного мнения.
Что делать в ситуации игры?
- Разделять эмоции и факты: помогаем обратившемуся вычленить эмоции и обсудить их, «выпустить пар», а также фиксируем факты – типируем ситуацию, проясняем цель. Не даём смешивать их.
- В переговорах задаем вопросы: «Как ты САМ видишь решение?», «Что ты САМ сделаешь для этого?», «Как ты САМ оценишь результат?».
- В личной беседе выясняем, какая «тайная потребность» у ребёнка, в каком ресурсе он нуждается и какую «легальную дорогу» к нему видит?
Иногда игра является настолько важной частью самоопределения, что требуется длительная терапия.
У настоящей травли всегда есть причины. Разные типы травли требуют разных мер воздействия:
- Травля незнания чаще всего выливается из шутки, которая кажется смешной для одной стороны и очень обидной для другой. Взрослые обязательно должны задавать границы допустимого поведения и пресекать травлю сразу.
- Травля самозащиты, вызванная неумением защищать себя другим способом. Нужно научить коллектив адекватно общаться и защищать себя. Не разобравшись в конфликте можно вызвать травлю за справедливость.
- Травля за справедливость вырастает из несправедливого отношения к конкретному человеку или группе. В погоне за справедливостью ребята могут проявлять себя весьма жестоко.
- Травля инакового относится к детям, отличающихся от большинства по каким-либо признакам – рост, вес, внешние особенности, национальность, отличающиеся интересы, ограниченные возможности здоровья, дефекты речи, страхи. Взрослым важно сделать акцент на сильных сторонах детей и подчеркнуть их индивидуальность.
- Садистическая травля – желание поиздеваться, унизить, причинить физическую или моральную боль другому. Единственный вариант остановить её – адекватно наказать агрессора.
Для профилактики травли необходимо поднимать общую психологическую культуру в коллективе и сопротивляемость отдельных людей. Развивать уважение к личности, равенство, зрелость и правила, толерантность. Разъяснять суть насилия и травли, моральную недопустимость даже легких форм словесной атаки. Создавать эффективные меры защиты от произвола, обучать им детей. Не создавать избегаемых тем. Предлагать помощь агрессору – бороться надо не с человеком, а с его поведением.
В зависимости от цели борьбы с начавшейся травлей отличаются и методы работы.
Цель: защитить конкретного ребёнка:
- Убрать ребенка из системы (сменить школу)
- Сформировать убеждение, что «доставать» жертву небезопасно – «Прокачать скиллы» самого ребенка, поработать с психологом, освоить методы словесной самозащиты, отдать ребенка на занятия боевыми искусствами.
- Объединившись родителям жертв с администрацией школы, надавить на родителей участников.
- Привлечь внешние силы.
Цель: «вылечить» коллектив.
- Организационный этап – Убедить родителей класса, что в «лечении» заинтересованы все. Найти ответственного руководителя, готового назвать травлю травлей.
- Этап «лечения» – Найти человека, уважаемого в коллективе, готового провести беседу. Искренне назвать травлю травлей и сказать, что это плохо. Объяснить, что это проблема всего коллектива и отменить старые правила, ведущие к травле. Помочь коллективу и каждому ребенку создать новый позитивный образ себя. Сформулировать с детьми новые правила и заключить контракт.
- Этап сопровождения – Отследить уровень агрессии и поддержание нового образа себя. Постоянно меняющимися условиями создать параллельные иерархии.
Цель: убрать токсичного руководителя
Необходимо доказать, что именно администрация инициирует травлю либо прикрывает совершенные в ее ходе серьезные правонарушения. Озаботьтесь сбором серьезной доказательной базы.
Психологи рекомендуют родителям обратиться к книгам Натальи Керре «Вернуть вкус к жизни» и Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы», которые помогают разобраться в семейных отношениях. Для детей и подростков рекомендуются сборники «6 минут для детей» и «Окей, ты взрослеешь», которые станут неким путеводителем для ребят и объяснят многие вещи.
Чувство безопасности и доверия формируется в семье. В поддержке нуждается каждый ребёнок, и каждый родитель обязан создать комфортные условия. Нужно видеть и чувствовать состояние своего ребёнка.
Для профилактики очень важно говорить о травле со своим ребёнком. Нужно объяснять, что травля – это плохо, научить различать конфликт, с которым ребенок может справиться, от конфликта в котором должен просить помощи, а также научить отличать конфликт от травли. Полезно «поднять иммунитет» – научить ребёнка навыкам словесной и физической самозащиты.
Яна Гуревич, начальник подразделения по делам несовершеннолетних, рассказала об ответственности подростков:
– Травля у нас была, есть и будет. К сожалению, бороться с этим тяжело, но необходимо. Если родитель узнаёт, что его ребёнок подвергся травле, то я рекомендую обращаться с заявлением в инспекцию по делам несовершеннолетних. Процедура может быть достаточно длительна для родителя, но эффективна с положительным результатом. При подаче заявления родителю необходимо прийти с ребёнком и документами, сотрудники опрашивают родителя и ребёнка, а в дальнейшем вызывается сторона агрессора, и с ребёнком начинается длительная профилактическая работа, ребёнок ставится на учёт. Подразделение находится на Строителей, 8, вход со стороны автостанции.