Познакомившись с коллективом, детьми, отработав первые недели, они уверяют, что довольны своим выбором и не зря решились на перемены в своей жизни.
Татьяна Михайловна Кабакова, учитель физики в школе № 11. Приехала в Ключевск из Алапаевска
Татьяна Кабакова в педагогике два десятка лет. Она пришла в профессию осознанно, окончила Нижнетагильский педагогический институт, стала учителем физики и информатики. О программе «Земский учитель» знала давно, но в этом году сложилось так, что решила сама принять участие.
Перемен с переездом не испугалась. Посоветовавшись с семьей, решила: первый год будет для них переходным периодом. Пока муж с сыном – он уже студент, ему 16 – остались в Алапаевске, а мама уехала, сняла квартиру в Ключевске. Как освоится, состоится покупка жилья, и семья воссоединится.
Став победителем, рассматривала разные заявки, разные школы. Ей понравился Ключевск за спокойствие, тишину, близость к природе, лесу – по крайней мере, сначала об этом говорили фото в интернете, а когда познакомилась с поселком, поняла, что фото не врут.
– Министерство все продумало, участие понятно расписано. Надо пошагово выполнять то, что требуется на каждом этапе, и это нетрудно, если есть опыт, заслуги и ты хочешь куда-то двигаться, – рассказывает Татьяна Михайловна о своем участии в проекте. – Радостно, что обратили внимание и на возрастных педагогов. Для молодых достаточно много программ, приятно, когда дают возможность оценить достижения «старичков», это определенное признание. Такие конкурсы помогают привлечь в школы недостающие резервы.
Коллектив ее приятно удивил готовностью к взаимопомощи, поддержке, поэтому она совсем не исключает, что останется в школе и после пяти отработанных лет, которые ставит условием программа «Земский учитель».
Мария Викторовна Жадова, учитель начальных классов школы № 10. Приехала в Монетный из Патрушей
Маша со школы мечтала работать с необычными детьми. Почему-то ее очень привлекали ребята с синдромом Дауна, и ей хотелось в будущем обучать именно солнечных детей. Своей мечте не изменила и после выпускного пошла в педагогический – стала олигофренопедагогом и логопедом. Работала в коррекционной школе, в школе Патрушей, затем перешла в новую школу в Арамили, где была учителем начальных классов.
– Программа «Земский учитель», с одной стороны, хорошая. С другой – мне обидно за детей и коллег, которых я оставила в своей школе. Не довела своих третьеклассников до выхода из начальной школы, потому что по условиям программы мне нужно было уехать, – рассказывает Мария Викторовна. – Я понимаю, что это сделано с точки зрения противодействия злоупотреблениям на местах, но все равно немного не доработано. Хотелось бы иметь возможность довести своих детей в родной школе.
Участие в проекте «Земский учитель» не требует от педагога особых усилий – все от и до происходит онлайн, и ехать сдавать документы, как раньше, никуда не нужно. Это, безусловно, плюс. Мария Викторовна заявлялась еще в Пермь и там тоже прошла, но все-таки выбрала школу по территориальному принципу – чтобы не так далеко от дома. Жилье она сняла в поселке, но на выходные возвращается домой. В Монетном ей понравилось: коллектив замечательный, педагоги дружные, директор отзывчивый. Мария Жадова работает учителем начальных классов и дефектологом, которого раньше здесь не было.
– Я вышла на работу и не чувствую себя новым человеком, такое ощущение, что давно друг друга знаем. Поддержка, помощь во всем. Мне радостно, что я выбрала эту школу и считаю, что мне повезло, – рассказывает педагог.
Александра Владимировна Курдюкова, учитель начальных классов школы № 29. Приехала в Старопышминск из Шали
Для Александры Владимировны педагогическое образование – не первое. «Блин комом» у нее получился, когда отучилась на экономическом: после практики вдруг поняла, что работать по специальности вообще не готова. Когда родились старшие дети – у нее их трое – она решила, что хочет стать педагогом. Но подошла к делу не абы как, а сначала пришла в школу и поинтересовалась, какая специальность вообще будет там востребована. Ей ответили, что дефектолог – то, что нужно, еще и учителем начальных классов можно параллельно работать, и Александра Курдюкова решила прислушаться. К тому же племянница у нее с особенностями здоровья, это тоже сыграло свою роль при выборе профессии. Прошла обучение, стала олигофренопедагогом и устроилась на работу в школу. Специфика образования предполагала, что дети под ее наставничеством будут непростые, так и случилось. Ходила к тем ребятам, кто обучается на дому, занималась с умственно отсталыми. В этом году 1 сентября у Александры Владимировны был юбилей – 10 лет в профессии. Она очень довольна тем, как повернула свою жизнь, и в помощи непростым детям видит свое призвание.
Но Шали – совсем небольшой поселок. Подрастают дети, и супруги принимают решение перебраться поближе к большому городу, который обеспечит наследников достойным образованием. Так совпало, что программа «Земский учитель» как раз и предполагает переезд.
– Когда появилась программа, был сюжет по ТВ, и я подумала тогда, что это здорово придумали, чтобы поддержать учителей. Потом я подписалась на группу «Земский учитель» ВК, читала истории людей, которые переезжали за много километров. Не все они были в радужном свете, истории были разные, – рассказывает педагог. – В этом году в начале января выложили вакансии, и я решила подать заявку. Зарегистрировали мои документы 10 января, регистрационный номер присвоили – первый. Я увидела в этом знак и подумала, что обязательно должна пройти с таким номером.
Самым сложным для будущего учителя старопышминской школы оказался выбор места работы. Педагогу нельзя подать заявку в несколько школ, а потом определиться. Но когда Александра Курдюкова зашла на сайт «Школы на твоем берегу», она только через пару часов поняла, как пролетело время – читала новости, рассматривала фото… Ей очень понравился уже тот факт, что это не просто учреждение с номером или даже носящее имя какого-то героя, а с поэтическим названием. Она с мужем съездила посмотреть окрестности школы еще до собеседования и окончательно влюбилась. А уж когда познакомилась с директором, которая тепло ее встретила, решение стало бесповоротным: хочу здесь работать. Сегодня Александра Владимировна – учитель ресурсного класса и дефектолог в школе № 29. Старшие дети-погодки учатся в школе № 9, а младший сын-первоклассник сел за парту там же, где работает мама.
Как воспользоваться программой «Земский учитель»
Основной целью программы «Земский учитель» является помощь молодым специалистам при трудоустройстве в сельские школы. Программа действует с начала 2020 года и позволяет учителям получить до 1 миллиона рублей (2 миллиона рублей для дальневосточных регионов) при переезде в сельскую местность.
Условия участия в программе
Наличие среднего профессионального или высшего педагогического образования (в некоторых регионах? в программе могут участвовать специалисты с неоконченным высшим образованием, но, как правило, они должны закончить не менее трех курсов);
Возраст от 18 до 55 лет (однако возрастные требования могут отличаться в зависимости от регионов) на момент получения выплаты;
Соответствие иным требованиям, которые могут быть установлены в регионах. Программа реализуется в каждом субъекте с учетом особенностей, которые установлены местным законодательством.
Каковы основные условия программы?
Специалисты, которые соответствуют всем критериям программы и прошли конкурсный отбор, получают выплату в размере 1 млн рублей. Денежные средства могут быть потрачены по усмотрению учителя на любые цели.
Размер компенсации
Участники программы принимают на себя обязательство проработать в должности учителя не менее 5 лет. При этом учебная нагрузка должна составлять не менее 18 часов в неделю. Также некоторые регионы устанавливают требования к удаленности от изначального места проживания и предыдущего места работы.
Образовательная организация должна находиться в сельском населенном пункте, рабочем поселке, поселке городского типа или городе (с численностью населения до 50 тыс. человек).
Как стать участником программы?
Для того чтобы стать участником программы необходимо пройти несколько этапов отбора:
1 этап: Прием документов и регистрация претендентов
Проходит в начале года (как правило, с 1 января по 15 апреля). На официальном сайте программы каждый регион размещает список актуальных вакансий. При выборе своего региона можно увидеть перечень вакантных должностей, требования к претенденту по каждой из них, а также информацию о сроках приема документов. Претендент может выбрать вакансию, регион, район и школу, в которой хотел бы работать.
2 этап: Экспертная оценка документов
На этом этапе происходит проверка документов, выставление баллов претендентам и формирование рейтинга (примерно с 16 по 30 апреля).
При выставлении баллов учитываются различные достижения в научной и профессиональной сфере. Например, уровень квалификации, учительский стаж, наличие ученой степени, участие в научных конференциях федерального уровня, опыт работы, срок окончания учебного заведения.
3 этап: Определение победителей
Обычно данный этап происходит в мае. Если на одну вакансию несколько претендентов, то место получает тот, кто набрал больше баллов по итогам экспертной оценки.
По итогам отбора на официальном сайте программы размещаются списки победителей. Кроме того, списки отдельно публикуются в регионах. Например, в Пермском крае подобный список оформляется в виде приказа Министерства образования и науки Пермского края и размещается на официальном сайте ведомства.
4 этап: Подписание документов, выезд в школу
Победители конкурсного отбора подписывают трехсторонний договор (победитель, правительство региона и школа), по которому берут на себя обязательство проработать не менее 5 лет в должности учителя выбранной школы.
После подписания документа учитель может подавать заявку на выплату денежных средств в региональный департамент образования.
Компенсация будет выплачена до 1 декабря этого же года на расчетный счет учителя, банковские реквизиты которого он подавал вместе с пакетом документов.
На что можно потратить компенсацию?
Учитель самостоятельно определяет, на что он потратит выплату. К числу наиболее популярных целей относятся:
- Строительство жилого дома;
- Оплата ипотеки;
- Покупка квартиры.