Киношная романтика: благодаря кому и чему живёт кинотеатр под открытым небом в Берёзовском? Интервью с заместителем директора «Парков» по развитию Александром Ирисовым.
Второе лето березовчане смотрят кино под открытым небом. С конца мая каждую среду, если позволяет погода, команда «Парков Берёзовского» устраивает кинопоказы на Тропе здоровья. Мы пообщались с тем, благодаря кому этот проект живёт в городе. Александр Ирисов, заместитель директора «Парков» по развитию, рассказал о том, как родился и чем живёт проект, а еще поделился, какого вообще культурного наполнения хочет для Берёзовского.
– Когда и как пришла идея кинопоказов?
– C самого начала работы в «Парках», с января 2022 года, передо мной стояла задача создать концепцию развития парков. Кирилл Александрович (Репин – начальник управления культуры и спорта, – прим. ред.) переслал мне письмо о грантовом конкурсе от НЛМК со словами: надо бы податься с каким-то проектом.
Я в то время анализировал: а что такое парк, какая там должна быть активность? Окунулся в опыт прошлого: что из себя представляли парки в советское время? Люди ходили туда отдохнуть от работы и провести комфортно время. И, если я не ошибаюсь, в 70-80-х в крупных парках больших городов как раз были организованы уличные кинотеатры. Подумал: почему бы и нет? Тема для маленького города классная. Так и появилась идея с кинопоказами, мы подали её на грант, и проект победил.
– Ты сразу понимал, какие фильмы показывать?
– В прошлом году получилось так: мы грант выиграли, и надо было работу начинать. Но у меня в голове не было четкого понимания, что показывать. И мы показывали только бесплатное кино. Я обращался в Мосфильм, в Ленфильм, которые передавали разовые права на показ.
А в этом году у меня было четкое представление. Уличный кинотеатр в этом году – возможность для просвещения. Все фильмы, так или иначе, связаны с историей культуры и искусства: про художников, музыкантов. Планируем показывать как документальное, так и игровое кино. Конечно, хотелось бы показать и развитие русского искусства, но, к сожалению, мало таких картин, которые хочется показать зрителю.
Что из этого выйдет в следующем году – я не знаю. Осенью и зимой будет время проанализировать и подумать.
– О каких суммах идёт речь, когда ты говоришь про покупку прав на показ фильма?
– Суммы всегда разные. В прошлом году это было 8-10 тысяч рублей за Исторический сквер или за Тропу здоровья.
– От чего зависит сумма?
– От вместимости площадки. Мы подаем им геолокацию, они смотрят, что за площадка, сколько туда примерно поместится зрителей. И это при условии, что мы не продаем билеты на показ. С продажей билетов, я думаю, ценник совершенно другой.
– Ты смотрел в сравнении, как прошёл прошлый год и как, по ощущениям, идёт текущий? Увеличилось ли число зрителей?
– Пока сложно сказать о росте. Мы сменили площадку. Исторический сквер в прошлом году у нас был основой, плюс автопарковка на Торговой площади. В этом году мы всё делаем на Тропе. Там, во-первых, сам по себе трафик больше. А во-вторых, у нас выросло число подписчиков в социальных сетях, охват аудитории стал выше. В прошлом году мы получали вопросы: «ребят, а где вы информировали о показах»? Хотя мы максимально использовали ресурсы, задействовали все паблики. Поэтому я бы просто не стал сравнивать эти два года.
Например, на последний кинопоказ к началу фильма пришло 250 человек. Но люди порой не досматривают фильмы: либо холодно, либо долго. Они подходят и спрашивают: что за фильм? Я уверен, что потом они его досматривают дома в удобное время.
– То есть показов в Историческом сквере, как в прошлом году, не будет?
– Я понимаю, что у Исторического сквера есть свои особенности – прийти туда вечером не совсем удобно. Стартовая поляна Тропы удачно работает на близлежащие дома, количество жителей вокруг нее, как ни крути, превышает количество в округе Исторического сквера.
Хочется делать не в пустоту, а для людей. Если бы я увидел, что на показы на Тропе люди не приходят, то у меня было бы очень много вопросов: насколько вообще актуальна для нашего города эта идея?
С кем бы я ни обсуждал этот проект, в профессиональных кругах или с друзьями со всей России, все говорят: это круто! Мало вообще в России городов, где есть уличный кинотеатр на регулярной основе. Да, Екатеринбург в прошлом году запустил кинопоказы, светодиодный экран установили, но там и возможностей больше. Да и там, где я сталкивался с подобными проектами, это чаще коммерческая деятельность, по типу автокинотеатра.
Я могу честно сказать, что наша команда сейчас работает в качестве первопроходцев. Мы можем уже писать методички, как в маленьких городах должны работать парки. У нас же уникальная ситуация: все парки объединяют, они уходят в управление культуры, идёт комплексное обслуживание единого парка.
– В этом году вы тоже с этим проектом на грант заявлялись?
– Нет, сейчас это просто продолжение деятельности, которая началась в прошлом году. У нас же грант был только на закупку оборудования. Мы его закупили. Теперь оно должно работать.
Наверное, можно заявиться и получить дофинансирование на покупку лицензии, но зачем? Например, получать грант на покупку лицензии для показа кассовых фильмов – считаю, овчинка выделки не стоит. Мы можем из бюджета учреждения заложить средства на покупку. Но возникает другой вопрос: а зачем в парке показывать фильмы, которые сейчас идут в кинотеатре? Кто хотел – он пошел в кинотеатр, кто не хотел – дождался, пока фильм появится в сети. А мы показываем то, что обычный человек мог не увидеть.
А для грантов есть другие интересные проекты, которые мы подавали, но в этом году они не прошли. Будем пробовать дальше.
– Почему показы в среду?
– Возможно, в выходные трафик был бы больше, но с другой стороны, в выходные люди уезжают на дачи, огороды, едут в Екатеринбург на какие-нибудь фестивали или просто с семьей отдохнуть, поэтому была выбрана среда. Ну и мы проводили опрос, по каким дням, кроме выходных, вы бы хотели, чтобы проходили кинопоказы? Очень много голосов было за пятницу. Но я по опыту знаю: ты в пятницу хочешь досуга, но у тебя выбора этого досуга настолько много, что вряд ли ты пойдешь в парк смотреть кино. Всегда есть другие планы.
А вообще я хочу, чтобы в городе каждый день что-то происходило. Чтобы у жителя был выбор летним вечером каждый день получить приятные эмоции. И для меня основная задача этого года – сформировать процесс, чтобы в парках происходили разные события. Сейчас все равно акцент на выходные. Но предложения поступают, мы их прорабатываем, и думаю, что обязательно дополним досуг березовчан разными событиями.
Для меня парковая культура – это показатель, когда город может называть себя городом. Да, Берёзовский имеет этот статус, но, по сути, мы спальный район Екатеринбурга. Пока житель Берёзовского не сможет полноценно получать культурный продукт здесь, мы будем спальным районом.
– Какие это предложения, что за мероприятия это могут быть? Кино опробовали, танцы были в прошлом году.
– Танцы хочется делать разных направлений. Сейчас активизировались фитнес-тренеры разных направлений, которые проводят тренировки на стартовой поляне Тропы. Я считаю, что в этом есть наша заслуга, потому что мы показали эту площадку как событийную. И там в хорошую погоду почти каждый вечер что-то происходит, то одни тренировки, то другие.
– По какому принципу сейчас проводятся эти тренировки? Они просто выходят на площадку и всё? Или между вами есть взаимодействие?
– Они нас уведомляют в любом случае. Выстраиваем систему так: мы как балансодержатель участка и ответственные за все, что происходит на Тропе, обязаны знать об этом. Они нас предупреждают, мы определяем зоны ответственности. Если нужна помощь в подключении к электричеству, например, – пожалуйста, но только уведомить нужно об этом заранее.
– Ты сказал про уникальный опыт «Парков» и произнес: можем уже писать методички. А в планах такое есть: транслировать свой опыт на другие города?
– Это не моя мысль, эту идею мне в голову вселили. Я в течение года проходил Школу городских героев, которая направлена на развитие коммуникационных практик внутри города, последний форум у нас проходил в Питере. В кулуарах я делился успехами нашей команды. И на основе моих рассказов ребята сказали: ваш опыт уникален для России, вам надо написать методичку.
Для крупных городов существует несколько методичек. Я знаю, что Уфа писала, Казань… Но это всё крупные практики, в большинстве своем они направлены на монетизацию. С монетизацией всё понятно, когда у тебя огромный трафик, миллионный город, ты можешь спрогнозировать и просчитать инвестиции, которые ты получишь от людей.
В нашем случае я против ухода в монетизацию. Понятно, что учреждение должно зарабатывать деньги на собственное развитие. Но парк – это не торговый центр, куда человек приходит за покупкой, а зона отдыха, где человек может выдохнуть от ежедневных проблем.
Я понимаю, что Тропа здоровья всегда будет рекреационной зоной. Да, мы поставили на стартовой поляне кофейню, может, что-то еще появится из уличной торговли с точки зрения сопровождения человека во время его прогулки, но в лесу не появится ничего.
Я буду думать, как туда добавить мелкие элементы, которые позволят человеку оказаться в сказке. Натянули мы, например, на стартовой поляне гирлянды – и она преобразилась. И я хочу создавать то, что позволит людям оказаться в другой атмосфере.
В идеале – чтобы потом эта практика уходила на весь город. Но это должна быть комплексная работа, которая будет начинаться с администрации. Она должна слышать людей, видеть реальных лидеров общественного мнения, взаимодействовать с ними и давать инструменты, как работать с обществом.
Когда в городе появится много различных сообществ, которые скажут: мы хотим отвечать за этот город, у нас есть понимание что с городом делать, что делать с конкретной территорией; тогда город начнет развиваться.
– Тебе не кажется, что это уже происходит? А, например, «Парки» и «Молодёжка» – это и есть те самые инструменты взаимодействия, которые помогают избежать хождений по администрации?
– Да, конечно, у нас это происходит, но пока это маленькие шажочки. Я очень хочу, чтобы в городе этого было больше.
У меня есть идеи по поводу того, что должно появиться через год-два, когда к нам придет человек с идеей и у него будет настоящий инструмент, как здесь и сейчас её реализовать.
– Что это за настоящий инструмент? Вот, например, Даша Пономарева (руководитель «Молодёжки» – прим. ред.) в интервью говорила о том, что они с осени планируют запустить собственный грант от «Молодёжки».
– У меня есть мечта – построить творческий кластер, который станет толчком к развитию креативной экономики города. Это должно быть место, в котором будут аккумулированы музыканты, художники, модельеры… Место, где каждый человек, связанный с креативной индустрией, может реализовать себя.
– Мне кажется, такие проекты существуют в основном за счет меценатов.
– Я думаю, что с появлением пространства, которое в том числе будет вынуждено обращаться к спонсорам, рано или поздно появится человек, который спросит: сколько вам надо минимум для существования? Я эту историю прошел в свое время в родном Ижевске. Конечно, города несравнимы по количеству населения, но с тех пор и покупательская способность возросла, и у людей выросло желание потреблять культурный продукт.
– Ты уже представляешь, где такое пространство должно появиться?
– Да, у меня уже есть картинка, как это должно выглядеть, но я не знаю, как к этому отнесётся начальство. Я бы очень хотел, чтобы нам доверяли. За полтора года деятельности «Парков», я считаю, мы заслужили доверие к своему имени.
Читайте также интервью с руководителем учреждения «Парки Берёзовского» Кириллом Чердынцевым.