Данный материал содержит шокирующую информацию и предназначен исключительно для лиц старше 18 лет.
Весна 2022-го. Березовский. Разговор в детском саду. Беседует одна из мам с девочкой 5 лет. -Что это за «игрушка» у тебя? - Хагги-Ваги. - А почему у него острые клыки? - Потому что он кусает и съедает детей. Он добрый. С ним можно обниматься…
Почему у тебя такие большие зубы?
Не верится, родители? Зря. Девочка дала исчерпывающую характеристику персонажа компьютерной игры в жанре хоррор «Poppy Playtime». Хорорр – это такой жанр в искусстве, “который предназначен устрашить, напугать, шокировать или вызвать отвращение, чувства ужаса и шока” (Википедия).
Вот именно из хоррор-игры и ведет свою родословную вирусная нынче «игрушка» Хагги-Ваги. Вирусным в журналистике называют материал, вызывающий мгновенную реакцию у аудитории и распространяющийся самостоятельно по принципу сарафанного радио. Встретившись с Хагги-Ваги, человек не сможет не отреагировать. Кислотно-синяя мягкая шкурка (и весь спектр на любой вкус у его «родственников»), оскал улыбки с несколькими рядами клыков, кроваво-алый рот, у некоторых такие же плюшевые когти и девять выпученных глаз. Также, как с вирусом, встретившись однажды с игрушечным монстром (в Интернете или в магазине), дети вынуждены каким-то образом реагировать: встраивать его в свою картину мира, обсуждать, показывать в детском саду и в школе...

Хагги – от английского to hug – обнимать. По-русски получается – Обнимашка-Ваги. По сюжету плюшевый монстр появился в результате экспериментов в подземельях жуткой фабрики-лаборатории игрушек. Он действительно гоняется за попавшими туда детьми и взрослыми. Действительно душит их и действительно их... пожирает. Почему зубы такие? Все, как в сказке: “Чтобы съесть тебя!”. Именно поэтому, уважаемые родители, у него кроваво-алые оскал и когти… Именно поэтому Хагги-Ваги на веселенький мотивчик распевает: «...Я в темноте рассеян. Не будет тут тебе спасенья. Обернись знаешь где я? Время умирать...» Именно поэтому рекламное описание в интернет магазинах сообщает: “Теперь Хагги-Ваги и Кисси-Миси будут преследовать Вас не только в игре, но и в реальности”. ...А теперь оцените, насколько точно девочка в березовском садике воспроизвела посыл создателей «игрушки».
“Дети плачут, а родители платят”
Гениальная маркетинговая формула, прозвучавшая в гениальном советском мультфильме, без осечек работает на примере Хагги-Ваги. “А что такого?”. “Мой не хуже других”. “Мы никуда от этих игрушек не денемся”. “Дальше будет хуже”. “Он так просил…”. “Не указывайте, что покупать моему ребенку!”. “У всех ребят есть”… Вариантов реакции на разговор о феномене Хагги-Ваги много.
Но если присмотреться, в основном сводятся они к одному: взрослый поддается ребенку, по сути пасует перед волей ребенка.
Заслуженный работник культуры России, заведующая отделением сольного и хорового народного пения музыкального училища Чайковского в Екатеринбурге Светлана Жилинская оценила пассивность взрослых. Она без малого сорок лет занимается вопросами этномузыкальной педагогики – вопросами русской традиции взращивания детей (читай – Ломоносовых, Кулибиных, Циолковских, Щепкиных...):
– Есть правило: ребенок, находясь в мире притяжения какой-либо игры, живет по её законам! Хагги-Ваги не просто игрушка. Это монстр из компьютерной игры, который входит в реальную жизнь и меняет ее под себя. Изначально этот проект нацелен на изменение культурно-генетического кода народа при полном попустительстве государственных структур. Когда мы даем детям только игрушки с искаженным фоном реальности, мы искажаем саму реальность. Ненорма выдается за норму. И точку невозврата мы проходим сейчас. Да, возможно, Хагги-Ваги будет поветрием и мода на него схлынет через полгода. Но надо, чтобы все понимали: схлынет не бесследно. Все не так безобидно, как кажется внешне. Как аукнется этот Хагги-Ваги, мы узнаем даже не через 10 лет, а через 20. Этот крен, когда он будет заметен, будет непоправим.
Возможно, некоторые специалисты скажут: взаимодействие с Хагги-Ваги – это проработка страхов или формирование у ребенка эмпатии по принципу красавицы и чудовища. Полюби монстра и он ответит тебе тем же. В русской культуре тоже есть «монстр» – по-русски чудище. Из сказки «Аленький цветочек». Но обратите внимание, насколько уважительно и даже почтительно Чудище относится к Настеньке, когда она попадает в его терем. Это паритетные взаимоотношения. Чудище не сразу показалось девушке. Прежде, чем она увидела его, она уже понимала, что у него нормальное, любящее сердце. Именно поэтому Настенька добровольно возвращается к Чудищу и произносит: «...мой сердечный друг».
Сравните наше Чудище и пожирающего детей Хагги-Ваги... Как взрослые, как родители мы обязаны дать ребенку какую-то систему знаков опасности: туда не ходи – там красный свет. В русской сказке награду (царевну, царство, коня...) получает тот герой, который умеет считывать знаки, слышать природу, различать добро и зло. Отрыв от корней разрушает это умение. Нам потому и даны культурно-генетические коды. Это охранительные сигналы для того, чтобы этнос продолжался. Мы не можем постоянно их затирать, не обращать на них внимание без последствий для себя. У ребенка, взаимодействующего с Хагги-Ваги, размывается чувство опасности. Ведь все знаки предупреждения сделаны. Уже во внешности «игрушки» стоит знак опасности. Жуткая музыка в игре говорит: «Опасно! Не ходи туда!».
Что мы даем своему ребенку, когда допускаем его до этой игрушки? Кому мы разрешаем обнимать нашего ребенка, когда разрешаем ему обнимать Хагги-Ваги? Когда смотришь, как запущен Хагги-Ваги, появляется четкое ощущение, что это очередной диверсионный проект, который открывает дорогу патологическим изменениям и всевозможным отклонениям! Например, к изменению пола. Такие трансформации, проявляющиеся через якобы личностную самореализацию, в конечном итоге способны сломать индивидуум.
В черной-черной комнате...
Страшные истории рассказывали все дети во все времена. Страшные сказки существовали во все времена. Не новость, что прародителей таких хитов, как «Золушка», «Красная шапочка», «Белоснежка» ит.д. язык и сегодня не повернется назвать детскими. И ничего. Выжили многие поколения. Из-за чего шум? Во-первых, нужно различать фольклорные и литературные сказки. В эпоху Классицизма, а затем Романтизма (Новое время) народные сказки начинают подвергаться литературной обработке. Среди прочего из них постепенно уходит чрезмерная натуралистичность, анатомичность даже, присущая порой более раннему периоду. А более ранний период, чем Новое время, – это Средневековье со всеми вытекающими «гуманизмом» и «человеколюбием». Так нам точно туда, раз мы так натуралистично погружаем детей в мир экспериментов Хагги-Ваги и сафари на людей? Во-вторых, принципиально в наше время изменилось следующее: пожалуй, впервые образы зла из детских и недетских сюжетов массово получили свое материальное воплощение. В «игрушках», фильмах и мультфильмах, иллюстрациях к книгам, журналам, учебникам(!). Рекламно-сувенирная продукция заполонила все: одежда, сумки, канцтовары, сувениры, предметы быта, интерьера… Изображение Хагги-Ваги, например, можно найти на рюкзаках, пеналах, футболках, купальниках, кружках, украшениях, леденцах, тортах, шторах, неоновых люстрах-ночниках (их покупают, видимо, чтобы в темноте засыпать было… не страшно? Страшно? Что? Помните песенку Хагги-Ваги?..)
Нужно констатировать: предметный мир ребенка в начале третьего тысячелетия в сравнении с предыдущими периодами истории нашей страны качественно изменился. Никогда образы Кощея Бессмертного, Лиха одноглазого, Змея Горыныча в России не воплощались массово в виде игрушек. Представить витрину советского «Детского мира», ломящуюся от зубастых Леших или Кикимор, невозможно. В дореволюционной России фольклорные злодеи тем более не преступали границы сказки. Сказки, в которой ребенку давалась четкая установка: Добро побеждает Зло. Аристократы выписывали фарфоровые игрушки-произведения искусства из известнейших европейских фабрик. В народной среде традиционные игрушки-скрутки – безлики! Зайчик на пальчик, травница, пеленашка, куколка добрых вестей, мамка… Им специально не рисовали глаза, рот и нос. Считалось, что безликая кукла – неодушевленный предмет, недоступный для злых сил, а значит безопасный для ребенка. Эти игрушки выполняли четкую задачу: благополучие, развитие ребенка, формирование у него представлений о естественных социальных ролях, обеспечение радости и здоровья. Игрушки и сейчас выполняют четкую задачу. Какую? Зависит от поставленной взрослым цели.
«Бойтесь данайцев, дары приносящих»
Мода на плюшевого монстра накрыла Россию и Свердловскую область стремительно год назад. Чуть раньше появилась первая часть компьютерной игры «Poppy Playtime». Она вышла на платформе «Steam», где видеоигры могут распространять все желающие практически без какой-либо предварительной цензуры. К слову, платформа «Steam» создана американской частной компанией «Valve» – разработчиком таких известных игр в жанре шутер или стрелялок (от английского «shooter» — «стрелок») «Half-Life», «Counter-Strike», «Portal»… Автором компьютерного хоррора с Хагги-Ваги стал американец Айзек Кристоферсон. (Страна должна знать «своих» «героев»). Мгновенно рынок ответил товарами. Затем фанаты по собственной инициативе, а дельцы, монетизируя образ Хагги-Ваги в рубли, начали выпускать мультфильмы, песни, танцевальные и видеоклипы с игрушечным монстром. Их содержание – убого-однообразно: Хагги-Ваги нападает, Хагги-Ваги побеждает, Хагги-Ваги навсегда… Их целевая аудитория уже – подростки. Просмотры таких видеоклипов исчисляются миллионами(!).
Плюшевые монстры покорили малышей. Компьютерная игра и видеоконтент – младших школьников и подростков. В этом году ожидается выход третьей части игры. Ниже – комментарии российских детей в 2022 году к одной их «песен» из репертуара фанатов:
- «Если бы нас в школе заставляли учить твои песни,я бы с радостью учила».
- «Я ДАЖЕ ХОЧУ БЕСКОНЕЧТНО СЛУШАТЬ».
- «Это просто как всегда божественно… Я плачу от красоты голоса и песни.Просто вау и не устану это говорить!Обожаю этот канал и ваш прекрасный голос».
- «Это рай для моих ушей! Я сломала кнопку повтора….».
Орфография и пунктуация авторов комментариев сохранены.
О рисках, связанных с «игрушками»-монстрами говорит доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования Института психологии УрГПУ, главный внештатный эксперт-психолог министерства общего и профессионального образования Свердловской области Наталья Васягина:
– Когда родители слышат от ребенка: «Мне очень нравится песня про Хагги-Ваги, я сломала кнопку повтора», – конечно, это не должно остаться без их внимания. Важно прояснить, что именно привлекает ребенка в песне. То, что шокирует нас, взрослых, ребенком проживается и осмысливается по-другому. Например, если ребенок дошкольного возраста может не придавать значения содержанию песни, эмоционально откликаясь на ее незатейливый мотив и ритмичность, то подросток, который находится в поисках своей идентичности, подобным образом может выражать протест против навязываемых взрослыми правил: «Вы говорите, что Хагги-Ваги поет глупости, а мне нравится»...
Насторожить должна чрезмерная зацикленность на содержании, подражание асоциальным ценностям, перенос деструктивных образцов поведения героя в реальную жизнь. Например, причинение вреда другим (монстр «всех сожрал» и я буду поступать так же) или себе – это повод обратиться к психологу, чтобы помочь ребенку «отработать», справиться с непрожитой тревогой или агрессией. Важно подчеркнуть, что угроза не столько в игрушке (песне, компьютерной игре) как таковой, сколько в том, что взрослые далеко не всегда прорабатывают ее контекстное содержание. Мы цитируем фразы, которые говорят дети, но не вникаем в содержание того, что именно они говорят. Целесообразно, обсуждая интерес ребенка к игрушке, задать ему вопросы типа: «Тебе нравится? А что именно тебе нравится? Что эта игрушка дает тебе?»

Принципиально важно обратить внимание на тот контекст, который сопровождает взаимодействие ребенка и игрушки. Отождествляет ли он себя с ней? Какие действия производит? Какие сюжеты выбирает? Излишняя агрессия, желание причинить вред окружающим – это маркеры, что в окружении ребенка не все благополучно. Трехлетнего ребенка, конечно, рано знакомить с образом монстра. Если вы покажете такую игрушку малышу, скорее всего, он испугается: в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей реальность не отделена от игры, мир не делится на настоящий и вымышленный, ребенок искренне верит в то, что игрушка-монстр может причинить ему вред.
По мере взросления ребенок понимает, что есть реальный мир и придуманный. Игра и взаимодействие с игрушкой уже строится по принципу «как будь-то», а игрушки-страшилки приобретают другое значение, помогая ребенку познавать себя и свои эмоциональные состояния, проработать страхи. Замечу, что страх одна из важнейших базовых эмоций. С самого раннего возраста мы предъявляем детям сказочные сюжеты, содержание, которых сопряжено с теми или иными эмоциями страха. Читая сказки, мы можем обсудить с ребенком их устрашающее содержание. Дети постарше сами рассказывают друг другу истории про «гроб на колесиках», «черную руку» и т. д. Более того рассказывание сопровождается «нагнетание обстановки», сопровождается внезапным усилением голоса рассказчика, что обеспечивает «выплеск эмоций» у слушающих: дети кричат-визжат, но эта ситуация их, не травмирует. Это позволяет детям познавать себя, обучаться навыкам регуляции своего состояния, отработать страх и таким образом абсолютно нейтрально относиться к тем объектам, которые изначально пугают. Конечно, я за то, чтобы игрушки были с позитивным содержанием. Чтобы они помогали ребенку войти в социальный мир, освоить востребованные действия, социальные роли. Например, есть исследования, которые показывают, что выполняя определенные действия, связанные с кормлением, укладыванием куклы спать, девочка готовится к реализации одной из важнейших своих функций – быть матерью. Есть игрушки, которые позволяют освоить модели профессиональной деятельности: игра в магазин, в больницу, в парикмахерскую… Но всегда были есть и будут некие объекты, которые вызывают страх.
Покупая ЛЮБУЮ игрушку, родитель, наделенный качествами взрослого человека, должен себе задавать вопрос: с какой целью я хочу приобрести ту или иную игрушку? Если цель – порадовать ребенка, стоит ориентироваться на потребности, интересы, увлечения ребенка. При наличии других целей, нужно ориентироваться на те задачи, которые с помощью этой игрушки можно решить. Чему должна игрушка научить? Какую смысловую нагрузку эта игрушка несет?
“Хочешь победить врага – воспитай его детей”, восточная мудрость
Слова Натальи Васягиной в полной мере раскрывают наблюдения педагогов-практиков. «Золотая горка» спросила уральских воспитателей, психологов, коррекционных педагогов, педагогов-музыкантов, какие риски они видят в «игрушках»-монстрах.
Как воздействует на психику детей Хагги-Ваги (плюшевый и виртуальный) поясняет детский врач-невролог первой квалификационной категории, остеопат клиники «УГМК-Здоровье» в Екатеринбурге Светлана Сабанцева:
– «Игрушки»-монстры – это отражение сегодняшнего очень нестабильного мира. На экранах телевизоров, в Интернете все чаще формируется ситуация агрессии. Дети, как активные пользователи, вынуждены считывать эту агрессию. Возможно, это такой период в нашей истории. Но в этот период нам, взрослым, надо особенно обратить внимание на детей. Я считаю, благополучие детей – ответственность родителей. Максимально. Потому что родители принимают решение, какую, информацию, какие образы, какие «игрушки» они впускают в свой дом. Это взрослый человек – не ребенок – принимает ответственное решение, чем будет играть его малыш. А родитель должен осознавать, что он вручает своему ребенку: деструктив или позитив.

Разница между Чебурашкой и Хагги-Ваги очевидна. Каждые три-пять лет (сейчас быстрее) герои обновляются. Хагги-Ваги и подобные «игрушки» приходят все чаще. Конечно, они формируют негативный эмоциональный и содержательный фон в сознании ребенка. Улыбка Хагги-Ваги в любом случае зловещая. Пес с бензопилой в голове (Почита — демон из манги и аниме «Человек-бензопила», – прим.ред.) несет в себе деструктивный посыл. Часто повторяющееся негативное содержание закрывает, зацикливает детей в негативных эмоциях. К нашему счастью, дети воспринимают игрушки, сказочных персонажей проще, не так, как мы. Это их защитная реакция. Если рассматривать плюшевого Хагги-Ваги в отрыве от компьютерной игры, это немножко другое. Игрушку они могут пощупать руками. Я заметила, что дети больше боятся того, что нельзя пощупать-потрогать. Из видеоигр сейчас приходит Сиреноголовый. Когда этот образ транслировался только с экранов, я видела реальный страх в глазах детей. Образы зла в сказках – это воплощение обратной стороны медали: в мире есть добро, а есть зло. В мире есть противоборство добра и зла. Но темную сторону детям можно показывать через конкретные примеры из жизни, через истории в сказках, через наблюдения. Не через компьютерные игры. Не через героев компьютерных игр. Хагги-Ваги отнюдь не лучший инструмент для беседы о темной стороне мира.
Например, в обычной жизни кто-то обидел кого-то. Кто-то накричал, кто-то подрался… Обо всем этом можно и нужно с ребенком разговаривать, осмысливать, находить решения, давать оценки. Кроме того нужно помнить, что всегда есть дети с изначально высоким уровнем тревожности. Это наши пациенты – пациенты неврологов, психологов, психиатров. У таких детей на основе взаимодействия только с плюшевым Хагги-Ваги могут сформироваться невроз, фобия. В конечном счете сложно предсказать, к каким долгосрочным последствиям приведут избыточные эмоции, которые вызывает эта «игрушка». Но детское впечатление может оказаться настолько сильным, что, спустя годы, взрослому уже человеку придется искать причину какой-либо своей проблемы с помощью психологов через психотерапевтическую работу. Безусловно, мы должны защищать детей, показывая им красоту мира. Важно не допустить перекоса. В некоторых семьях гиперопека настолько гигантская, что детям не показывают вообще ничего, что могло бы нарушить идеализированную картину. Некоторые дети не знают даже, как соседи ругаются.
Я понимаю глобальность этих вещей. Я каждый день вижу, как компьютерные игры влияют на детей. Скажем так, из пятидесяти детей, которые приходят ко мне, признаки зависимости от компьютерных можно наблюдать у сорока девяти! В глобальном масштабе мы, наверное, мало что можем изменить. Но мы можем изменить себя лично. Каждый родитель рублем голосует: брать или не брать эту «игрушку». Приняв решение не покупать ее», объясните ребенку по-честному, почему. Скажите ему: «Я считаю, что этой игрушки не должно быть у нас, потому что...». Начать нужно с самих себя – с родителей, которые дают позитив своему ребенку в детстве. Позже этот позитив ребенок сможет применить и проявить в самостоятельной жизни.
Ментальная война

Между тем проблему разрушительного влияния «игрушки», а также переформатирования сознания молодежи обсуждают уже и в Государственной Думе России, и в Совете Федерации. Сенатор Маргарита Павлова представила видеоролик на круглом столе в Совете Федерации “Ментальная война”, в котором вскрывает механизмы подмены ценностей, когда национальные традиции осмеиваются, маргинализируются, а взамен предлагается «игрушки» подобные Хагги-Ваги и идеология толерантности практически ко всему, включая педерастию и другие извращения. К слову, в медицинском смысле толерантность – это отсутствие ответа организма на внедрение чужеродного агента. Порой иммунная толерантность может привести к гибели организма. Активную борьбу за детскую без монстров ведут общественники – простые родители, которые не смирились с предложенной реальностью. Одна из самых ярких – журналист Мария Дубинская, создавшая проект «Монстры, вон из детской» и одноименный телеграм-канал.
Осенью 2022 противостояние родительского сообщества и Хагги-ваги года в России вышло на научный уровень. Доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России Игорь Понкин и доктор психологических наук Вера Абраменкова выпустили Комплексное заключение «по объекту Хагги-ваги». Его основные выводы:

«1.Объект Хагги-Ваги не является детской игрушкой (игрушкой вообще) (...)
2. Воздействие объекта Хагги Вагги объективно направлено на причинение вреда (и реально способно причинить такой вред) здоровью и физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей (...)
3. Навязывание (в качестве подарка) ребёнку объекта Хагги-Ваги как игрушки (...) грубо нарушает международно- и конституционно-гарантированные фундаментальные права и законные интересы ребёнка(...)
4. Производство, распространение (продажа, передача в дар посредством розыгрыша как приза, использование в шоу и пр.), рекламирование и попустительство к использованию (в том числе хранению) детьми объекта Хагги-Ваги грубейшим образом нарушает правовые запреты, установленные Федеральным законом от 29.12.2010 N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
5. Попустительство или содействие получению и использованию малолетним ребёнком объекта Хагги-Ваги его родителями может квалифицироваться как ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Такие же действия персонала детских дошкольных организаций, организаций культуры, общеобразовательных организаций (школ) и организаций дополнительного образования имеют аналогичную правовую оценку».
В конце 2022 года Роскачество провело и отчиталось об экспертизе Хагги-Ваги в категории детских мягконабивных игрушек. Основные выводы: игрушка небезопасна по причине… токсичности. 89% исследованных «игрушек» Хагги-Ваги имеют превышение допустимого уровня фенола. После этого магазины и маркет-плейсы срочно «подчистили» витрины от токсичных игрушек и… наполнили их заново игрушечными монстрами. Видимо, теперь соответствующими техрегламенту. Основные психолого-педагогические выводы исследования свелись к рекомендации не ограничивать ассортимент игрушек для ребенка исключительно монстрами: «Взаимодействие со «страшным» является неотъемлемой составляющей процесса развития ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов.
Однако игра ребенка дошкольного возраста не должна сводиться исключительно к взаимодействию со «страшными» игрушками. Арсенал игровых персонажей должен быть максимально разнообразен, так, чтобы ребенок знакомился с разными образами (как положительными, так и отрицательными). Необходимо внимание родителя при игре с такими игрушками, как Хагги-Ваги».
Имя им – легион
Пока Роскачество рекомендует расширить арсенал игровых персонажей, российский рынок переполнен игрушечными монстрами всех сортов: зомби, мутанты, нежить, уродцы… Внимательно поразглядывать их можно на телеграм-канале Марии Дубинской. В этом году в торговые сети Свердловской области входит новая мягкая «игрушка». Знакомьтесь – Сиреноголовый – персонаж из американского фильма ужасов, гуманоидное существо с необычайно высоким и костлявым телом, и с двумя громкоговорителями вместо головы. Пожирает людей. Перед нападением транслирует звук сирены и предсмертные крики своих жертв. Нарисовал его канадский хоррор-художник Тревор Хендерсон. На Среднем Урале Сиреноголовый уже замечен в крупных магазинах. ...Мягкие «игрушки» Веном или Почита (пес-бензопила) – в свободной продаже на интернет-площадках. Куколки-вампиры Монстр Хай давно знакомы родителям. От бабки Грэнни вздрагивают педагоги. На рекламном щите, ребенок запросто может обнаружить информацию о вечеринке монстров, которые в прошлом году организовывали... городские администрации(!) в разных уголках России.
Березовский не остался в стороне: 29 октября 2022 года Дирекция городских праздников провела в Золотом городе «Хагги Хаlloween», в возрастной категории 6+. Развлекательные центры наперебой устраивают для детей квесты в стиле «Зомби-апокалипсис». Гуляя по городу, несложно встретиться с монстром-ростовой куклой. В продуктовых магазинах встречаются сладости для детей в виде расчлененных частей человеческого тела. Имя им – легион. Что делать с этой «предметно-развивающей» средой? Писать новое экспертное заключение уровня докторов наук? На каждого игрушечного монстра?
В России действует федеральный закон № 436 от 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В статье 5 (часть3) в частности говорится: «К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: (…) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; (…)» .
Однако засилье игрушечных, виртуальных, кондитерских… монстров вынуждает признать, что закон дает сбои. Почему? Какого механизма не хватает? Нужно в законе отдельно прописать, что игрушки подпадают под определение «информационная продукция»? Нужны обязательные психолого-педагогические, культурно-исторические и художественно-эстетические критерии для изготовления и распространения любых игрушек в России? Нужно ужесточить наказание за распространение хоррор-контента в стране?..

Пока ответов на эти вопросы нет, родительское и педагогическое сообщества будут вынуждены только отвечать на навязываемую повестку. В случае с Хагги-Ваги навязываемую из-за океана. Мы продолжим стрелять из пушки по воробьям. Меньше всего хотелось бы, чтобы в «попустительстве» обвинили родителей и педагогов-практиков, которые бьют тревогу. Сейчас нужно, критически-важно – объединиться. Родителям и педагогам нужна поддержка администраций на местах. В каждом регионе. В каждом городе. В каждой школе и детском саду на основе заключения Понкина-Абраменковой локальным актом можно поставить заслон монстрам. Эти персонажи ведь существуют не только в виде игрушек (которые, согласно санитарным нормам, нельзя приносить из дома) – они существуют в виде одежды, украшений, раскрасок, настольных игр… Чтобы Березовский стал городом без монстров, неравнодушные граждане могут воспользоваться инструкциями по обращению в органы контроля с жалобами на распространение Хагги-Ваги. Их подготовила всероссийская общественная родительская организация ОУЗС (Общественный уполномоченный по защите семьи).
Огромная благодарность всем специалистам, кто согласился высказаться публично. Другие разводили руками: не наша тема, не знаю, куда переадресовать, не изучал, не хотел бы… В ходе подготовки статьи к печати оставалось стойкое ощущение, что люди не знают, что делать с проблемой. И по-человечески, по-житейски это понятно. Только вот пока мы, взрослые, не знаем, что делать, ОДИН НА ОДИН С МОНСТРАМИ-ИГРУШКАМИ ОСТАЮТСЯ НАШИ ДЕТИ. Не предаем ли мы их, взрослые?.. Помним ли, что нам стареть с этими детьми…
Говорят профессионалы
В отсутствие внятного психолого-педагогического заключения Роскачества «Золотая горка» запустила независимый опрос уральских педагогов о влиянии «игрушки» Хагги-Ваги на воспитание ребенка.
Александра Ариткина, воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 19 в Березовском:
– Чаще всего родители не задумываются и покупают малышу игрушку, просто потому, что она новая или есть у друга. Вдумчивый родитель не просто приобретет очередную игрушку или футболку с монстром (бывает, дети приходят в детский сад в одежде с изображением Хагги-Ваги), а все-таки разберётся, какую смысловую нагрузку, эмоцию она несет, какие чувства проживает ребёнок, взаимодействуя с ней. Хагги-Вагги, Кисси-Миси пришли в детский мир из видеоигры в жанре хоррор, то есть ужасов. Наблюдая за детьми в свободной игровой деятельности, могу отметить, что дети стали чаще проигрывать роли Хагги-Ваги, Венома, зомби и других монстров. Страшным для меня является то, что дети вживаются в эти деструктивные роли, а после игры не хотят возвращаться в детский мир, перенимают на себя черты этих персонажей. Дети, изображавшие монстров, уже вне игры становятся агрессивными по отношению к сверстникам, потому что в игре его боялись, от него убегали, прятались, а некоторые дети плакали, так как не хотели быть съеденными «монстром». Хочется сказать всем родителям: отслеживайте реакцию ребёнка на контент!
Если замечаете, что ребёнок не способен сам правильно что-то интерпретировать в мультике или игре – объясняйте понятными словами. Ограничивайте потребление подобного контента, а лучше сделайте так, чтобы дети не играли в компьютерные игры с такими ужасающими персонажами. Также избегайте приобретать ребенку подобные «игрушки» и одежду с изображениями подобных персонажей.
Ольга Банникова, воспитатель высшей категории детского сада № 39, Берёзовский:
- Однажды ко мне пришел пятилетний малыш, и он стал этим монстром кидаться на мою собачку. Я ему говорю: «Представляешь, ей же больно!». Он мне: «Да-а?!». Я ему: «Конечно!». «Тогда я пойду, полюблю собачку». Смотрите, что произошло: ребенок сам по себе добрый, а игрушечный монстр заставил его быть агрессивным и совершить злой поступок! Если бы эти игрушки не продавались на каждом шагу, их не покупали бы, а дети были бы менее агрессивными.
Елена Рублева, учитель- логопед первой квалификационной категории детского сада №36 в Березовском:
– Компьютерные игры, видеоролики, мультфильмы и другой Интернет-контент с такими персонажами, как Хагги-Ваги, опасны. Но, в то же время, если в сознании ребенка нет привязки плюшевой игрушки к образу из Интернета, в практике я вижу, что дети могут обнимать и ухаживать за «игрушками»-монстрами, как за друзьями.
Елена Айнуллина, педагог-психолог первой квалификационной категории коррекционного детского сада №19 в Березовском:
– С точки зрения психологии и педагогики, игра не просто развлечение. Это форма деятельности ребенка, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, общественной практики. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни, обеспечивая интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности (Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ). А игрушка – это неотъемлемая часть игры, активизирующая сознание ребенка и обуславливающая его игровые действия (Костромина С.Н.). Уже исходя из этих определений можно представить, какой «общественный опыт» воссоздает и передает Хагги-Ваги. Какие сюжеты он активизирует в игре, какие игровые действия и роли примерит на себя и проживет ребенок. Об этом на конкретных примерах рассказывают педагоги-практики, наблюдавшие игры, где один ребенок по сюжету душит другого или кусает «до смерти», а второй ребенок должен стать жертвой. «Игрушка», подсказывая игровые сюжеты, незаметно участвует в формировании новых норм морали, нравственности и социальных навыков. А одним из сензитивных (восприимчивых и благоприятных) для формирования норм морали и способов поведения является период дошкольного детства. В психологии есть исследования о том, как влияет на ребенка демонстрация асоциального поведения. Если одним словом – пагубно. Возможно увеличение проявления деструктивных способов взаимодействия. Тут нужно сказать о ставшей классической в психологии серии исследований о влиянии демонстрации агрессии на поведение детей Альберта Бандуры (1977). Страшно, что сегодня это явление навязывается детям разного возраста массово. Какой будет его реальная цена?
Также предлагаю вспомнить исследование доктора психологических наук Елены Смирновой о восприятии детьми и родителями игрушек Монстр Хай (2016). В результатах отмечено, что психологическое содержание игрушки Монстр Хай, отражающее человеческие эмоции страха и насилия, предлагается в инверсированном, привлекательном виде. В результате не происходит распознавание зла и его проживание. Вместо этого зло и его формы воспринимается как забавные, ничего не значащие образы. Кроме того отмечается размывание этических и эстетических норм. Дизайн кукол направлен на нарушение культурных кодов. Он приводит к размытию этических и эстетических представлений. Если внешность этих кукол воспринимается взрослыми как уродливая, вызывающая, неприличная, то дети видят в них красивых, стильных и модных девочек. (Смирнова Е.О., Орлова И.А., Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай //Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2016).
Многим родителям «чутьё подсказывает», что «игрушка» Хагги-Ваги какая-то не такая. Но дети просят и устоять может не каждый. Это «чутье» в психологии еще называется «стереотипами», «стереотипными матрицами». Они помогают быстро и точно ориентироваться в нестандартных ситуациях, не подключая глубокого анализа. Опасно или спокойно? Убежать, отойти, попросить помощи или улыбнуться и заговорить? Есть нюанс: формируются «стереотипные матрицы» в большой степени в детстве. Что мы сегодня закладывается детям в качестве стереотипов? Как объяснить детям клыки и разинутую пасть Хагги-Ваги, которые сигнализируют об опасности и одновременно обнимающие лапы, яркость, пушистость? Принять как допустимую норму? Но таким образом в сознании ребенка может происходить затирание способности распознавать добро и зло, опасность и безопасность – жизненно необходимой сегодня способности.
Еще один момент связан с компьютерной предысторией Хагги-Ваги. Даже если ребенок-владелец мягкой «игрушки» не имеет возможности дома играть компьютерную хоррор-игру, с большой долей вероятности рано или поздно он узнает о ней и о ее сюжете. Может быть, где-то в гостях ему предложат сыграть. Может быть, не уследят родители. И ребенок должен будет как-то объяснить себе открывшееся вдруг новое значение уже принятой, «своей», знакомой и, возможно, любимой мягкой игрушки. Крайне важным здесь будет обсуждение и позиция родителей. Известно, что дети воспринимают все, что происходит и находится в доме, как абсолютную норму, единственно приемлемую и далее воспроизводимую. Уверена, что в этом троянском коне – очередном игрушечном монстре – заложено множество скрытых угроз, которые, конечно, будут вскрыты. Но это будет позднее. А сегодня каждый день, каждой конкретной семье надо принимать решение купить или не купить. Каждому педагогу думать, как реагировать на новый вызов. Каждому коррекционному педагогу – как исправить уже проявленные последствия. Но настоящие всходы и плоды «игра» и «игрушка» дадут через десятилетия. Не у детей – у взрослых. Не в игре – в реальной жизни.
Анастасия Сауляк, хормейстер младшей группы Капеллы мальчиков и юношей Детской филармонии, Екатеринбург:
– Боль номер один. Родители говорят: «Сейчас на Хагги-Ваги и Киси-Миси – мода. Купим – потом это пройдёт". Да. И начнётся новая мода. Так мы САМИ делаем детей ЗАВИСИМЫМИ от моды. У них не развивается понимание, что нравится именно ИМ. Боль номер два. Она больше. Я уверена, большинство взрослых адекватно оценивает внешность "нового веяния" – страшные ужастики с абсолютно агрессивной мордой. Дорогие читатели, против наших детей идёт нешуточная война на духовном уровне. Многие дети итак неспокойны, нервозны, порой агрессивны. Неужели, в дополнение к этому их психику нужно буквально добивать кошмарным игрушечным другом? Чему ребёнок научится, играя с ним? Нужно хорошо подумать, перед покупкой. К тому же, мы идём на поводу у детей: перешагиваем через своё отвращение (или безразличие?..) и покупаем ребёнку то, чего он хочет. А где НАДЁЖНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ, который является проводником в огромный мир, наполненный трудностями? Который чётко даст понять где ДОБРО, а где ЗЛО? Те, кто выпускают эти игрушки, настроены ПРОТИВ наших детей. Им не нужны здравомыслящие люди. Им не нужны те, кто легко разглядит зло под личиной добра. Им не нужны патриоты, которые знают СВОИХ сказочных героев и свои традиции. Если мы пойдём на поводу у маленьких, ещё не познавших мир детей, это будет победой врагов. А мы потеряем поколение здоровых людей, которые добры к окружающему миру, которые помнят свои корни, которые знают свои традиции. Это поистине страшно. МЫ и только МЫ, ВЗРОСЛЫЕ, можем научить детей не стесняться своих устоев и традиций. Нужно твёрдо отстаивать здравую культуру воспитания.
Валерия Захарова, педагог-психолог высшей квалификационной категории детского сада №39 в Березовском, сказкотерапевт-практик, лауреат второй степени регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России -2021":
– В последнее десятилетие в детских магазинах появилось огромное количество страшных игрушек всевозможных форм и размеров. В большинстве своем они являются персонажами мультфильмов, компьютерных игр, видеороликов. Среди наиболее популярных можно отметить героев мультсериалов и мемов «Монстр Хай», «Человек-паук», «Сиренеголовый», «Бакуган», «Хаги-Вагии» « Киcси-Миcи» и т.д. В большинстве своем такие персонажи внешне уродливы, их части тела диспропорциональны, сами образы несут в себе явные признаки агрессии, перенесенных страданий или образы смерти. Некоторые из таких игрушек могут проделывать различные устрашающие движения, спецэффекты, издавать звуки. У ребенка на определенном этапе развития существует потребность в контакте с темными сторонами жизни, преодолении зла, встрече со страхами и игре в страшное. Страшные персонажи помогают ребенку отыгрывать его страхи. Естественно, это происходит на бессознательном уровне. Однако не стоит покупать такие игрушки детям дошкольного возраста: они могут считать игрушки живым. Могут бояться, что синий монстр нападет. Ведь, дети дошкольного возраста неспособны объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям, что способствует закреплению, поддержанию страха. В этом вопросе очень важно, какую позицию по отношению к подобным игрушкам занимает взрослый и как он реагирует на ее появление дома или в группе детского сада.
Если ваш ребенок заинтересовался игрушкой-монстром. Это хороший момент, чтобы проявить свои родительские навыки. Спросите, знает ли он историю этого героя, кого он в нем видит. Какими качествами обладает этот персонаж? Зачем ему такие большие зубы? Зачем ему такие длинные руки?.. Любовь к игрушкам-монстрам, замешанная на противоречивых эмоциях, – это опасная психологическая ловушка. «Любить и одновременно бояться», «желать и одновременно ненавидеть» – эти эмоции сопровождают любое девиантное поведение. Покупая игрушку ребенку очень важно понимать, что она воспитывает и развивает в ребенке.
Анна Пушкарева, воспитатель первой квалификационной категории детского сада № 39 в Березовском:
– Эти игрушки опасны для психоэмоционального состояния детей, особенно младшего возраста. Сама игрушка на подсознательном уровне пугает и подавляет ребёнка. Хагги-Ваги выглядит как злодей, а его преподносят, как положительного персонажа. Это переворачивает взгляды на жизнь у ребенка. Можно сказать, что эта игрушка – бомба замедленного действия, которая оставит отпечаток на психике ребенка.
Ольга, воспитатель высшей квалификационной категории, Березовский:
– Хагги-Ваги – страшная, мерзкая «игрушка», монстр! Скалится зубастой пастью и смотрит девятью глазами. Когда я смотрю на эту игрушку, от ужаса бегут мурашки по коже. Она не кажется мне ни смешной, ни милой. Огромные, острые зубы – опасность! Я наблюдала, как дети играют в эту «игрушку». Например, в игре Хагги-Ваги, управляемый ребёнком, запугивал другого ребенка (изображал, что пытается задушить его). Если ребенок играет с мягким игрушечным котёнком – он учится проявлять любовь и заботу, это развивает в нем определенные черты характера. Какие черты характера может развить игра с Хагги-Ваги? Страх, тревогу, ненависть?!
Я уверена, что предлагать детям младше 10 лет игрушки подобные Хагги-Ваги нельзя, потому что в раннем возрасте дети воспринимают игрушку как живое существо. Но и для более старшего возраста эта игрушка психологически опасна. В игре дети формируют своё поведение в будущем, выбирают для себя какую-то определённую роль. Страшно представить, что воображает ребёнок, если играет с монстром и передает в игре его поведение.
Анастасия Крючкова, арт-терапевт, регрессолог-психолог, Екатеринбург:
– Не могу сказать, что Хагги-Ваги – полезная игрушка и надо продолжать ее выпускать, а истории про пожирания и похищения детей, а также пугающие песенки – это нормально, поскольку то, что мы вкладывает в наших детей до 7-10 лет составляет основу жизни этого ребенка в будущем. И если родители не уследили, за тем, что активировано у детей игрой в Хагги-Ваги, то ребенок это и понесет в свою будущую жизнь. Однако именно эта игрушка позволяет выявить теневые стороны личности ребенка, именно в раннем детстве. Если родители вовремя заметят интерес ребенка к негативному персонажу, можно с этим что-то сделать (поговорить самому или прийти к арт-терапевту на прием). Тогда ребенок уже не понесет во взрослую жизнь эту тень. Теневая сторона личности – это то, что живет внутри человека, и человек об этом не подозревает. Он просто иногда ведет себя так, как эта тень. Тень человека могут видеть другие люди, но не он сам. Раньше, теневые стороны личности выявляли, например, волк из сказки «Красная шапочка» или Баба Яга. Вы скажите, что у сказок эпохи СССР был счастливый конец, где добро побеждает зло.
Да, верно, но не всякий ребенок запоминает счастливый конец, самым ярким впечатлением является только триггер, где сожрали бабушку, козлят, детей. Триггер – является активатором тени, находящейся в личности ребенка до появления самого триггера. Если он не вскроется через отрицательных персонажей сказок, игр, песен и т.д. в детстве, он вскроется потом в будущем. А может и не вскроется, на самом деле однозначно нельзя сказать, как может отреагировать психика того или иного человека. Все личности уникальны и непредсказуемы.
Ирина Пургина, учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №4, Березовский:
– Как взрослый человек, мама и специалист я считаю, что все, что находится в окружении ребенка, должно иметь полезную, развивающую смысловую нагрузку. У маленького ребенка ведь нет личного жизненного опыта. Он приобретает его сначала в семье, потом – в ближайшем окружении.
Осознанные родители знают, что предметная развивающая среда очень важна. Каждая игрушка несёт свое значение. Конкретно «игрушка» Хагги-Ваги не несет никакой положительной и смысловой нагрузки. Страшный, зубастый монстр не может помочь ребёнку в формировании светлой картины мира. В эмоциональное развитие ребёнка он ничего не способен привнести кроме агрессии и страхов.
Я считаю, что глядя на это зубастое чудовище у ребенка искажается эстетический вкус и восприятие в качестве нормы доброго, хорошего, светлого. Подобные игрушки – вообще травмирующая, ненужная нагрузка на мозг и психику. Окружать детей такими игрушками – считаю неправильным. К тому же Хагги-Ваги – отнюдь не единственный монстр, их, к сожалению огромное количество. Считаю, что подобные игрушки в принципе коверкают восприятие картины мира ребенка в целом. На занятия ко мне частенько приходят детки со своими игрушками, но если это Хаги-Ваги и подобные ему персонажи, то мы передоговариваемся. Для начала хотя бы на роботов или танки. Но на это уходит длительное время, даже при системной целенаправленной работе.