Юная березовчанка Катя Назарова шестой год серьёзно занимается синхронным плаванием, при этом не бросает танцы и учится на отлично.
«Как это ей удаётся?» – главный вопрос, которым задаёшься, когда видишь эту хрупкую весёлую девчонку. Березовчанке Екатерине Назаровой всего 11 лет, но её плотный график и физические нагрузки таковы, что далеко не каждому взрослому они были бы под силу. Всё потому, что Екатерина помимо школы серьёзно занимается синхронным плаванием и восточными танцами. Мама Екатерины Елена Назарова утверждает, что её дочь – единственная синхронистка в городе, и у нас нет оснований не доверять её словам.
Занятия синхронным плаванием в жизни Кати – это шесть, а то и семь дней в неделю по пять и более часов в день! В таком ритме девочка живёт уже шестой год и ничего не хотела бы менять. Кроме этого, дважды в неделю Катя индивидуально занимается танцами и учится в школе на отлично.
История Кати – живое подтверждение тому, как среда может оказывать решающее влияние на будущую жизнь. Плаванием она стала заниматься с того момента, как пришла в детский сад № 39 «Золотая рыбка» – единственный сад в нашем городе, в котором есть бассейн для маленьких воспитанников. Именно на занятиях у Светланы Белых у Катюши проявилась любовь к плаванию и выполнению сложных элементов в воде и под водой.
– Когда у Светланы Васильевны в 39 садике занимались, она всё время там пыталась ноги задрать, ей нравилось выступать на публику, всегда в открытых уроках участвовала, любила показывать упражнения, – рассказывает мама синхронистки. – Она (Светлана Белых – прим. ред.) сказала: «Попробуйте». Я стала искать, нашла ближайшую к Берёзовскому секцию – на Эльмаше. И мы не прогадали.
Заслуженный тренер Россиий Татьяна Аборнева (первая слева в верхнем ряду), Катя Назарова (первая справа в нижнем ряду)
На счастье именно в тот момент группу синхронного плавания набирала тренер Татьяна Аборнева, которая тренировала одиннадцатикратную чемпионку мира и Олимпийскую чемпионку по синхронному плаванию 2012 года Анжелику Тиманину. Группу набирали и обучали буквально с нуля, многие на тот момент даже не умели плавать. Правда, из 35 человек, набранных в тот год, до сегодняшнего дня продолжают заниматься только шестеро самых стойких, Екатерина Назарова в их числе. Многие покидают секцию синхронного плавания, не выдерживая больших нагрузок. Бывали случаи, что дети уходили и по медицинским показаниям.
При этом про себя Катя отмечает, что бассейн, наоборот, укрепляет её здоровье, и она практически не болеет простудами.
Медицинскую комиссию спортсменки проходят два раза в год – это обязательное требование, без которого невозможно попасть ни на соревнования, ни на сборы. Часто девочкам прописывают диету, чтобы сбросить лишние килограммы.
– У нас каждый раз вес и рост проверяют, кому-то говорят худеть. Мне тоже когда-то говорили, хотя я вешу практически меньше всех – была пухленькая в детстве, сейчас я нормальная, – рассказывает девочка.
Катя занимается синхронным плаванием с шести лет. Первый год занятия проходили в детском тёплом бассейне, но уже на следующий год дети перешли заниматься в большой. Занятия у юных синхронисток начинаются с «суши» – разминка и силовая растяжка перед непосредственным заходом в бассейн продолжаются полтора часа. Только после этого девчонки идут в воду, где занимаются ещё от 2 до 4 часов подряд.

Таким образом, обычный режим дня у Кати Назаровой выстроен так: с утра школа, затем занятия синхронным плаванием с 14:30 до вечера (как правило, до полвосьмого), два раза в неделю после занятий в бассейне Катя занимается восточными танцами 1-2 часа. И только вечером в оставшееся время перед сном Катя делает домашние задания. Зачастую обедать приходится прямо в машине – по дороге в бассейн.
– Наша группа называется «Чунга-чанга», потому что самая первая постановка у нас была под эту музыку, – объясняет юная синхронистка.
В последние полтора года «Чунга-чанга» занимается в бассейне спорткомплекса «Изумруд», но ее секция базируется в спорткомплексе «Калининец», бассейн которого сейчас закрыт на ремонт.
Обучение в секции синхронного плавания как бы бесплатное. «Как бы» потому, что отдельно оплачиваются акробатика, хореография. Да и в целом увлечение дочери обходится родителям недёшево – купальники, например, шьются индивидуально на каждый номер, цена одного такого наряда начинается от 10 тысяч рублей и не имеет предела. Все выезды на соревнования и сборы заставляют раскошелиться. А их в год проходит немало.
– Соревнования проходят почти каждую неделю – это либо танцы, либо бассейн. Весь учебный год мы практически ни один выходной не проводим дома – городские, областные, межрегиональные. Бывают всероссийские и даже международные, – рассказывает Елена Назарова.
Так выглядит тренировка на суше, перед заходом в бассейн
На тренировках каждый элемент синхронистки отрабатывают под стук сотни, тысячи раз, чтобы все было идеально. Спортсменкам надевают грузики на руки и ноги для того, чтобы тренировать мышцы и чтобы на соревнованиях без грузиков они могли выше подниматься из воды.
Катя признается, что иногда бывает тяжело.
– В «лягушатнике» мы учились брать вдох и, держась руками за бортик, как можно дольше продержаться [без воздуха]. Потом мы учились плавать проныры – по дну бассейна плавать, держать тело под водой, – рассказала девочка.
Есть такие элементы, которые начали получаться у неё совсем недавно – например, правильный гребок, позволяющий хорошо держаться под водой вниз головой, когда ноги делают «пируэты» на поверхности.
Дольше, чем синхронным плаванием, Катя занимается восточными танцами – уже седьмой год девочка ходит в «Амриту».
– Мой самый первый тренер по танцам – это Ирина Соловьева, она основала студию «Амрита». Потом я начала заниматься у Яны Гильмутдиновой – у нее поставила довольно много номеров. В том году у меня был только один номер от Ирины Соловьёвой, а все остальные были от Яны Гильмутдиновой, – рассказывает Катя. – Сейчас я хожу к другому тренеру в Екатеринбурге – к Наташе Калининой. Скорее всего, мы туда перейдём, потому что просто не успеваем в «Амрите» из-за моего графика тренировок.
Девочка подтверждает, что времени на «домашку» остаётся мало, но она успевает.
Ещё Катя любит рисвать, но на это почти не остаётся времени
Её мама рассказывает, что с самого начала учёбы в школе настроила дочь на самостоятельность.
– Я ее с первого класса приучила, что я с тобой не буду сидеть никогда, от меня помощи не жди – вот учитель есть, телефон учителя, если что, [звони ей] пожалуйста. И она всегда всё сама, – говорит мама синхронистки. – Я ей дала установку: хочешь заниматься – находи на всё время, или чего-то не будет.
По словам мамы, она уже несколько лет, глядя на старания дочери успеть и в танцах, и в плавании, предлагает ей сделать выбор в пользу чего-то одного. Но дочь твердит в ответ: «Мама, не ставь меня перед таким выбором!». И не бросает ни то, ни другое.
– Бассейн немного помогает в математике, потому что там счёт постоянный – нужно соблюдать градусы. Танцы помогают в бассейне, спортивная подготовка – в танцах, и когда много нагрузки, мне нормально, потому что я уже привыкшая. То, что я умею делать шпагат, пригождается и в танцах – такое не каждая девочка сможет, – рассуждает о дополнительных плюсах своих разносторонних увлечений Катя
– Я ей предлагала найти школу в Екатеринбурге поближе к бассейну, но она говорит – нет, у нас такая классная школа, такие классные учителя, – рассказывает Елена.
Екатерина Назарова учится в пятом классе школы № 55 и уверяет, что практически никто из её одноклассников пока не знает о её занятиях синхронным плаванием и танцами.
– Наша классная руководительница ведёт русский и литературу, и она сама занималась восточными танцами, поэтому у нас впервые в жизни нет такой проблемы – отпроситься, – отмечает Елена.
Когда старший брат Кати Денис занимался в хореографическом ансамбле «Юность», это всегда было большой проблемой. А отпрашиваться приходится часто. Кстати, в «Юность» ее брат попал только благодаря сестрёнке – в четыре года она уговорила маму отвести ее на занятия танцами, но руководитель хореографического ансамбля «Юность» Ольга Вахрушева развела руками – с такими малышками не занимается. Но зато ее брата – высокого, худого, длинноногого, который пришёл за компанию, – пригласила в свой коллектив. Одиннадцатилетнего Дениса зачислили сразу в третий класс.
Последние соревнования, на которых побывали синхронистки, проходили в декабре в подмосковном городе Чехов. Там приняли участие около 400 человек из разных стран. В разных категориях наши заняли 9-е и 12-е места.
– Оказаться в первой десятке – это очень хорошо, потому что лидеры по синхронному плаванию – это Москва, Питер и Татарстан, – отмечает Елена Назарова. – У них и совершенно другие условия, есть тренировочные базы, где они живут и учатся, соответственно, уровень мастерства намного выше. Олимпийские чемпионки не поедут на Урал преподавать детям бесплатно. Они все там, у каждой свой частный клуб, они набирают школы и тренируют деток.
В этом году в данном международном конкурсе принимали участие такие страны, как Сингапур, Казахстан и Татарстан, а в былые времена он принимал участников даже из США, Китая и Германии.
Самой запоминающейся победой юной березовчанки стало третье место на Всероссийских соревнованиях по синхронному плаванию в Санкт-Петербурге «Белые ночи», где «Чунга-чанга» заняла третье место, уступив только двум командам из Москвы и Питера.
– Ехали сюда, не надеясь на награды, – рассказывает Катя. – У нас обычно ездит 12 человек, а тогда поехало всего восемь. Был слабый состав, потому что сильные решили не ехать. Мы думали, что мы ничего не займём, но в итоге мы заняли третье место, потому что очень постарались и собрались.
У Екатерины есть отдельный шкаф для кубков, которые занимают три полки
Медалью, полученной там, Екатерина особенно дорожит, хотя в ее медальнице плотным рядом висят десятки разных наград и по плаванию, и по танцам, и даже по ГТО – в День города Катя неожиданно для себя отжалась больше всех участниц всех возрастов и получила гран-при. А для кубков и вовсе родителям пришлось купить отдельный шкаф, в котором награды сейчас занимают три полки.
– Место для медалей заканчивается, кубки у меня раньше стояли на шкафу сверху – там уже нет места, и они сейчас в отдельном шкафу стоят, – показывает свои награды девочка.
Шкаф с одеждой пестрит яркими нарядами для танцев и купальниками со стразами. Пока девочка не разрешает маме их никому отдавать или продавать, хотя из некоторых она уже выросла.
Елена Назарова показывает один из танцевальных нарядов своей дочери
Из-за плотного графика у девочки в школе очень мало друзей – всего одна подруга. Времени на общение не хватает. Зато в команде синхронисток абсолютно все дружат между собой, включая родителей – такая большая дружная спортивная семья также дружно и большой кампанией отмечает праздники и дни рождения.
Несмотря на разнообразие своих увлечений (кроме танцев и плавания Катя любит, например, рисовать) приоритет она отдаёт всё-таки синхронному плаванию и видит свою будущую карьеру в области спорта – тренером, но в каком виде спорта, пока не определилась. Танцы – это скорее занятие для души.
– Душа-то у нее больше в танцах раскрывается – она у нас такая актриса, но амбиций больше в синхронке, – говорит мама.
А в планах на ближайшее будущее вполне конкретные цели: в этом году подтвердить первый взрослый разряд, в следующем году – получить кандидата в мастера спорта.
Для этого нужно участие во всероссийских соревнованиях, и сейчас синхронистки вместе с тренером и родителями выбирают соревнования, куда можно было бы отправиться.