Конфликтные ситуации случаются в каждой школе, в каждом классе – человеческие отношения не могут быть всегда гладкими, тем более в таких часто разношерстных коллективах, как школьный класс и родительское сообщество этого класса. В каждом случае идеально – чтобы этот конфликт разрешился мирно и не вышел за пределы школы, но так бывает не всегда.
Родители, которые обратились в редакцию, цели своей не скрывают – они не хотят видеть педагога в рядах учителей, но и у педагога есть свое право на ответное слово. Мы пообщались с обеими сторонами и даем точку зрения каждой.
1 сентября классное руководство 2 «Б» и 2 «Г» классов в новой школе № 55 взяла Ирина Александровна Иванова, учитель с многолетним стажем. Она преподавала до Березовского в другом городе, к нам переехала недавно. По словам родителей, когда поднялась волна возмущения по отношению к педагогу, директор школы Алексей Братчиков звонил по предыдущему месту работы педагога, но его заверили, что всё было в порядке, вопросов к Ирине Александровне не возникало.
– Первый случай был на первой неделе обучения. Пятница. В расписании не стояла математика, поэтому тетрадь в школу мы не взяли. Звонит мне днем дочь и спрашивает, как добраться домой, а живем мы в Шишкино, – рассказывает Анна. – Я успокоила, сказала идти к бабушке. Сама зашла в чат – родители переписываются, удивляются: что вообще произошло? Оказывается, во время классного часа учитель дала полчаса детям, чтобы они сходили домой и принесли тетради в школу.
По словам Анны, рядом со школой живут всего несколько второклассников. Кому-то тетради привезли родители из дома, а несколько человек просто «собирали» детей по городу. Эта история повторялась в обоих классах, и у «бэшек», и у «гэшек».
Одна из основных причин недовольства родителей – отсутствие обратной связи от учительницы.
– Переписка между родителями велась. Она на нам на вопросы и на звонки никогда не отвечала, в WhatsApp галочки синие, всё прочитано, а ответа никогда нет, – говорит Анна. – Было родительское собрание, мы встревоженные пришли. Ирина Александровна объяснила, что у нее такие требования, что она в основном общается с детьми, а не с родителями. Я попросила в случае, если она отпускает детей по домам за тетрадями или задерживает, писать в чате, чтобы родители были в курсе. Но этого не было. Я уже сто раз пожалела, что взяла свою дочь из школы № 9. У меня третья дочь, и я впервые сталкиваюсь с таким отношением педагога.
Периодически, рассказывает Анна, классный руководитель задерживала детей, а родители в неведении должны были ждать их внизу – те, кто приезжал за ними на машинах. Объявлений в чат на эту тему не было.
– За неделю до каникул учитель проверял задание по математике, табличку, моя дочь неправильно ответила, и Ирина Александровна подняла ее и велела стоять. И еще несколько детей подняла. Дала дочке дополнительное задание, велела решать, а сама начала новую тему, – говорит Анна. – Дочка стала заниматься по новой теме, а в конце учитель влепила ей «двойку» за то, что дополнительные задания не сделаны. Ребенок с плохим зрением весь урок занимался стоя! Я пишу Ирине Александровне, за что «двойка» – молчание в ответ.
Анна записалась на личную беседу к педагогу, чтобы прояснить ситуацию. По ее словам, разговор был недолгим, а учитель сказал, что дочка Анны перестала с ней разговаривать. В ответ Анна попросила не поднимать на нее голос, чтобы ребенок окончательно не замкнулся.
Еще одна ситуация взбудоражила родительский чат, когда дети после уроков рассказали мамам, что Ирина Александровна, увидев неровную стопку собранных читательских дневников на своем столе, возмутилась и сбросила их на пол, а после заставила дежурных собирать их. После этого Анна записалась к директору школы.
– Говорю ему: «это детей просто унижает». Алексей Вячеславович согласился со мной и обещал поговорить с учителем, – вспоминает она.
Пожалуй, самый возмутивший родителей инцидент – со скотчем. На уроке во 2 «Г» педагог, пытаясь усмирить горластых учеников, положила на стол скотч и ножницы, предложив им заклеить себе рты. Как говорит Анна, ее дочь рассказывала, что обычно в ответ на это предложение дети умолкали, но в тот раз двое мальчишек восприняли слова учителя всерьез и заклеили себе рты. Самостоятельно отрезав кусочек скотча от рулона.
– Я не знаю, что бы сделал мой муж, если бы это случилось с нашим ребенком, – говорит Анна.
Руководство школы не оставило жалобы без внимания. У «гэшек» поменялся классный руководитель, им стала педагог-психолог, а учителя-предметники стали приходить на уроки к второклассникам. В «Г» перешла в том числе дочка Анны. Из «Г» класса в «Б», чтобы остаться у Ирины Александровны, перешли четверо учеников.
– Сначала, поговорив с дочкой, мы с мужем решили оставить дочь в ее классе, чтобы не менять друзей. Я пришла на собрание, организованное Ириной Александровной, на котором она сказала нам переводиться из-за того, что мы писали на нее жалобы. И всё, я поняла, что у нас вариантов нет, мы вынуждены были перевестись в другой класс.
Анна написала жалобу в управление образования и в министерство образования Свердловской области.
Комментарии родителей 2 «Б» и 2 «Г»
Ксения (2 «Г», сын перешел из школы № 33):
– У меня третий сын, но первая такая история с педагогом. У нас в классе есть два шалопая, мой и еще один, активные. Мой – жаловаться не умеет. Я как-то простыла, было время почитать переписки в чатах. И из переписки узнаю, что Вадим и еще один мальчик клеили рты скотчем на уроке. Я к сыну: «было?», подтвердил. Учитель на стол клала обычно скотч и ножницы, а с моим превзошла себя. У меня все три шила, но чтобы до такого…
К Ирине Александровне я не пошла – боялась не сдержать себя. Директор нам обещал, что этот учитель уйдет. Там таких историй целая книга из переписок. Дети кричали: «зачем нам учить стихотворение, если все равно будет «двойка»?». Из восьми строчек мой выучил шесть – оценка два. Двойки лепились безостановочно.
Наталия:
– 1 сентября Ирина Александровна наорала на мою дочь, она замкнулась, перестала разговаривать. Ее вызывают к доске – она не говорит. Учитель ее поднимает – молчание – двойка. Говорили с Ириной Александровной на эту тему, у нас с ней не сложилось. У нее манера общения кричать на детей, а для моей дочери это была атака.
Мы занимались с психологом, чтобы вывести ребенка на речь.
Класс – солянка, дети из разных школ, у всех разная подготовка, необходимо было время на адаптацию. Как-то попросила ее в «личку» объяснить оценку – молчание.
Ирина Александровна читательские дневники швыряла на пол, занижала оценки, три дня ребенок в истерике приходила домой, говорил, что в «туда» больше не пойдет. Говорили директору, он сказал, что будет принимать меры. Мы перешли в «Г» класс, и дочь стала адекватно воспринимать информацию от учителей, перестала бояться рот открыть.
Мама (пожелала не называть своё имя, разговор есть в распоряжении редакции):
– Ребенок все время плакал. Я учителя спрашиваю – зачем вы дневники кидаете, ребенок сидит на первой парте, испугался, в ответ – вы не верьте тому, что рассказывают дети. Потом и вовсе сказала, что меня заблокирует.
Муж ходил на собрание, был в шоке от того, как она [Ирина Александровна] себя вела. Она уже знала, кто уходит, и вела себя высокомерно, не очень тактично. Она выбрала себе, с кем общается и кто из родителей ее поддерживает.
Нам не хватало личного контакта с учителем. Мы все из разных школ – выразите ваши требования, и всё. Зачем эти загадки? Напишет одну цифру по математике в домашнем задании, и мы сидим гадаем, что за цифра. Выпросили собрание – только тогда объяснила.
Ирина Александровна Иванова, учитель начальных классов, прокомментировала обвинения в свой адрес:
Про отказ от общения
Отказ от общения – это ложь полная. У нас море консультаций проходило. Вопросы об успеваемости по телефону не обсуждаем, во время уроков я не могу отвечать на сообщения. Родителей приглашала на встречи, никому не отказала в ответе.
Дети уходят домой за тетрадями
Это частный случай. Это было в октябре, им было сказано, кто может – сегодня принесет, кто не может – в понедельник. До конца уроков никого не отпускаю. Задерживала – это было, нужно было лишний раз что-то объяснить, но если родители приехали за ребенком, то вопросов нет – отпускаю. Сейчас эти моменты уже утряслись, всё в порядке.
Про скотч
Это было во 2 «Г». Дети сложные, я приучала к порядку. На уроке мы не разговариваем, есть дети, кто не понимает с первого слова. Были всякие методы – замечания, в дневниках прописывала, на переменах оставляла сидеть. Дети не понимают. Было сказано – ну придется рот заклеивать. Положила на стол скотч, они в очередной раз себя не сдержали и на втором уроке дети сами взяли скотч и заклеили себе рот. После урока спрашиваю: «Ну что, понравилось?». Нет, говорят. Больше к этому не возвращались и сейчас к такому больше не прибегаю. На какое-то время стало полегче – тишина. Пока не покажешь, кто в классе главный, дисциплины не будет.
Про ситуацию в целом
У родителей там проблема в другом, их никогда ни один учитель не устроит. Только если по шерстке их детей гладить, всё им прощать, если они будут командовать в классе, тогда педагог их устроит. Что будет дальше у них, непонятно.
Знаете, что некрасиво с их стороны? Это делалось всё за спиной. Если есть проблема, что-то маму не устраивает, я всегда встречаюсь. В сентябре-октябре в школе ежедневно была до восьми вечера, придите, скажите – мне то-то и то-то не нравится.
Я случайно узнала от другой родительницы, что против меня агитируют, жалуются. Это группочка родителей, которая нашла, к чему прицепиться. Алексей Вячеславович (директор школы, – прим. ред.)просил их написать, что конкретно их не устраивает, но кроме «просим поменять учителя» ничего не добился. Он пошел навстречу, поменял.
Когда перед каникулами я проводила собрание, попросила прийти новый состав класса, пришли четверо из 2 «Г» и те, кто всю эту тему начал. Я им сказала культурно – вас не устроило, вы затеяли, увели родителей не в ту степь, в противовес учителю, значит, переходите в другой класс.
Кто захотел, написал заявление на переход в тот класс, есть те, кто перешли ко мне в «Б» и есть родители, которые, напротив, писали благодарность на имя директора в мой адрес.
Во главе класса должен быть один человек. Сейчас всё спокойно, дети к требованиям привыкли. Но мне кажется, у них там ситуация не изменится.