Специалисты екатеринбургского Центра психолого-педаго-гической, медицинской и социальной помощи «Ладо» провели вебинар на тему психологического климата в семье. Публикуем основные тезисы.
Температура
Отношения в семье могут быть теплыми, прохладными и совсем морозными. Чем теплее климат, тем комфортнее расти маленькому росточку. Когда слишком жарко, это тоже плохо, росток видоизменяется, у него нет возможности проявлять себя, он сохнет; когда слишком холодно, тоже происходят определенные изменения. Пример: бывая в различных местах страны и мира, вы наверняка видели, как приспосабливаются растения в разных климатических зонах. Растения растут даже там, где вечный снег, ловя редкие солнечные лучи. И взрослые, и дети растут в любых условиях психологического климата, но эти условия сильно на них влияют.
Существует правило трех минут – если вы хотите, чтобы ваши отношения с ребенком и партнером развивались хорошо, обратите внимание на самые первые минуты вашей встречи. Когда вы приходите домой, ребенок радостно бежит к вам, проявляет хорошие эмоции, он очень восприимчив в первые минуты и максимально открыт. Родители дошкольников и младших школьников, по тому, как вы встречаете ребенка из сада или дома, сразу видно, какие отношения в семье – уделяете внимание только ребенку или телефону? Максимально старайтесь в первые минуты видеть и замечать близких.
Важно не количество времени, проведенного с близкими, а его качество.
Большое значение в жизни имеют невербальные знаки. Мама может сказать: «Привет, я рада тебя видеть», но сама смотрит в телефон. Вот пример: 9-летний Миша подходит рассказать, что поссорился с другом, а в этот момент мама параллельно выбирает вариант ужина в интернете. Она не прекращает свое занятие, но иногда реагирует на реплики сына. Какие здесь отношения в семье? Если Миша просто хотел высказаться и не сильно переживает по этому поводу, то поведение мамы его устроит. Но если это единственный друг, ему холодность мамы будет сложно пережить, и в следующий раз он подумает, стоит ли ему подходить, в будущем перестанет это делать. Чем младше ребенок, тем больше ждет от нас совета; подростку, возможно, нужно просто высказаться, обозначиться, попробуйте дать ему время, чтобы он сам предложил какие-то варианты: «Как думаешь, что спровоцировало друга на такое поведение?».
Нам важно, как человек на нас реагирует, и это не только его слова, но и тон голоса, жесткий или мягкий, интонация, громкость, выражение лица, мимика, поза. И со взрослым, и с ребенком работает определенное правило, заключающееся в аббревиатуре ГОТУ: голодный, одинокий, тревожный, усталый. Если человек находится в одном из этих состояний, то он будет негативно реагировать. То есть: если вы голодны, не проверяйте уроки; если вы встревожены, не выясняйте отношения с супругом, потому что будете излишне волноваться. Эти моменты надо обязательно учитывать, они будут помогать из холодной температуры создавать более теплую и сохранять хорошие взаимоотношения в семье.
Есть такая экспресс-диагностика детско-родительских отношений – вспомните самую простую ситуацию, когда ребенок совершил ошибку. Взял кружку и разбил; рисовал и испачкал ковер или одежду. Вспомните, как ребенок реагирует в такой ситуации. Вариантов немного – либо ребенок устраняется (отодвигается, замирает, пугается, плачет), либо идет навстречу, например, признает ошибку и спрашивает, как ее исправить. Во второй части упражнения вспомните свою реакцию, когда видите, что ребенок что-то натворил.
Давление
Давление, ограничения, правила нужны на протяжении всего периода детства, это некие маячки, заборчики для растущего организма, они подсказывают, насколько правильно поступил ребенок и что нужно изменить. В мамином животе ребенок в стесненных условиях, он хорошо знает границы своего тела, и почему после рождения младенцев помещают в люльки и маленькие кровати? Потому что в других условиях малыш потеряется: ему важно, что есть границы, которыми он окружен. Другой пример – правила дорожного движения, которые мы с детства ребенку «вдалбливаем», всячески объясняем, хотим, чтобы правила эти в нем прижились и остались.
Давление быть должно, но адекватное. Вспомните алмаз. Если есть слабое давление, получается графит, если чрезмерное – он становится хрупким и может расколоться. В зависимости от давления ребенок будет применять правило в своей жизни или создавать видимость. Пример – надевать шапку сразу в школе или только перед дверью дома.
Есть три стиля воспитания в семье: попустительский, демократичный и авторитарный.
- Ребенок сам решает, что он будет делать. Нам кажется, что даем свободу, но на самом деле мы оставляем его наедине со своими вопросами и сложностями, он может почувствовать себя брошенным. В этом случае самостоятельность развивается быстро и не по годам, но поступки ребенка могут быть как со знаком плюс, так и противоправными, чтобы привлечь внимание. Бывает, родители увлечены идеей, что в семье нужен материальный достаток, а общение уходит на несколько планов назад. И ребенок не понимает, что еще сделать, чтобы обратить на себя внимание. Когда он делает что-то плохое, родителей вызывают в школу, они его ругают, но зато находятся рядом.
- За ребенка все решается. Представьте его в ситуации водителя, за которого поправляют зеркала, настраивают кресло, надевают очки, а в движении пытаются дотянуться до его педали. Есть такой социальный ролик. Когда мы не даем проявиться самостоятельности и чрезмерно опекаем, даже точку зрения не хотим услышать, здесь большое давление оказывается до поры до времени, потом ребенок будет противостоять и использует всю силу для этого.
- Это учет мнения ребенка, партнерские отношения (не во всех, в определенных ситуациях). Один минус – затягивание времени. Если ребенку давать принять решение, то ему требуется больше времени, а у вас его может не быть.
Облачность
Это честность и прозрачность отношений. В отношениях светло и понятно либо туманно и неясно. Во втором случае начинают включаться собственные фантазии и у взрослых, и у детей. Психологический климат важен для всех членов семьи. Вспомните – супруг задерживается, жена начинает придумывать в зависимости от той тревожности, которая ей свойственна.
Есть хорошее правило зеленой ручки, оно заключается в том, чтобы вы выделяли положительное. Пример: ребенок пишет упражнение в тетради, и хорошо получившиеся элементы вы обводите зеленой ручкой – вот здесь получилось и вот здесь, а не подчеркиваете неудачи красной. Ребенок сам будет видеть – что не зеленое, то получилось не очень. На хорошем делать акцент важно: «Ты молодец, в следующий раз будет еще лучше».
Ребенка надо сравнивать только с ним самим, с прежними успехами и показателями. Кому нравится сравнение с другими не в свою пользу?
Нужно в любом споре или конфликте научиться давать оппоненту Я-сообщения. Слова «Ты меня утомил» или «Ты меня раздражаешь» приравниваются к «Ты плохой».
Если начнем разбираться, поймем, что родитель устал, ему самому нужна поддержка. Иногда родитель пытается видеть в ребенке поддержку. Надо учитывать возраст ребенка, обращаться за психологической помощью к ребенку и даже к подростку неправильно. Понаблюдайте за собой – когда вам тревожно, насколько вы ждете помощи от детей? Вспомните, что старший в этой ситуации вы.
Пример Я-сообщения: «Я очень устала, и мне нужно несколько минут, потом мне станет лучше». Ребенок здесь будет учиться, как нужно выходить из этой ситуации. Если ты устал – надо не кричать на всех, а найти конкретный способ успокоиться. Есть анекдот про еврейскую маму, у которой шесть детей. Она приходит с работы, все дети кричат, что-то от нее хотят, а она молча проходит мимо них и идет в ванную, включает там воду, музыку… Через полчаса выходит довольная. Дети ее спрашивают – «Мама, что ты там делала?», а она отвечает – «Я делала хорошую маму». Нужно хобби, которое дает вам силы справляться со своим состоянием.
Вы приходите домой после тяжелого дня, вы устали, и у вас должны быть способы саморегуляции. Первое – учиться Я-высказываниям.
Ты никогда меня не слушаешь = мне обидно, когда меня не слышат (или когда ты меня не слышишь).
Скорость ветра
Следующий фактор погоды в доме – скорость ветра. Бывают семьи, как тайфун – прибежали, из школы ребенка забрали, в одну секцию, в другую, вечером бассейн, потом прогулка, вечно движение, вечно куда-то выходят, выезжают. Это похоже на ураган, и ребенок очень устает. Родители говорят в таких случаях на консультациях: все условия созданы, а ему ничего не хочется. Это потому, что ему чересчур, мотивация теряется, ребенок сосредоточиться не может, в результате может заболеть.
Но мы знаем, как в жару приятно дуновение ветра. Обращайте внимания, сколько движения в вашей семье, каково его направление.
Осадки
Это позитивные и негативные эмоции, которые могут проявиться мелким дождиком или мощнейшим ливнем. Запрещать проявлять свои эмоции нельзя.
Мальчику маленькому говорят – «ты будущий мужчина, плакать нельзя», и когда мужчина женится, он не будет проявлять чувств и эмоций, не будет их озвучивать, и его семья будет в растерянности. Иногда слезы это необходимость. Если кто-то не плачет в горе, в себе держит, сжимает свои чувства, то однажды эта пружинка с такой отдачей выстрелит, что близким будет сложно. У детей слезы – показатель внутреннего напряжения: если ребенок плачет, если у него повышенная слезливость, надо разобраться, с чем это связано. Чаще всего это связано с нашим собственным состоянием.