Этой осенью я решила поработать вожатой на образовательной смене в лагере «Зарница».
Честно скажу, первой и решающей мотивацией стало то, что делать я это буду не бесплатно, а уже окунувшись в вожатские будни я поняла, что не менее важными станут опыт и новые знакомства. Считаю, что мой первый блин получился все-таки блином, но с комочками.
Друг в беде не бросит
Влиться в вожатский коллектив мне поначалу было сложно. Так получилось, что я пришла на работу в середине смены, дети и вожатые друг с другом уже перезнакомились. Многие мои коллеги были из одного студенческого отряда и уже давно общались по-дружески. Несмотря на то, что ребенком я ездила на образовательные смены в Таватуй и Артек, в роли вожатой оказалась впервые. Какое-то время было очень странное самоощущение, и все подумали, что я немного стеснительная. Через пару дней удалось включится в процесс – помогли вожатые, многие из них уже не впервые работали в лагере.
Посмотреть на себя с другой стороны – думаю, главная задача в подобной ситуации. Ребята рассказали мне о вожатском кодексе и о том, как нужно вести себя с детьми. Тогда я узнала, что существует студенческий вожатский отряд, там можно пройти профессиональную подготовку и стать сертифицированным вожатым.
Через пару дней мне удалось найти общую волну в общении и с детьми, и с вожатыми, я расслабилась и в этом режиме проработала всю оставшуюся часть смены.
Времени на прокрастинацию, как и опыта, не было. Пришлось наблюдать, спрашивать, советоваться с ребятами. Для меня это были непривычные стиль и круг общения, но работать было здорово и весело. В режиме реального времени я вникала, перестраивалась, училась договариваться, решать неожиданно возникающие задачи.
Нам с детьми друг с другом повезло. Мне достался отряд ребят 12-14 лет. Дети на всей смене были интересные – такие разные и общительные. Тот случай, когда я смотрела и удивлялась, как они общаются – не стесняются, открытые, доброжелательные, то мультики обсуждают, то музыку слушают. Каждое утро ко мне подходил мальчик Дима из соседнего отряд и желал доброго утра. Мы с ним часто разговаривали о том о сём, он что-то рассказывал, я слушала, и наоборот. Интересный мальчик, он общался абсолютно со всеми. Дима сделал всем желающим брошки из фетра в виде кошачьих лапок – милые вещички получились. У каждого вожатого была такая брошка. Так получилось, что он уехал со смены немного раньше, и всем стало немножко грустно без него, а я даже не знала его фамилию. Позже в вожатском чате я прочитала, что Дима сын моего первого педагога по подготовке к школе Евгении Евгеньевны Ситаш.
Другой мальчик Вова постоянно помогал мне. Он был моей палочкой-выручалочкой: строил отряд, считал всех. По характеру спокойный, он любил слушать музыку на маленьких колонках. Бывает, дети галдят, что-то происходит, а Вова спокойно слушает музыку и думает о своем.
Неожиданная встреча
Смена в лагере была образовательной, и для детей проводили уроки и интересные тренинги учителя из городских школ. На одном из уроков я встретила свою бывшую классную руководительницу, учителя русского языка и литературы Анну Анатольевну Сергееву.
Спустя два года после окончания школы мне вновь посчастливилось посидеть на уроке русского и вспомнить беззаботное детство. Кажется, все это было так давно.
Конфеты или жизнь!
На одном из последних мероприятий было решено в качестве призов вручить каждой детской команде мешок конфет. Доверили эту миссию нам – вожатым.
Мы пошли в вожатскую комнату делить конфеты поровну между отрядами, а дети, услышав о сюрпризе, побежали за нами и столпились возле застекленной двери. У бедняжек от недостатка сладостей, которые нельзя проносить на территорию лагеря, случилось сахарное помешательство. Они скреблись, подглядывали и завывали под дверями «Конфеты или жизнь!». Было очень смешно видеть в щелочку дверей много ребячьих глаз, подглядывавших за нами – так сильно дети хотели шоколадок. Я думаю, еще интереснее им было участвовать во всеобщей возне и суете.
Как стать вожатым?
На работу в лагерь берут совершеннолетних. Обычно вожатыми работают студенты. Приоритетом является образование педагогического колледжа или любого ВУЗа.
Для оформления на работу нужны аттестат о 11-летнем образовании, паспорт, трудовая книжка, медицинская книжка с пройденным медосмотром и суточные результаты теста на коронавирус.
Заполнение заявки на работу в лагере не дает гарантий, что кандидаты пройдут отбор.
По приезду в лагерь вожатых заселяют в жилые комнаты, распределяют по отрядам. Также проводят инструктаж, раздают план мероприятий, и люди идут работать.
В лагере со мной вместе трудились ребята из студенческого педагогического отряда «Голиард», действующего в Уральском государственном техническом университете. Именно они меня поддерживали, помогали, и по окончании смены я решила вступить в отряд. В Екатеринбурге существует много молодежных общественных движений, и обучение на вожатых один из специалитетов, также есть строительные, педагогические, медицинские, сервисные отряды и отряды проводников. Каждая из общественных групп проводит обучение для членов отряда и после, сдав на сборах экзамен, кандидаты получают сертификаты о повышении категории и могут работать на всей территории России.