Всего пять-десять лет назад такая форма обучения, которая позволяет ребенку не ходить в школу, была доступна разве что для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня семейное образование выбирает все больше родителей, и это не обязательно связано с несовершенством школьной системы: причины у всех разные.
К тому же если технологии в сфере образования теперь позволяют учиться дома, логично предположить: спрос появится.
Мы пообщались с двумя мамами, чьи дети учатся несколько иначе, чем это принято по классике.
«Экономятся время и силы ребёнка»
Елена, мама 9-летней Меланьи:
– Мелаша училась в обычной школе 1-й, 2-й и первую четверть третьего класса. Идея семейного образования была с нами давно, но решили все же попробовать школу, понять, как дочке будет там. Потом началась пандемия, карантины, мы попробовали дистанционное обучение, и нам понравилось: поняли, что мы получаем достаточно знаний, и передвижения в школу лишние. Стало понятно, что можно обойтись без них.
В третьем классе я стала прощупывать почву, узнала подробности, и мы решили уйти. Предварительно поговорили с Мелашей, хочет ли она вообще попробовать, и она согласилась. Нас поддержали родственники, это важно, потому что бабушки и дедушки обычно консервативны и выступают против таких нововведений. «Давайте попробуем» – был общий семейный вердикт.
Некоторые боятся, что это куча бумаг и волокиты, но на самом деле ничего сложного. Есть несколько путей. Первый: ребенок получает образование дома, то есть самостоятельно осваивает программу, а аттестацию получает в той школе, куда прикреплен по месту жительства (в середине и/или в конце года). Для нас этот вариант показался воздушным, бессистемным, и мы пошли по другому пути: привязались к онлайн-школе, где все четко: расписание, задания, их проверка. Ребенок видит, что ему нужно сделать, готовит домашку и отправляет ее педагогу. В ответ приходит очень подробный разбор задания с указанием всех недочетов, и точно видно, за что именно такая оценка (в школе не всегда понятно, почему вдруг «тройка»). Также пишутся контрольные работы и проходит аттестация.
Онлайн-школ сегодня множество. Мы нашли такую платформу, у которой заключен договор с несколькими обычными школами, мы выбрали одну из московских. Наше личное дело лежит теперь там, от своей екатеринбургской школы мы теперь не зависим вообще никак.
Выбор пал на эту онлайн-площадку только потому, что с пятого класса идет изучение второго языка. А, ну еще она долго существует, значит, завтра не закроется.
Школы относятся по-разному к «уходу» учеников. Наша классная руководитель была удивлена: зачем, ребенок хорошо учится, успешен, а теперь будет все время сидеть за компьютером и страдать от отсутствия общения с ровесниками.
На самом деле видеоуроки, конечно, есть, но «целый день» это преувеличение: максимум час дочь проводит за компьютером. А социализации ей хватает там, где она проводит время дополнительно – в музыкалке, на дополнительных занятиях, даже во дворе. Тем более близких друзей у нее в школе не появилось.
Программа у нас та же, что и в обычной школе: «Школа России». Если ты учишься дома, тебе может выдать учебники школа, а если ты к ней не прикреплен, то покупаешь их за свой счет, но государство возвращает деньги: право на бесплатное образование в стране никто не отменял.
Мелаша окончила третий класс, до экзаменов нам далеко, но забегая вперед расскажу: перед ОГЭ и ЕГЭ нам можно либо уехать на аттестацию в нашу московскую школу, к которой мы прикреплены, либо забрать документы оттуда и привязаться к местной.
О степени участия родителей в учебном процессе. Я считаю, если в школе ребенок делает домашку с мамой, то так будет происходить и тут. Я могу зайти на сайт, увидеть, что не сдано такое-то задание и спросить Мелашу об этом, но учиться за нее я не буду. Ребенок должен уметь находить информацию самостоятельно.
В онлайн-школе мне нравится, что педагоги здесь принимают любое мнение учащихся, не навязывают определенное правильное. Свободного времени становится гораздо больше: ведь обычная жизнь школьника – это дорога в школу и обратно плюс 5-6 часов там. Тебе не приходится сидеть и ждать, пока тридцать человек сдадут стихотворение, ты его сдал – и всё.
Пару раз дочь сказала, что скучает по классному руководителю, но желания вернуться в школу не выражала. Более того, я спросила в конце третьего класса: «ну как, продолжаем?», и она согласилась.
В школе прыгало расписание, менялись смены регулярно, здесь же единая система. Если у нас какие-то мероприятия, не связанные с учебой, можно пару дней пропустить, потом в выходной наверстать. И мне, и дочке комфортнее и спокойнее, я ее не дергаю: «одевайся, быстрее, опаздываем». Школьная одежда и прочие вещи вроде рюкзака переехали из шкафа в пакеты и стали по факту ненужными.
Стоимость обучения – 5500 в месяц. Есть места, где значительно дороже. Самый дешевый вариант – аттестация в школе рядом с домом, но учителя не любят «семейников», им же нужно отдельно уделять время. В эту сумму входит мое спокойствие. В онлайн-школе, кстати, есть наставник, он любую тему, которую не понял ученик, буквально разжует.
Сейчас в нашем окружении появилось много таких родителей. Я преподаю английский, у меня из 100 детей 10 на семейном образовании. Кто-то выбирает такой путь уже со вторым и даже третьим ребенком.
Если ребенок серьезно занимается чем-то еще кроме школы, например, спортом, музыкой, если у него есть во что еще вкладывать силы и время, то это хороший вариант, который экономит время. Это подходящий вариант также для тех детей, кто умеет самоорганизоваться и кому скучновато в школе: если родители вкладывали в образование ребенка до школы, научили считать и писать, первый год он просто просидит в классе.
Семейное образование не подойдет для детей, не умеющих самостоятельно себя настроить на работу. В школе он все равно сядет что-то напишет, а если сам не привык – будет трудно. Родителям придется взять все на себя, а это не всем удобно.
«Снизилась тревожность, прекратились слёзы»
Немного другой случай у сына Алины, ребенок которой ходит в школу по индивидуальному графику.
Алина, мама 11-летнего Григория. Ребенок с особенностями развития:
– Сын учится в школе по индивидуальному графику обучения. Это стало возможным по медицинским показаниям.
Он ходит в школу-интернат для слабослышащих детей и детей с тяжелыми нарушениями речи. В Екатеринбурге таких школ мало, всего четыре, я выбрала ближайшую к нам – на Эльмаше.
На особую систему мы перевелись потому, что в классе есть дети с серьезными поведенческими нарушениями, которые порой жестоко дерутся. Учитель признавался: порой ему не до объяснения материала, лишь бы устранить конфликты. Мой сын начал отказываться ходить в школу, хотя его никто не трогал – дело в обстановке. Я пришла к нашему врачу, и он посоветовал поговорить с учителем.
Школа предложила нам домашнее обучение, но учителя бы не стали ездить к нам из Екатеринбурга, а меня индивидуальные занятия тоже не устраивали: ребенку нужна социализация, а только физкультура и ИЗО вместе с классом – это слишком мало. И тогда снова обратилась к доктору: на основании решения медицинской комиссии нам разрешили именно индивидуальный график посещения нашей школы. Теперь Гриша учится три раза в неделю у меня (Алина – основатель и руководитель детского центра «Лучики», – прим. ред.) и дважды в неделю в своей школе, по пять уроков. У сына снизилась тревожность, прекратились слезы, перестал говорить, что не хочет ходить в школу, лучше стал усваивать информацию, хотя ему порой нужно больше времени для этого.