В конце мая специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ладо" провели родительское собрание в формате онлайн для педагогов и родителей на тему подросткового буллинга. Публикуем важные тезисы этого собрания.
В дошкольном периоде сложно говорить про буллинг, в основном это подростковый период. Это актуальная тема, необходима для повышения родительской компетенции.
Буллинг - это травля. Это неоднократное умышленное нанесение вреда одним человеком или группой другому человеку, который не оказывается способным себя защитить. Это именно умысел, злоупотребление и невозможность покинуть ситуацию. От стычек отличается неоднократностью и желанием обидчика доминировать.
Есть четыре вида буллинга. Первый - физический. Сюда же относятся воровство и порча имущества. Второй - вербальный, это насмешки, унижение, распускание слухов. Третий - социальный. Речь об исключении из группы. Для подростков крайне важно относиться к какой-то группе, и отчуждение воспринимается остро. Это также клевета, направленная на то, чтобы принизить социальный статус жертвы и повысить свой. Четвертый вид - кибер-буллинг.
В центре ситуации жертва, вокруг - остальные участники. Подростку всегда достается одна из трех ролей: жертва, агрессор или наблюдатель. Даже пассивно одобряющие или защищающие - участники буллинга, на которых ситуация оказывает воздействие.
Эта тема актуальна с младшей школы до девятого класса, после случаи минимальны.
Жертвой буллирнга может стать любой ребенок. Это не зависит от уровня развития, благополучия семьи и заботы родителей. Мы как родители не должны оставлять без внимания случаи травли. Если мы знаем, что есть травля, пусть она не касается твоего ребенка, завтра ситуация может поменяться.
Кто чаще всего становится жертвой?
1. Дети, которые не могут постоять за себя, демонстрировать уверенность, отстаивать свое право.
2. Физически слабые дети, которые не могут дать отпор. Всегда в группе можно заметить детей, которые не уверены в себе, это заметно в движениях, в мимике.
3. Внимание агрессивного лидера направляется на тех, кто не может дать сдачи. Кто демонстрирует желаемую обидчику реакцию. Все начинается с шуточек, типа безобидных, и если ребенок расстраивается или убегает, эта реакция подкрепляет агрессию.
4. Жертвами могут стать любимчики педагогов. Дети не могут с этим согласиться, они, опираясь на свою силу или наглость хотят привлечь к себе внимание и сказать "я тоже могу быть тем, на кого можно обратить внимание".
5. Бывают жертвы, когда педагоги негативно относятся к ребенку, "не любимчик", и класс может подхватить это. Печально, когда педагог в этом участвует. Сюда же относятся шуты или козлы отпущения, бывает, ребенок осознанно берет на себя такую роль, вызывает насмешки, и эта роль закрепляется за ним.
6. Еще одна группа жертв - те, кого не замечают. Непопулярные. Повторяюсь: подростку крайне важно быть принятым в группу.
еще группа - их не замечают, непопулярные, а подротску крайне важно быть принятым в группу, быть с кем-то.
Как понять, что ребенок стал жервтой травли? Смотрите на все изменения в поведении ребенка, они должны нас насторожить. Просто так ребенок не меняется. Это нежелание идти в школу, может поменяться успеваемость. Или он хочет быть один, не хочет общаться, обращается "дай денег, в школе собирают" - возможно, ситуация вымогательства. Психосоматика - "не хочу в школу, живот болит, голова болит". Или проблемы с арппетитом, может быть нервный тик. На эмоциональном уровне нет настроения, он тревожный, беспокойный, в подавленном состоянии.
Нарушается сон. Отсутствие взаимодействия с одноклассниками, когда не хочет звонить, писать, не ходит в гости, время ни с кем не проводит. Это не прямой признак буллинга, но повод задуматься.
Кто такое агрессор? Он не умеет принимать других людей, нападает и желает самоутвердиться, при этом чувствует безнаказанность за свои негативые действия. Они чувствуют свое превосходство, акцентируют внимание на ошибках, неполноценности других, в том числе за физические особенности, испытывают потребность во власти, в контроле. Превосходство свое утверждают за счет агрессии. Им нужно выкручиваться из ситуации, поэтому подключается лицемерие. Требуют к себе повышенного внимания, искажают факты, говорят неправду: "Он первый начал" и так далее.
Есть группа последователей. Они сами не начнут, но подхватят, им лидерских качеств не хватает. Эффект стадного чувства. Зачастую это те, кого обижают старшие, наказывают родители, так они неуспешность свою хотят компенсировать. Такие дети надеются получить расположение агрессивного лидера класса.
Еще могут включаться в травлю от скуки, когда нет собственного мнения. Такие дети боятся оказаться в положении жертвы, не решаются идти против большинства.
Наблюдатели. Даже если они не реагируют и не вмешиваются в ситуацию, все равно психологическое давление на них оказывается. Это травма наблюдателя. Просыпается чувство вины: я видел, я знал, но ничего не сделал. Другая крайность: те же наблюдатели могут присоединиться к буллингу, происходит сдвиг ориентиров.
Последствия буллинга для жертвы: снижение самооценки, повышение тревожности, синдром беспомощности ("со мной так и будут"), психосоматические заболевания. Могут быть в крайних случаях суицидальные мысли, самоповреждающее поведение.
Профилактика и помощь. Атмосфера доверия с ребенком очень важна, чтобы он сказал, если что-то происходит. Важно говорить о том, как себя вести, объяснять, что насилие неприемлемо: из примеров книг, собственного опыта: разбирать на примерах интереснее.
Важно с детьми разговаривать, в доверительной обстановке доносить, что рассказывать взрослым - это не стукачество. Если бы дети могли сами разрешить буллинг, его бы не было. Нужно доносить, что не надо соглашаться на предложение стать участником травли. Нельзя надеяться, что можно отомстить, это повышает жестокость. Надо повышать его уверенность в себе, чтобы он мог отвечать на агрессию. Чтобы умел реагировать на неприятные шутки, говорить "нет" тому, в чем не хочет участвовать. Не давать агрессору ожидаемых реакций, не надо возмущаться и показывать эмоции. Либо игнорировать, либо отвечать так, чтобы не было перепалки, но не давать ожидаемую реакцию. Тогда агрессору становится не интересно, потому что потенциальная жертва не ведется.
Если факт уже подтвержден. Нельзя игнорировать ситуацию и думать, что все разрешится само. Поддерживайте ребенка: "Я тебе верю, ты в этом не виноват, мне жаль, давай вместе найдем выход" Это важный опыт умения проживать и разрешать ситуацию. Суть надо узнать родителю: как долго длится, понятны ли мотивы. Необходимо обращать внимание на ресурсы ребенка и его зону успешности создать для повышения уверенности в себе. Любому человеку необходима ситуация успеха, когда он чувствует, что в чем-то хорош. Например, нет академических успехов, но он может быть силен в чем-то другом. Ребенку надо доносить - у него есть талант, сильные стороны.
Ставим в известность педагога, школьного психолога. Если в школе позиция "дети сами разберутся", тогда решаем по-другому. Если сегодня что-то произошло, завтра не отправляем в школу. Иногда затяжные ситуации случаются, которые требуют перевода в другой класс, школу. Иногда родители считают, что над ребенком издеваются, а когда разбираются, это оказываются конфликты, но не буллинг (целенаправленное причинение вреда). Если ребенок испытывает стресс, обращайтесь к специалисту.
Если ребенок агрессор, тоже не игнорировать случившееся. Разобраться с причиной, почему ребенок выбирает такое поведение. Бывает, воспитывают, что только силой можно чего-то добиться, тогда родителям надо пересмотреть, как ребенок будет вписываться в социальные группы. Никому не хочется рядом с таким человеком находиться. Помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость не показатель мужетвенности, что это не круто, предлагать конструктивные способы установления лидерства.
Если агрессия как черта характера, надо ее снижать. Бывает, не хватает ситуации успеха ребенку, и он пытается возвыситься в своих глазах. Здесь опять - создание ситуации успеха. Лучше находить пути решения вместе с педагогом.
Родителю важно самому не становиться агрессором, например, в родительском чате. Мы на уровне взролсых должны решать.
Кибер-буллинг. Ребенок из-за страха потерять доступ к интернету может не говорить об этом долго. Телефон и компьютер - это жизнь наших детей, они всю жизнь живут в эпоху гаджетов, это их норма жизни, поэтомум негативное могут скрывать из-за того, что отберут интернет. Здесь: знакомить с техникой безопасности в сети. Какие данные и фото можно выкладывать, как относиться к друзьям в сети. Надо смотреть, какие интересы у ребенка в сети. Обращать внимание, когда ребенок после телефона замыкается и расстраивается - маркер, что что-то происходит.
Оказываем эмоциональную поддержку и показываем пути решения. Приводим пример блогеров - если бы они реагировали на каждый комментарий хейтеров, были бы успешны? Лучший способ - это игнор. Никто, когда у него все хорошо, не пойдет в комментарии изливать свой негатив. Научить ребенка блокировать агрессоров, на свой счет не принимать его слова. Если какие-то страницы сайта содержат противоправный контент, научить ребенка делать скриншоты. Если личные данные ребенка размещены, просить администрацию сайта удалить их.
Родители, принимайте участие в жизни класса, чтобы детям было интересно друг с другом. Тогда интерес общего будет превышать необходимость кого-то утверждаться за чужой счет.
Буллинг или травля это серьезно. Нельзя обесценивать проблемы детей, родители - опора и защита детей.
Важно развивать социально-эмоциональные навыки ребенка. Это умение вступать в коммуникацию, работать в команде, оно базируется на самооценке и самопонимании: что я люблю, а что мне не интересно. Умение говорить нет - этому важно учить. Как и умению сотрудничать, договариваться. Если ребенок уверен: "я буду играть, если всегда буду выигрывать", то объяснить, что так жизнь не работает.
Эмоциональные навыки важны - это умение понимать свои эмоции и эмоции другого человека. Объяснять: "Тебе сейчас грустно", например, чтобы ребенок учился понимать, что с ним происходит, чтобы учился замечать, как реагирует на какие-то вещи сам, как реагируют другие дети. Кто-то обозвал - лучше перевести в шутку, игнорировать. Здесь важно уметь не реагировать.
Плюс развивать коммуникативные навыки. Иметь какой-то интерес в жизни, чтобы поддержать разговор, чтобы была ситуация успеха. Не обязательно быть отличником: кто-то рисует, танцует, вышивает, занимается спортом, ведет блог.
Если вы родитель агрессора. Ребенку важно понимать, что родители всегда на его стороне.
Нельзя: "мой ребенок всегда прав", но нужно: "мы с тобой, делать ошибки это нормально, но их нужно исправлять". Нужно узнать другой взгляд на ситуацию, чтобы объяснить, что чувствует другой человек. Нельзя, чтобы и так все ругали, и родители приходили домой и добавляли. Ребенок нам ценен всегда, но если он в чем-то не прав, ситацию разрешать с позиции мудрого взрослого.