19 марта бейсджампер, известный в кругу своих единомышленников и поклонников экстремальных видов спорта как Nik Bumer, выложил на своем YouTube-канале видео под названием «С почином, Берёзовский».
В ролике спортсмен прыгает с парашютом с 16-этажного дома по ул. Восточной, 11а. И хоть это действительно первый прыжок в спортивной карьере Николая на территории Березовского, всего за его плечами уже восемь сотен прыжков разной сложности и с разных высот. Николаю Иваненко – 33 года, и он один из самых активных бейсджамперов Свердловской области.
Первые 800 метров
– Прыгнуть с парашютом – это была детская мечта; многие мечтают ощутить, что это такое. Впервые я прыгнул в 2012 году. Главной эмоцией был страх, и решиться было не просто. Прыжок – и абсолютная тишина, и пустота вокруг. Это был круглый десантный парашют, который прощает практически все ошибки спортсмена и который преодолел мои первые 800 метров до земли, – вспоминает Николай. – До и во время прыжка напряжение было очень сильным, из серии «И зачем мне всё это надо?». Но как только ноги коснулись земли, стало понятно: хочу еще.
Это «ещё» стало страстью: 800 прыжков за 10 лет – это 80 в год или один в 4, 5 дня. При том, что работу, семью никто не отменял. Горы, самолеты, воздушные шары, дельтапланы, высотные здания, башни – откуда только не прыгал; какие только трюки в воздухе не вытворял. Воздушная акробатика в полетах появилась оттого, что «просто прыжки» становятся в какой-то момент неинтересными, и нужно постоянно придумывать что-то новое, чтобы провести время между шагом вниз и приземлением. Десяток одинаковых прыжков для него скучны, а потому локации постоянно меняются, а трюки усложняются.
Не повторять!
Его высотный максимум – 4 километра. Это минута свободного падения; в вингсьюте* же это расстояние можно преодолевать до пяти минут.
В небольшом радиусе от Березовского можно пройти инструктаж и прыгнуть с парашютом (в тандеме с инструктором или в одиночку) в Логиново, в Нижнем Тагиле, в Миассе. Если подальше – то Николаю нравится аэроклуб в Мензелинске, что в Татарстане, в 650 км от Екатеринбурга. Там самолеты поднимаются на большую, чем у нас, высоту (потолок наших АН-2 – немногим больше 2 км).
По словам парашютиста, страх перед прыжком есть – и должен оставаться – у каждого, даже самого опытного спортсмена. Конечно, уверенности с каждым прыжком прибавляется, как у любого автомобилиста прибавляется опыта с каждым пройденным за рулем километром; но гордыни и ощущения «я самый крутой, для меня нет невозможного» быть не должно. Страх помогает выработке адреналина, а он в свою очередь помогает принять лучшее решение в условиях очень ограниченного времени. Состояние стресса в этом плане обеспечивает спортсмену безопасность.
В кругах любителей скайдайвинга** принято считать, что бейсджамперы – спортсмены, про которых и говорить-то не стоит, разве что повертеть у виска можно. Такое же мнение сохранялось и у Николая какое-то время, пока он впервые не оказался в Швейцарии и не влюбился навсегда в ее величественные горы: альпинизм – второе его увлечение. Стал интересоваться, как можно объединить парашютный спорт и горы – и способ нашелся: бэйсджампинг***.
С горы да в воду
Официальной школы бейсджампинга в России нет, и как спорт эта дисциплина не признана. Есть самовольные мастера «хочешь – обучу», их совсем немного, и Николай рискнул обратиться к такому в Москве. Там он сделал свои первые 10 прыжков. Кстати, есть правило, не позволяющее стать бейсджампером без опыта в скайдайве: прыгнуть с небольшой высоты ты имеешь право после 200 прыжков с самолета. В парашютную книгу спортсмена записывается каждый прыжок – с любой высоты.
Обучение Николая бейсджампу в Екатеринбурге началось на антенном поле на Уралмаше – высота самой большой достигает 110 метров. Первые сальто вперед, боковые вращения практиковал уже там. Это было в 2016 году.
– В бейсджампинге нет запасного парашюта – просто времени не будет, чтобы его раскрыть. Но есть один момент: парашют укладывается таким образом, как запаска в скайдайве, а запасной в скайдайве – это тот парашют, который должен открыться в 99,99% случаев, – рассказывает мужчина. – Он укладывается примерно полчаса; тогда как основной купол в скайдайве укладывают минут за пять, на многие тонкости не обращая внимания.
– То есть, когда люди называют вас самоубийцами, они неправы?
– Да, это безопасно, но подготовленность, конечно, нужна. Техника не подводит.
Если скайдайв – это пустота, то бэйсджапинг – это именно высота. Полет с 16-этажки – это 3-4 секунды до асфальта. По словам Николая, время в таком коротком прыжке длится совсем иначе, а удовольствие ничуть не меньше, чем при полёте с самолета.
Сильнейшая школа бейсджампинга базируется в Европе и США. Там же проводятся ежегодные фестивали, впрочем, у нас тоже есть парочка: «Крылья гор» в Ингушетии и Base days в Сочи, где спортсмены прыгают с подвесного моста. Шикарный фестиваль, где парашютисты летят с телебашни, в Куала-лумпуре, это Мекка бейсджампинга, потому что власти Малайзии не штрафуют прыгунов, а наоборот, зазывают туристов посмотреть на экстремальные прыжки с высоты 300 метров.
Соревновательного момента в этом виде спорта нет – потому что нет критериев, по которым можно оценить прыжок. Разве что точность приземления может оцениваться. Бейсджампинг – это шоу, в котором зрелищен каждый полет.
Если вы встретите бегущего человека на улице, вы не удивитесь. А вот экипированный человек с парашютом за спиной, пусть он и находится до последнего в рюкзаке, скорее вызовет опасения. Дважды на Николая Иваненко составляли административные протоколы за нарушение общественного порядка, штраф – 500 рублей. Само собой и на высотный объект в городе просто так никто не пустит – если это дом, ждешь, пока кто-то запустит тебя в подъезд (так было с Восточной, 11а), если это башня – забираешься, как можешь. Только горы реагируют на альпинистов спокойно, и только в горах никто не будет возмущаться полетам спортсменов.
Не повторять, может быть опасно!
Возмущений не чтобы прям много. Однажды Николай с товарищами прыгал с высотки в Екатеринбурге. Двое уже спустились на детскую площадку, которая находилась рядом с домом, он – следом. И вот именно после его приземления гуляющая с мужем и сыном беременная женщина не выдержала – стала внушать мужу, чтобы тот «воспитал» спортсменов. Муж даже попросил извиниться – и Николай хотел уже было это сделать, как услышал от женщины отборный мат в свою сторону. Еще об одном случае испуга узнал из своего видео – после прыжка на кадрах был отчетливо слышен женский вопль. Возможно, это реакция на звук (когда парашют раскрывается, слышен хлопок) или на картинку (падающий человек за окном для незнающего человека – то еще зрелище).
Любой прыжок в черте города требует подготовки: найти и утвердить объект, а для этого увидеть, сколько ходит пешеходов возле; много ли припарковано автомобилей рядом; какие есть основные и запасные места для приземления. По словам Николая, парашют легко управляем, и опасения из серии «приземлитесь кому-нибудь на голову» беспочвенны. Забраться на балкон 16-го этажа на Восточной, 11а Николаю, сами того не зная, помогли дети, зайдя в подъезд – он прошел за ними.
В Екатеринбурге около 20 бейсджамперов, более или менее активно прыгающих в разы меньше, Николай пожалуй, в этом плане самый действующий спортсмен. Три любимых скалы у него – Мамбет в Башкирии, камень Олений и камень Дыроватый на реке Чусовой. Это комбо для экстремала: тут тебе и сплав, и отдых в палатках, и альпинизм, и парашют. Еще один плюс – очень благодарная публика: люди, отдыхающие в местных летних лагерях, всегда радостно реагируют на человека с парашютом за спиной, который прыгает с вершины и приземляется прямо в воду. Тем более похулиганить не прочь – спасательный круг, желтую надувную уточку, например, надевал на костюм.
Личный рекорд березовчанина, если говорить о самом низком объекте – 30 метров. Мировым рекордом сегодня считается прыжок с 18-метровой высоты.
Камера всё видит
Снимать и выкладывать свои прыжки Николай начал не сразу. Камера вообще исключается из экипировки парашютиста, пока он не сделает 200 прыжков. Это правило безопасности: новичок может растеряться, если, к примеру, стропа зацепится за камеру. То же правило двухсот действует для допуска к вингсьюту.
За трюками и полетами Nik Bumer можно наблюдать на YouTube, в Тик-ток, в запрещенном в стране инстаграм. В кругу других спортсменов березовчанин – человек известный, и даже не знакомые нередко пишут ему в соцсетях, бывает, приезжают в гости. И тогда задача хозяина – показать гостю лучшие места для нового прыжка.
Жена поддерживает. Она не имеет к этому виду спорта отношения, но увлечение мужа приняла и часто снимает его прыжки. При том, что сама боится высоты и для нее эти съемки становятся иногда преодолением себя.
Когда мужчина встал на ноги, он перевез из родного города в Березовский родителей. Мама иногда становится свидетелем его прыжков и очень защищает сына в сети, если комментаторы негативно реагируют на его «творчество».
– Да, она переживает, как и любая мама, но необязательно прыгать с крыш, чтобы мама переживала: она будет волноваться, чем бы ты ни занимался, – говорит спортсмен.
Сам он тоже старается читать комментарии, но реагирует редко: понимает, что их пишут диванные эксперты, которые ничего не знают об этом спорте, но свободное время и самомнение не позволяют им пройти мимо и не высказаться.
Но, конечно, в таком экстремальном спорте про абсолютную безопасность говорить нельзя. Две свои травмы в бейсджампинге Николай получил, как считает, за дело: это был период, когда «жадничал прыжками» и был близок к той грани, где отсутствует страх. Пару лет назад оказался с другом на скале, собирались прыгать на заре, когда ветер минимален (он за редким исключением противопоказание к прыжку, особенно если парашют не уложенный – такой способ возможен). Друг прыгнул, а березовчанин замешкался и, шагнув вниз, когда ветер усилился, влетел в скалу. Напоминание о том переломе пятки – четыре титановых винта в стопе. Врачи тогда советовали ему ходить три месяца на костылях, но уже черех три недели их пациент прыгал с воздушного шара. Через полгода после того происшествия несчастный случай повторился, уже на Кавказе. Тот день теперь называет своим вторым днем рождения. Переломы обеих ног – и осознание: как делать не надо.
Для того чтобы таких случаев не случалось и не повторялось, бейсджамперам в помощь интернет. Есть несколько приложений, позволяющих следить за скоростью ветра, температурой и другими погодными параметрами, которые разрешают либо запрещают прыгать.
У него два своих парашюта для бейсджампинга (на самом деле это не только парашют, а потому спортсмен называет снаряжение «системой»). Николай переводит их уровень на понятный язык: «старенькая Тойота» и спорткар. До резкого роста доллара и скачка цен систему можно было собрать за 300 000, сейчас она обойдется в полмиллиона. В России тоже производятся, но Европа ценится больше.
Экстремала несколько раз приглашали в эфир на ОТВ, и не только чтобы рассказать об увлечении: однажды психолог рассказывал про адреналинозависимых людей, а Николая, видимо, позвали как живой пример. Нередко фрагменты роликов с его участием выпускает Шеремет.
Высоцкий (высота 188 метров)
Не повторять - опасно для жизни.
Это был незапланированный прыжок обычным летним вечером – решили с женой прогуляться возле небоскреба, осмотреться. Поднялись на смотровую площадку, и Николай решил проверить реакцию охраны, посетителей на свое обмундирование. Реакции и не было: ну ходит мужчина с рюкзаком за спиной и спутницей и ходит, фотографируется. Даже когда неспешно стал укладывать медузу****, подключать камеру, вокруг ничего не происходило. И только когда запрыгнул на ограждение – метра два выше крытой смотровой площадки – выбежал охранник. Но Николай уже решился: прыжок – сальто – приземление перед центральным входом. Потом долго ждали вызванную охраной полицию, которая, приехав, удивилась: «Нам сказали, с Высоцого кто-то прыгнул, мы думали, жмурик».
Николай родился в Златоусте Челябинской области, но всегда хотел перебраться в большой город и уже в 17 лет осваивался в Екатеринбурге. Последние десять лет спортсмен живет в Березовском, но считает его скорее не отдельным городом, а пригородом соседнего мегаполиса.
Занимался спортом он с самого детства. Добился титулов Чемпиона России-2007, рекордсмена России и Европы по жиму штанги лежа в пауэрлифтинге; занимался боксом. С переездом в Екатеринбург его профессиональная спортивная карьера завершилась, но страсть к движению осталась, и это определило все дальнейшее будущее. Что касается карьеры, то мужчина стал предпринимателем, у него два цеха – покрасочный и широкоформатной печати.
*Вингсьют – дословно переводится как «костюм-крыло». Элементы костюма очень точно повторяют аэродинамические характеристики птичьего крыла и хвоста. Для его изготовления использованы высокотехнологичные современные материалы, отвечающие за жесткость, твердость и легкость одновременно. С 2017 года вингсьют получил официальный статус и был включен в реестр видов спорта России.
**Скайдайвинг в буквальном переводе означает «ныряние с небес», и это определенно один из самых захватывающих и зрелищных видов спорта. Сегодня прыгнуть с парашютом может практически каждый: если с 10 лет разрешен прыжок только в тандеме с инструктором, то верхней возрастной границы попросту не существует.
***Бейсджампинг – экстремальный вид спорта, в котором используют специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов.
****Вытяжной парашют (или медуза) – это специальное приспособление ранца, которое используется для вытаскивания основного или запасного парашюта: медуза соединяется с вершиной парашюта с помощью стренги.
Видео прыжка в Берёзовском Николай прокомментировал так:
– Ну, с почином, Березовский! Так сложилось, что я проживаю именно в этом городе и до сих пор не отметил на своей карте бейс-прыжков этот городок, да и до меня я ещё здесь никто не прыгал. Это-таки произошло! Самая новая 16-тиэтажечка на Восточной 11а, самая пригодная из прочих пяти штук для бейсджампинга. Под городом очень много золоторудных шахт, поэтому с высотным строительством здесь напряг! Но всё же ... Уже заложили фундамент новой 25-этажки – будет где разгуляться!