Бесконечное терпение и неугасаемое даже в трудные времена чувство юмора – два столпа, на которых 60 лет держится счастливый брак Виктора и Галины Аржановых. 7 марта супруги отметили бриллиантовую свадьбу – событие редкое, а потому – как всё редкое – очень ценное.
Да, разводы раньше были не в почете, и в ЗАГС при первой ссоре муж и жена не стремились, но все же прожить вместе шесть десятков лет и сохранить хорошее, уважительное отношение друг к другу, умение и потребность заботиться, энергию и любовь к жизни – непросто.
– Как вам это удаётся?
– Терпение и уважение, – отвечает Галина Константиновна.
– Просто нужно иногда сходить в магазин, но не туда, где продукты, а в винный отдел, – говорит Виктор Иванович, и оба смеются: муж, конечно, шутит. За эту веселость, за то, что был «шустрый», он ей когда-то и понравился.
С его розыгрышами и юмором они прошли через всю жизнь. Познакомились на танцах: Галя работала в строительном управлении, «малярила», как говорит; его воинская часть, где работал плотником, относилась к этому же управлению. Жили рядом – она в женском общежитии, он в мужском, в одном служебном фургоне добирались до рабочих мест.
В декабре случилось знакомство, а уже в начале марта следующего года – бракосочетание в берёзовском ЗАГСе. Ей было 19, ему – 22. «А чего тянуть?» – ответил дедушка на вопрос внучки Валерии, почему влюбленные так скоро поженились. Со свадьбой тянуть не стали, а вот лямку общей жизни тянут неустанно вот уже 60 лет.
Вся жизнь супругов была связана с поселком Монетным, правда, после свадьбы два года прожили в Иркутской области. Там родилась старшая дочь Ирина, а когда девочка стала болеть, родители решили вернуться на Урал. Выходили дочь, считает Галина Константиновна, благодаря этому возвращению.
Верность Монетному, друг другу, а еще – одному заводу, на котором оба проработали долгие годы – УМЗ. Жена работала формовщиком, 21 год –крановщиком. Говорит, страх высоты появился только после 40, до этого был неведом. Муж трудился машинистом на молотах. От завода получили квартиру, в которой живут 53 года. Портреты их постоянно были на Доске почета предприятия и на Аллее славы в поселке. Дочка Светлана однажды пришла из школы: «Мам, нам рассказывали про передовиков производства, я про тебя слушала».
– Они вместе делают всё. Ходят по гостям, ездят на дачу или в магазин, вдвоем лепят пельмени, смотрят биатлон и лыжные гонки. А как они общаются! Дедушка постоянно подшучивает над бабушкой, завязывает в узел рукава её ночной сорочки, подкладывает в карман халата фантики от конфет, называет матушкой, каждое 7 марта спрашивает: «А ты помнишь, какое сегодня число?», – рассказывает внучка Валерия. – Бабушка обращается к дедушке только полным именем – Виктор, балует шаньгами с картошкой, втихаря ест конфеты, а дедушка ее ругает (у бабули диабет). И бабушка с дедушкой постоянно о чем-то разговаривают. За 60 лет не наговорились ещё.
Муж и жена сохраняют активность: работают в саду, сажают картошку, она – вяжет, он – чинит кран в ванной, если он вдруг сломался. Принимают гостей – детей, внуков и правнуков. Конечно, здоровье часто подводит, все-таки 80-летний рубеж перешагнули, но по-прежнему в доме звучит смех.
– Бабушка моя всегда говорила – «На веку, как на току: и натопчешься, и намолотишься, и наплачешься, и нахохочешься», – вспоминает Галина Константиновна. – Она женщина была неграмотная – вместо подписи крестик ставила, но очень мудрая.
Без «наплачешься» в их жизни не обошлось. Воспитали сына и двух дочерей, но похоронили старшую, Ирину, когда ей было 39 лет. Отходили от горя долго, и не сосчитать, сколько в то время прибавилось седых волос на голове.
Когда стали появляться внуки, никогда не открещивались, всегда помогали их родителям, нянчились. Дети Аржановых остались на малой родине. У супругов двое внуков, две внучки, правнучка и самый младший – правнук – Мирон, ему четыре. По праздникам стараются собирать за одним столом всю большую семью – стряпня Галины Константиновны всегда в доме ценилась и ценится до сих пор.
Старшая дочь Ирина была учительницей русского языка и литературы в школе № 10 в Монетном, ее внучка Лиза учится в Пермском государственном университете. Младшая дочь Светлана была завучем по воспитательной работе в школе 10, преподавала психологию. Ее дочь Валерия состоит в закрытом писательском клубе «Шторм», участвует во всероссийских писательских конкурсах, марафонах, турнирах. В 2021 году попала в шорт-лист 19 лучших авторов на всероссийском конкурсе короткого рассказа, посвященном 200-летию писателя Ф.М. Достоевского. Оксана Викторовна, жена сына Александра – учительница химии в школе № 10. Внучка Даша – учительница иностранного языка там же.
10 лет назад супругов наградили медалью «Совет да любовь»
В 90-е годы, как вышли на пенсию, дома не засели: сестра Галины Константиновны работала в Егоршино дояркой и предложила взять телочку – все-таки подспорье в большой семье. На домашнем советском «муравье» ее оттуда и привезли. Кроме коров, держали кур, гусей. По выходным глава семьи выбирался на рыбалку.
– Однажды поехал Виктор с другом на рыбалку, вернулся друг домой – ему жена говорит: «Ты откуда кирпич притащил?». А его ему мой Виктор подсунул, что тот даже не заметил, – рассказывает про выходки мужа Галина Константиновна и смеется. – Однажды пришел с обеда на работу, а там работник пьяный спит. В цех тогда часто забредали козы, так Виктор поймал одну и привязал к мужику. Так они и сидели вдвоем, мужик и коза, пока тот не проснулся. Смеху-то было… (вздыхает). Так и прожили всю жизнь.
Другой козе повезло еще меньше – ей с подачи веселого Аржанова намазали морду мазутом. Вечером хозяйка даже отказалась признавать вернувшееся домой животное.
Несмотря на десятки веселых эпизодов, когда супруга тоже оказывалась в эпицентре розыгрыша, эти отношения всегда подпитывались взаимным уважением. Она к нему не иначе как «Виктор», он к ней – «матушка моя».
– Иногда других послушаешь, там и «мамка», и «папка», и «котик», и «зая», и кого только нет. Какой котик, котище уж давно, – деланно возмущается Галина Аржанова.
– Но ссорились ведь все равно, – спрашиваю. – Мирились легко?
– Я отходчивая, долго не сержусь. Иногда муж и жена поругаются, по месяцу не разговаривают. Не понимаю – как не разговаривать, если задница о задницу трешься? Если на кухне сидишь ешь? Всё равно заговоришь.
Из воспоминаний Галины Константиновны
Депутат поселкового совета
– Однажды меня выбрали депутатом. Один раз отпустят с работы на сессию, а второй – как уйдешь? Смена же стоять будет. Все же работать пришли, а не ждать, пока я приду с сессии. Там же сидеть надо, слушать, ничего не делать. Поэтому я сказала – больше меня не выбирайте.
В кино с Киндрасем так и не сходили
– Раньше в газетах всегда Монетный хвалили – чистота у нас была. Три клуба в поселке было – теперь ни одного. Николай Михайлович (Киндрась, в прошлом депутат городской Думы, – прим. ред.) у нас в соседях жил, встречаю его: «когда клуб построишь? В кино хочу сходить». Да сходим, отвечает, мы с тобой в кино, сходим. Но пока не дошли.
Семейный анекдот про «уценку»
Пошли как-то супруги в магазин за тортом по случаю весеннего праздника. Тортик, украшенный цветными грибочками, был благополучно куплен. Отправились домой. Лужи, грязь, слякоть на дороге – обходили, как могли, но в какой-то момент Галина Константиновна, которая несла торт, поскользнулась и упала. Тот упал, перевернулся, в целом остался цел, но вот незадача – грибочки примялись.
– Что с тортом? – спросили дети вернувшихся из магазина родителей.
– Да ваша мама уцененный купила, – не задумываясь, ответил отец.
С тех пор в семье часто шутят: «смотри, уценку не принеси».