Поздним вечером 29 декабря, всего за пару дней до заветного боя курантов, в доме Нины и Сергея Еланских в Старопышминске случился пожар. Двухэтажный щитовой дом (облегченный вариант, потому что внизу течет Шиловка), который хозяева обустраивали с большой любовью, полностью сгорел.
С мебелью, техникой, одеждой. Счастье, что никто не пострадал, и удалось спасти пса – Форсажа. Паники, шока и слез избежать, конечно, не удалось, но когда Нина Еланская вышла на связь (ей пришлось восстанавливать симку, потому что телефон умер в огне), она написала в соцсетях пост, пропитанный позитивом и уверенностью в том, что все будет хорошо. При этом она не уговаривала себя, а искренне так чувствовала. Потому что убеждена: «Бог не дает испытаний свыше наших сил». Да, вера очень помогла ей в те дни.

До пожара
Сергей Еланский – предприниматель, Нина Еланская известна Березовскому как владелица и директор туристического агентства «Романтик-тур».


В этом году исполнится 20 лет, как они вместе. У них две годовщины свадьбы, потому что они дважды ходили в ЗАГС (оба раза вместе), а теперь, как шутит Нина, и два дня рождения: первый в паспорте, второй – 29 декабря. День, когда они остались живы, потеряв дом.
В апреле 2019 года Нина впервые вошла в тот дом, услышала пение птиц, увидела эркер, выходящий на восток – спальня, в которой встает солнце, была ее мечтой – и влюбилась. Сделка была оформлена только 18 октября (в годовщину их второй свадьбы), когда Еланские уже устали ждать: полгода продаже дома препятствовали сложности с кадастровой. Сергей родом из Старопышминска, его дедушка Иван Матвеевич когда-то в поселке возглавлял администрацию, и этот переезд стал для них возвращением на родину главы семьи.
О проблемах с электричеством супруги знали. Сергей объяснял Нине, что именно нужно было поменять и улучшить. Накануне пожара они вызвали электрика, который уже купил необходимое оборудование и должен был приехать, но его планы поменял срочный вызов на другой объект. Печальное стечение обстоятельств.
Пожар
Как объяснили им потом пожарные, возгорание могло произойти в любой день, в любой момент. Случись оно ночью – где гарантия, что остались бы живы? Собственно, погибнуть они могли и 29 декабря.
Это был тихий вечер, когда все дела, запланированные на день, уже сделаны и можно обсудить празднование нового года и те подарки, которые купить еще не успели. Под бормотание людей в телевизоре лежали, обнявшись, и особо не обратили внимания на мощный скачок напряжения: сначала свет погас, а потом, буквально через мгновение, резко вспыхнул вновь. Этот перепад и спровоцировал возгорание: пожар начался с электрического щитка, что находился в котельной.

Черная восточно-европейская овчарка была давней мечтой Сергея, и жена подарила щенка любимому на день рождения
Еще не предчувствуя плохого, Нина спустилась вниз, на первый этаж, и вот тогда испугалась: низко по полу стелился дым. Дверь в котельную закрывалась очень плотно, а когда на крики супруги прибежал Сергей и открыл ее, то раздался хлопок и несильный взрыв. Первый этаж моментально оказался в дыму.
– Вот тогда я, наверное, и осознала, что мы горим. Выбежала на улицу, схватив какую-то куртку, позвала соседей, они и вызвали пожарных, – вспоминает Нина. – Потом я снова забежала в дом, судорожно вспоминая, где телефон, надеясь спасти хотя бы его. Кричала мужа, звала собаку. Два раза вдохнула и поняла, что если будет третий – потеряю сознание. Обошлось, успела выйти, муж с Форсажем тоже – он в это время спасал пса. Наглоталась дыма, обожгла горло.
Кроме верного друга, восточно-европейской овчарки, подаренной женой на день рождения, Сергей смог вынести сумочку с документами и ключами от машины – ее схватил наощупь, не видя ничего из-за дыма; она просто лежала всегда в одном и том же месте. А еще почему-то он вынес из дома... кувшин для воды, который стоял на микроволновке. Это чуть не единственная вещь, которая напоминает им о прошлом быте.
Пространство около дома быстро заполнялось людьми. Соседи, прохожие, пожарные и полиция... Подъехал не знакомый Нине молодой человек и просто объявил, что будет помогать, спросил, есть ли в доме люди. Еланские до сих пор не знают, кто это был.
Был момент, когда собирались тушить пожар из скважины, включив насос, но не случилось: вода в шланге замерзла, идея отпала. Позже анализировали ситуацию и поняли, что это их и спасло: дом еще не был обесточен…
В составе пожарной бригады оказался родственник, Николай Пономарев. Это был его последний выезд на пожар перед выходом на пенсию. Он позже рассказал супругам, что был шанс на спасение второго этажа, но, когда огонь был уже готов сдаться, кончилась вода – одной машины не хватило. Последующие приехавшие бригады дом не тушили – его было уже не спасти, они оберегали соседние дома и участки.

– Вы выбежали из дома в чем были. Замерзли?
– Не знаю. Не помню. Не чувствовала ничего. Время теряется, но зато мозг работает на максимальных оборотах. Адреналин вырабатывается в громадных количествах.
Ошеломленную, шокированную Нину увели к себе соседи. Давали что-то пить – пила, не чувствуя вкуса. Она видела только зарево в небе и понимала: пока оно есть, дом горит. В какой-то момент показалось, что всё кончилось, но спустя пару минут небо вновь вспыхнуло. Поняла: дома больше нет, и только эта мысль пульсировала в висках.
После пожара
Дом не был застрахован. Как это обычно бывает: вроде бы надо, но не горит. Оба работали: Нина поступила в магистратуру в Уральский экономический университет, занялась новым проектом Filumart, который на время закрытых границ заменил ей туризм. Уйти с рынка Еланской не дали туристы: звонили, консультировались и узнавали, когда и куда, наконец, будет можно. Возвращаться в офис Нина не стала, но «Романтик-тур» продолжает жить онлайн. Сейчас директор агентства набирает желающих работать с ней в одной команде.
Покупка дома была для них счастливым событием, но в считанные месяцы после супруги пережили два сильных удара, связанных с работой: пандемия перечеркнула крупный проект Сергея на Дальнем Востоке, заказчик просто отказался платить заработанное вознаграждение, суды идут до сих пор. Плюс объявленные локдауны и закрытые по миру границы оставили турагентов не у дел. Эти неприятности, конечно, не сильно интересовали банк, который выдавал Еланским ипотеку.
Должны платить они ее и сейчас, когда дома-то уже и нет. Нина надеется, что банк все-таки пойдет навстречу и даст на какой-то период каникулы по ипотеке: платить не отказываются, но сейчас каждый заработанный рубль хотят вкладывать в новый дом, который встанет на прежнем месте.
– Мы с Сережей возродились, как птица Феникс, и дом так же восстанет из пепла. Наш новый дом. Мы уже через неделю пожарище переименовали в стройку, а потому все те, кто должен был, казалось бы, нас утешать, только удивлялись: кого тут утешать? – рассказывает Нина. – Мой папа говорит: вы меня успокаиваете, хотя должно быть наоборот.
Она не очень помнит самые первые дни после пожара, и даже новогодняя ночь, как в тумане: вроде бы сидела за столом, вроде бы было весело... Но уже в первые дни после нового года ступор прошел, и начался новый отсчет времени – до того дня, когда они снова станут новоселами. Начинать стройку планируют в марте, главная задача – поставить хотя бы один этаж и завести в него коммуникации, чтобы въехать как можно быстрее.
В один из первых дней января супруги устроили пикник на месте своего сгоревшего дома, с пловом и глинтвейном. Десант из друзей и родных помог Нине и Сергею разгрести завалы, разобрать пожарище. Сложили в отдельную кучу пригодные для будущей стройки кирпичи, определили всё, что должно уехать на свалку. В планах – буквально сравнять участок с землей и всё начать с чистого листа. Сергей как управляющий карьерами сам будет участвовать во всем процессе строительства, а вот дизайн и внутренняя отделка достанутся уже жене.
Сейчас Еланские живут у соседей – у них отдельная комната. Глава соседской семьи когда-то строил их сгоревший дом, а теперь помогает Сергею проектировать новый. В одиночестве их первые полторы недели не оставляли ни на минуту, и это сыграло свою спасительную роль: когда приезжают друзья, когда все вокруг поздравляют с новым годом, а веселая компания постоянно предлагает сыграть в «Экивоки», плакать и сокрушаться просто некогда. Нина так и говорила мужу: нужны гормоны радости, нужны эндорфины, и если есть положительные эмоции, горевать будет некогда.

– Отклик после пожара был потрясающий. Стало понятно, что вас в городе знают и любят...
– Да, я поняла, что так и есть. Я не зря работала и строила свой бизнес, который искренне любила, как и каждого из своих туристов. Когда агентству исполнялось десять лет, сама придумала дизайн и вместе с племянницей пошила рюкзачки в подарок нашим клиентам, – вспоминает Нина. – Люди приезжали, говорили добрые слова, дарили вещи, на счет поступали деньги... Это было удивительно. Мы живы, собака жива, на улицу нас не выбросили. Пришло столько поддержки и добра, что расстраиваться было нельзя.
В один из первых же после пожара дней к супругам приехали дети мэра города Евгения Писцова. Они привезли мандарины, шампанское – тут же стол и накрыли; подарили хорошие вещи. Пообщались, посмеялись, встреча была легкой и приятной, и только после Нине кто-то рассказал, что это были именно родные градоначальника.
А еще с Еланскими случилось настоящее чудо: под завалами они нашли далеко не все драгоценности, но вот свои обручальные кольца, которые лежали в шкатулке, им отыскать удалось.
Накоплений у Нины и Сергея не было. В первые недели после случившегося неравнодушные люди перевели им больше 400 000 рублей, эти деньги – первое вложение в их будущий дом.
– У меня боевое настроение. Когда все случилось, надо было выстоять, не сломаться, это была единственная задача. Включились все функции организма, плюс поддержка от людей – всё это держало в состоянии собранности. Муж мне часто повторяет, что я молодец. Пожар, кстати, не обсуждаем, но проговариваем друг другу одно: мы держимся, – Нина говорит спокойно, но ее слова полны энергии. – У меня такое ощущение, что меня теперь уже ничего не сломает.
Как поддержать
Одежду на первое время супругам собрали. Единственное – если в первом посте о помощи говорилось, что нужна женская одежда 50 размера, то теперь Нина как минимум на размер меньше – скинула за первый месяц после пожара 10 килограммов.
Помощь супругам можно предложить по тел. 8-922-21-11-015. Карта привязана к номеру.
Также вы поддержите бизнес Нины, если подпишитесь на инстаграм romantiktour или станете туристом агентства.
Другой ее проект – filumart.ru
Здесь всё о вышивке и сумках из джута, которые Нина делает своими руками. Первые сумочки она уже выгуляла. Первые – потому что все остальные погибли в пожаре.
Что касается вышивки, то рукодельница изготавливает эскизы по какому-то произведению искусства в компьютерной программе и готовит наборы нитей, которые нужны для изготовления картины. Можно выбрать любую картину известного или не очень художника, а Нина подготовит всё необходимое, что нужно для вышивки.