В Берёзовском 1060 ВИЧ-инфицированных. Это официальные данные. Какое-то количество людей остаётся «за кадром».
В кабинете диспансерного контроля (КДК) Берёзовской ЦГБ наблюдаются люди с ВИЧ-инфекцией. Сейчас их на учёте 1060, регулярно на прием приходят более 900 человек. Здесь же в кабинете – телефон (34369) 4-86-47 – можно сдать кровь, чтобы узнать свой ВИЧ-статус. Любовь Колобова работает в этом кабинете 2,5 года и лично знает каждого, получившего непростой диагноз, с которым тем не менее можно жить полноценной жизнью. Но вокруг ВИЧ столько стереотипов и мифов, что второе образование – социального работника – Любови Ивановне приходится очень кстати. В общей сложности она работает с инфицированными людьми 15 лет, в том числе и в филиале областного центра СПИД.
История № 1
Единственный способ заразиться ВИЧ без участия самого человека – когда вирус передается от мамы к ребенку. Уже шесть детей выросли с таким диагнозом, перешли из детского отделения (несовершеннолетние наблюдаются в областном центре) и стали пациентами КДК. Хорошие показатели наблюдаются не у всех: возможно, дети устают с рождения пить препараты. Им очень непросто знакомиться с молодыми людьми, влюбляться: они должны предупреждать о своем диагнозе. На данный момент в Березовском состоят на учете три беременные женщины с ВИЧ+. За редким исключением они стараются выполнять все рекомендации, чтобы их дети родились здоровыми. В 98% случаях терапия помогает.
История № 2
Случаи, когда заразившиеся отстаивают свои права в суде и идут против тех, кто их заразил, редки. В профессиональной жизни (до Березовского) Любовь Колобова столкнулась с ними дважды.
Одна женщина пошла в суд и смогла доказать, что муж, который не принимал препараты, заразил ее, не предупредив, тем самым поставив под угрозу ее жизнь и жизнь их будущего ребенка. Оказалось, что все его родственники были в курсе, но не предупредили его жену. Мужчина получил реальный срок. Его бывшая супруга смогла аннулировать брак во многом потому, что до брака регулярно проверялась и подняла данные медицинских обследований, утверждающих, что она была здорова. Другая женщина, уже во втором случае, тоже пошла в суд, но не смогла доказать факт заражения именно от мужа, потому что у нее ранних обследований не было. Уголовная статья № 122 (заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией) наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
История № 3
Как люди узнают, где они заразились? Есть такие случаи, что вариант только один. Березовчанка получила диагноз, когда находилась в другом медицинском учреждении, куда приехала за консультацией. Она сразу поняла, где и когда: отпуск, короткий курортный роман, незащищенный контакт. Новость стала шоком, а первый вопрос ее был: «как же с работой? Меня теперь уволят!». Любовь Колобова успокаивает: никто никому не сообщит, есть врачебная тайна.
История № 4
У будущей мамы был выявлен диагноз, когда она встала на учет в женскую консультацию. Принимать терапию не стала – буквально бегала от врачей, меняла номера телефонов, сбегала из стационара. Откровенный разговор с врачом не помог: в диагноз 21-летняя студентка не верила. Ребенок родился больным, он с рождения принимает терапию; начала пить препараты и его мама. Но какая-то ее часть все еще отказывается принимать действительность: во время каждого приема задает вопросы о том, долго ли ей еще пить лекарства.
Кстати: диагноз ребенка в детском саду и школе не знают даже медработники.
История № 5
Мужчина узнал о своем статусе в 2018 году, но искренне не понимал – откуда вирус в его организме. Выяснилось: его брат, употребляющий наркотики, имеющий статус ВИЧ+ и не принимающий терапию, приходил к нему в гости и пользовался его бритвенным станком. Зараженный о диагнозе брата не знал.
Кстати: вирус не очень живуч: как только капля крови засыхает – он погибает (для сравнения: вирус гепатита С может жить во внешней среде неделями). Но ВИЧ-инфицированные люди всё равно должны иметь личные бритвенные принадлежности и маникюрные ножницы.
История № 6
Мужчина употребляет наркотики. Давно, около 20 лет уже. Не так давно он узнал, что у него ВИЧ, и эту новость он принял как неизбежное, даже шутил на эту тему. Сказал, что теперь останавливаться принимать наркотики ему нет смысла.
Каждая история – про тех, кто живет рядом с нами. Дети вообще не виноваты в своем диагнозе, часть других людей становится носителем ВИЧ-инфекции по незнанию или по глупости. Но:
– К сожалению, до сих пор считается, что это постыдный диагноз, что это клеймо, иногда и медработники разделяют это мнение. В нашей больнице я такого отношения не встречала, но мои пациенты иногда делятся, что врач другого учреждения, узнав о диагнозе, может их не принять, отправить к инфекционисту, – делится Любовь Ивановна профессиональной болью. – А если, например, человеку требуется операция – мы же ее не проведем!
Боясь насмешек и сплетен, пациенты даже не всегда доходят до кабинета, где им нужно получить медицинскую помощь и необходимые для поддержания препараты: видят очередь около находящихся рядом кабинетов – и разворачиваются. То есть готовы жертвовать своим здоровьем, лишь бы никто не узнал, что у них ВИЧ. Фельдшер считает, что бороться тут можно одним способом – просвещать людей, что ВИЧ – не стыдно; что человек с вирусом совершенно не опасен в бытовом плане.
Бывает, когда человек получает ложно-положительный диагноз. Такое случается на этапе первичной диагностики (антитела). Иногда так срабатывает аутоиммунное заболевание; или беременность; или туберкулез. Более глубокая диагностика сыворотки (методом ПЦР) определит точно. И уже если этот диагноз положителен, человек ставится на учет.
Кроме ВИЧ-инфициро-ванных, специалисты в кабинете работают с контактными людьми тех, кто только что узнал о диагнозе. Это отдельный – и немалый пласт работы.
– Да, мы заглядываем к людям под одеяло, и многим это не нравится, молодые девушки особенно не любят об этом разговаривать с нами, тремя взрослыми женщинами, но это необходимо, – говорит Любовь Колобова. Ее задача как специалиста – выявить, кто еще может болеть, сам не зная об этом.
Медицина сегодня делает всё для того, чтобы человек с диагнозом мог вести привычную жизнь, но тот не всегда вовремя и регулярно принимает препараты, а значит, остается опасным для своих партнеров. Кто-то до конца не принимает диагноз; кому-то не хватает образования и самодисциплины; кто-то страдает от побочных явлений и прекращает пить таблетки. Чтобы организм привык к препаратам и перестал выдавать «побочки», иногда необходимо 14 дней, но не все готовы выдержать даже две недели.
Терапия помогает пациентам жить с ВИЧ, но иногда приходится 2-3 раза менять схему лечения: не все препараты принимает организм. Бывает, кожа меняет цвет, безусловно, для человека это некомфортно.
Препараты подбираются индивидуально, с учетом состояния организма, сопутствующих заболеваний. Появились комбинированные препараты, доказавшие свою эффективность. Сейчас в основном пациенты принимают таблетки дважды в сутки с интервалом по 12 часов по 1-2 штуки.
– Если человек хочет жить полноценно, он будет пить таблетки. Оставаться здоровым или добавить в свой распорядок дня таблетки – по-моему, выбор очевиден, – говорит фельдшер.
Сегодня врачи не могут сказать, сколько времени в организме человека живет вирус. 15 лет назад, когда Любовь Ивановна только входила в эту тему, медики хотя бы примерно сообщали: 3, 5, 7 лет. Но вирус не остается неизменным, он мутирует, поэтому теперь о сроках говорить некорректно. Раньше от момента выявления диагноза до стадии СПИД могло пройти 12 лет (без лечения), то теперь иногда достаточно немногим более года.
Кто знает о ВИЧ-инфицированных березовчанах за пределами кабинета КДК? Две организации: областной центр СПИД (это единая база для медиков для формирования заявки на конкретные препараты, которые закупаются минздравом) и Роспотребнадзор. Второй не в курсе имен и фамилий – туда передаются пол (М или Ж), год рождения и путь заражения в виде кода. Эти данные исключительно для статистики. К слову, про путь заражения: в последнее время, по словам Любови Ивановны, увеличивается количество зараженных через кровь (наркомания), их примерно 50%. Люди, которые были в ремиссии 10 лет и больше, вновь начинают употреблять, в этом году несколько человек умерли от передозировки.
– Заболеваемость пойдет на спад, когда люди осознанно будут подходить к себе. Когда откажутся от употребления и незащищенного секса. Когда возьмут ответственность в свои руки и не будут думать, что виноват кто-то другой. Обезопасьте сами себя – всё в ваших руках, – подытоживая, говорит Любовь Колобова, работающая с одной из самой непростых категорий пациентов.
Больше тысячи человек в Берёзовском
- Пациенты КДК, приходя в ЦГБ, не проходят регистратуру; они сразу поднимаются в кабинет.
- В последнее время вырос процент тех, у кого диагноз выявлен в тяжелой стадии.
- В Берёзовском диагноз получили 1600 человек за всё время.
- Количество людей (на данный момент) с выявленным ВИЧ: 1060.
- Количество пациентов с ВИЧ в нашем городе (сравнивая другие муниципалитеты Свердловской области) – ближе к высокому показателю. Антилидеры в регионе – Дегтярск, Туринск.
- Самая молодая пациентка – девочка. Ей годик.
- Самой возрастной пациентке до недавнего времени было 77 лет. Она умерла в конце ноября.
- Мужчин – 534, женщин – 526. Ученые утверждают: если женщин станет больше, развитие эпидемии пойдет по африканскому типу, когда заражаться будут чаще и больше.
- В среднем за последние 5 лет выявлено 370 человек, то есть 70-75 человек в год.
- Несовершеннолетних с ВИЧ в городе – 17 .
- Погибшие от коронавируса ВИЧ-инфицированные есть. В основном, это те, кто не принимал терапию. Часть людей, кто на терапии, тоже болели, но в стационаре не нуждались.
Больше миллиона человек в России
Более 1,1 млн россиян обладают ВИЧ-положительным статусом. Основной причиной смерти у людей с ВИЧ-инфекцией остается туберкулез.
– В России на 31 декабря 2020 года зарегистрировано более 1,1 млн человек, живущих с ВИЧ. По данным Роспотребнадзора, ВИЧ на сегодняшний день – это одно из наиболее распространенных инфекционных заболеваний, – сказала вице-премьер Татьяна Голикова в начале этого года.
Она уточнила, что, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на начало прошлого года в мире было зарегистрировано 38 млн человек с положительным ВИЧ. Две трети зараженных проживают в африканском регионе.
По словам Голиковой, число впервые выявленных лиц с ВИЧ снизилось за 2017-2019 годы на 7%. В 2020 году по сравнению с предыдущим годом число умерших с положительным ВИЧ снизилось на 4,3%. Средний возраст умерших составил 39 лет.
– К сожалению, распространение ВИЧ продолжается. Случаи заболевания ВИЧ зарегистрированы во всех регионах РФ. В 2020 году в 32 регионах, на долю которых приходится 62% всех новых случаев, показатель заболеваемости ВИЧ был выше среднероссийского (40,77) <…> и составлял от 41,7 в Республике Башкортостан до 128,92 на 100 тыс. населения в Кемеровской области, – отметила она.
Вице-премьер РФ добавила, что в 2020 году доля впервые выявленных пациентов с ВИЧ старше 30 лет составила 85,3%. В основном это мужчины. Наибольшее число больных ВИЧ зарегистрировано среди россиян в возрасте от 30 до 44 лет.
Заместитель министра здравоохранения России Олег Гриднев отметил, что более 90% ВИЧ-инфицированных жителей России знают о своем ВИЧ-статусе.