В прошлом году 10 октября детский центр коррекции и развития «Лучики» переехал из старого помещения – цокольного этажа на ул. Театральной – в микрорайон «Уют-Сити».
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» – так отзывается об этом событии Алина Хусаенова: в конце июля прошлого года центр затопило. Подвальное помещение на шесть сантиметров заполнилось канализационными стоками, и большая часть оборудования, с которым дети работали, пришла в негодность. Это про несчастье. А счастьем стало то, что «Лучики» арендовали у «Арсенала» 150 квадратных метров на первом этаже в доме на ул. Старателей. Шикарный холл, кабинеты психологов, логопедов, арт-терапевта и полностью укомплектованный сенсорный зал (уже после переезда появился здесь, например, сенсорный тоннель для тренировки вестибулярного аппарата) – богатство и гордость центра почти в той же степени, в какой Алина Хусаенова гордится специалистами высочайшего класса, работающими в ее команде. В коллективе, включая ее саму, десять человек, и это профессионалы, обученные в том числе у специалистов Израиля и Америки.
«Лучики» обогащают знаниями и умениями 55 ребят. Это и здоровые дети, и дети с особенностями развития. Помощь, которую получают ребята с ОВЗ, неоценимая хотя бы потому, что хороших специалистов в этой сфере найти непросто, да и в Березовском особым мамам обратиться особенно некуда. Родители приезжают в «Уют-Сити» даже из Екатеринбурга – ценят. Часть мам после переезда в отдаленный район перестали возить детей в «Лучики», но дети с особенностями развития остались.

Этот год Алина Фаритовна не назовет самым энергичным в своей жизни: очень много сил ушло на переезд и открытие, на то, чтобы обжить помещение и сделать его уютным. Но даже усталость не дает ей остановиться в развитии: в центре появились логоритмика, курсы по подготовке к школе – есть для пятилеток, сроком на два года, и для шестилеток. Провели несколько обучающих семинаров для нейропсихологов и логопедов, сделали большую елку для всех воспитанников в паре с «Галактикой развлечений». В мечтах у Алины Хусаеновой – обучить специалистов именно в Березовском, потому что педагоги часто не знают, как работать с детьми, которые выбиваются из границ под названием «норма».
Здоровые дети занимаются в маленьких группах, особые – индивидуально. Аутизм, синдром дефицита внимания, гиперактивность, органические нарушения, генетические заболевания – диагнозы разные, сложные, требующие максимальной отдачи педагога.
– Меня пугает прогрессия, в какой всё больше становится детей с аутизмом. Конечно, тут нельзя не учитывать ошибки в диагностике на начальном этапе, когда, например, диагностирован аутизм, а на самом деле это органическое поражение мозга. Симптоматика схожая, – рассказывает Алина Хусаенова. – Мой сын тому пример. Только полтора года назад мы узнали, что его состояние к аутизму не имеет никакого отношения.

Руководитель центра – мама особого ребенка, и это делает ее особенно близкой к тому делу, которым она занимается. Специалистов, которых берет к себе в команду, она оценивает не по академическим знаниям, а по тому, как они умеют принимать детей, выстраивать с ними отношения, а еще – разговаривать с родителями.
– Общение с родителями – это очень важно. Тыкать пальцем: «Это у вас не то, то у вас не так» – не работает. Помочь им надо раскрыться и найти ресурсы. Если у родителя нет сил, то и ребенок не поправится, – уверена Хусаенова.
Как человек, который отлично знает, сколько стоят услуги хорошего психотерапевта, Алина Фаритовна планирует в качестве социальной помощи организовать терапию для родителей. Создать такое дружественное пространство, в котором мамы могли бы поговорить, в том числе и о своих проблемах, отвлечься и найти единомышленников. Понять, что они не ущербны, что могут быть счастливыми и радоваться жизни.

Основатель центра коррекции и развития пока отказывается от планов создать НКО, но посматривает в сторону грантовых конкурсов, которые поддерживают социальное предпринимательство. Из более глобальных целей – организация частной школы.
– Это очень дорого. Но мысль об этом все чаще появляется, потому что детей, которые не вписываются в рамки обычной школьной системы, очень много. Много детей-поведенщиков. Учителей жалко: я в день 10 человек приму, к вечеру валюсь с ног, а у них несколько десятков человек каждый день, – объясняет идею Алина Хусаенова. – Дети с синдромом дефицита внимания не умеют ждать, срывают уроки, тяжело выдерживают нагрузку, и школа с профессиональным вниманием к таким ребятам могла бы очень разгрузить классы и педагогов.

По словам Алины Фаритовны, каждый год растет число родителей, которые готовы переводить детей на домашнее либо смешанное (пара дней в школе, другое время с частными педагогами либо дома) обучение. Общеобразовательная школа инициировать такой перевод не имеет право, здесь решение только за мамами и папами. Создается комиссия, и на основании справки школа «отпускает» ребенка, обязательно контролируя его на этапе аттестации.
– «Я вам отдала – вы мне сделайте. Есть родители, у которых такая позиция, пассивная. А нужно бороться, – говорит особая мама, которая когда-то решила создать «Лучики», чтобы лучше понять собственного ребенка и найти ему лучших специалистов.
О профессиональной помощи
Мало кто знает, что Областная психиатрическая больница запустила классный проект: можно бесплатно попасть на двухнедельную программу, где специалисты будут заниматься с детьми (логопед, арт-терапия и так далее) и с мамой – психотерапией. Это государственная программа, но о ней мало кто знает просто потому, что родителям никто об этом не говорит, даже на уровне нашей больницы.

Об увеличении количества детей с аутизмом
Это лично мое мнение, и пусть врачи скажут, что я не права. Большое влияние имеет вакцинация. Нет, я не против вакцинирования, но я за разумный подход. Вакцина сама по себе испытание для организма, прививку нужно ставить здоровому ребенку. Ослабленный организм – противопоказание. Сегодня каждый третий-четвертый младенец рождается с гипоксией мозга, а это априори слабая нервная система. Если в таком состоянии ставить прививку, то в худшем случае может развиться аутизм. У нас 80% детей с негативным прививочным опытом. Плюс экология, конечно.