Наша школа – это в основном женская история. С педагогами-мужчинами ассоциируются в основном трудовики и физкультурники, а потому каждое исключение из правила – интересный факт из жизни учебного учреждения.
29 лет Виктор Костромин отдал музицированию в школе № 21 в Лосином, но далеко не только этот факт отправил нас к нему в гости: сегодня, когда Виктору Александровичу 87 лет, он пример всем нам и даже повод для восхищения: водит велосипед, преодолевая три километра до своей дачи в Малиновке, ухаживает за посадками, копает картошку, сохраняя кроме физической бодрости удивительную ясность ума и практически феноменальную память: за время нашего разговора успел продекламировать с пару десятков стихотворений из-под своего и чужого пера. Жена, Любовь Николаевна, подтверждает: всё по памяти, редко когда что в тетради запишет. И редко на каком семейном торжестве не слышали гости стихотворное поздравление виновнику торжества, специальный подарок от поэта и музыканта. Музыканта – не только потому, что учитель музыки. Почти каждые выходные супруги ходили на юбилеи, дни рождения и свадьбы, где Виктор Александрович был всегда желанным гостем, потому что наперевес через шею – баян. Денег никогда не брал и соседей отказом не обижал: «Ты мне, я тебе – под таким девизом жили все».
Авторству Костромина принадлежат строки и положенная на них музыка, которые негласно прозвали гимном Лосиного.
– Стоят в лесу постройки и дома,
А в тех домах и солнце, и уют,
И люди здесь прекрасные живут.
Лосиный, Лосиный, ты в сердце моем день и ночь,
Лосиный, Лосиный, ты радость моя и любовь.
Здесь все родное сердцу моему,
Здесь воздух здоровее, чем в Крыму... – поет отрывок Виктор Александрович и, уже не в рифму, полушепотом, добавляет: «Когда торф не горит». И смеется. Кстати, вот этот веселый нрав, сохранение оптимистичного настроя и чувства юмора, легкое отношение к жизни – вызывают даже большее уважение, чем натренированная память. Супруги по-доброму подшучивают друг над другом: «обними по блату», – велит Любовь Николаевна, фотографируясь с мужем. Вместе они прожили 56 лет.
Виктор Александрович был предан музыке бесконечно, но пришел к ней далеко не сразу. Да и какое искусство, когда твой рабочий стаж ведет отсчет с подростковых лет? Супруги – дети войны: Любовь Николаевна родом из Башкирии, а Витя родился в Челябинске, приехав «на Лосинку», в основном так все и говорили, в 1940 году, когда ему было шесть лет. Отец ушел на фронт (талант Вите достался от него – тот до войны аккомпанировал хору), да так и не вернулся – пропал без вести, мать поднимала двух сыновей и дочь одна, работала в пожарном депо.
– В 4 классе меня допустили до экзаменов, а какие экзамены, когда несколько дней не ешь. С Витей Подергиным собирали пестики на сосенках, чистили, в ступке чугунной толкли и лепешки пекли. Пока горячие, их еще можно было есть, а холодные совсем несъедобные становились. Даже голодный смотреть не можешь, не то что есть, – вспоминает старожил, для которого по сей день ничего нет страшнее голода.
К искусству и учительскому делу мужчина пришел благодаря Василию Пантелеевичу Кучеру. Тот, вернувшийся с войны без ноги, был председателем торфяного комитета и очень ценил людей, которые выделялись из основного рабочего люда явным талантом, стягивал в клуб тех, кто одарен от природы. Разглядел он талант у Виктора, признав его абсолютный музыкальный слух. Мало кто из учеников догадывался, что их учитель музыки Виктор Костромин к приходу в школу успел поработать токарем, забойщиком на шахте, водителем.
– До 14 часов уроки, это железно. В школе организовали вокально-инструментальный ансамбль – было тогда особенной гордостью для школы иметь своих вокалистов; а после школы – в клуб: самодеятельность, репетиции...
– Домой к 12 ночи иногда приходил, – перебивает супруга.
– Вы обижались? – спрашиваю у Любови Николаевны.
– Женская доля у вас такая, – первым, не дожидаясь ответа супруги, говорит Виктор Александрович.
Какими усилиями добывали для клуба и школы музыкальные инструменты – отдельная песня. Появились в Лосином контрабас, саксофон, электробаян, но главным инструментом для поэта и музыканта стал баян: «в клубе научился баяном владеть, даже не играть, а именно владеть». На концертах и смотрах были очень популярны комсомольские песни. «На целом свете парня лучше нет, чем комсомолец шестидесятых лет», – снова запевает не стареющий душой музыкант.
Учитель из Виктора Александровича, который хоть и окончил кульпросветучилище, получился не академический, душевный.
– Спрашиваю: ну, что, по нотам будем заниматься, по программе, или петь будем? С мест кричат – пееееть! И поём! Какие песни были! Не то что современные... Вы что-нибудь понимаете в сегодняшней музыке? – уверенный в единственно верном отрицательном ответе, замечает бывший педагог. Он и сейчас гордится тем, что в годы, когда во многих школы ВИА уже распались и стали непопулярны, в Лосином ребята с удовольствием ходили на репетиции.
На собственном опыте вокалист однажды убедился, что пить газировку перед выступлением нельзя: голос сядет. Поехали однажды на смотр, в Свердловск, Виктору выступать первым голосом – а его, голоса, и нет! И все равно тогда у лосиновцев отметили девять номеров самодеятельности, а у монетнинцев – всего два. Те даже от обиды драться кинулись на обратном пути.
Сложно назвать зажиточной семью учителя и повара в местной больнице, тем более, вспоминает Виктор Александрович, получали педагоги тогда мало, в школе была текучка. Но Костромины плохо не жили: держали корову, поросят, овечек. Труда не боялись, а мясо ели всю зиму. Глава семьи еще и охотой баловался – то глухаря, то зайчика принесет.
Дочь Ирина пошла по стопам отца, она стала учителем-историком, живет в Алапаевске. Сын Алексей остался рядом, тоже живет в Лосином. Одна из внучек стала москвичкой. Самому маленькому в семье и единственному пока правнуку Виктора и Любови Костроминых – месяц от роду.
Просто и мудро:
Уходят дни, уходят вечера,
уходят в были мифы и предания,
И то, чем жили мы еще вчера, останется у нас воспоминаньем.
Но так устроен мир не зря,
не зря в нем все загадочно и мудро,
Верстает день вечерняя заря,
уходит ночь и вновь приходит утро.
Вот так и мы: рождаемся, живем, покуда в небе звезды наши светят,
А час придет – в последний путь шагнем,
а этот мир оставим своим детям.
И будут так же длиться дни и вечера,
с привычной сменой праздников и будней,
И будет завтра точно, как вчера, все будет, только нас не будет.
Но я готов судьбу благодарить
и низким ей поклоном поклониться
Хотя б за то, что выпало мне быть,
когда бы мог я вовсе не родиться.
Ко дню учителя
Это стихотворение Виктор Костромин написал ко Дню учителя. Он помнит, как незамеченный никем листок с этим поздравлением лежал пару недель в учительской школы, и даже обиделся тогда: «Не буду больше писать». Но, конечно, писал вновь и вновь.
Приходит этот праздник раз в году,
Когда вам листопад стучится в сени,
И вы у всей России на виду
Шагаете навстречу дням осенним.
И яркая осенняя листва, как золото, вам сыпется под ноги,
И отовсюду слышатся слова – спасибо вам, родные педагоги.
И говорит земля: спасибо вам, за ваши знанья, мудрость и терпенье,
И осень делит с вами пополам признанье, и любовь, и вдохновенье.