Весной этого года Дмитрий Барахтенко дважды стал Чемпионом России по бодибилдингу и был признан лучшим спортсменом Федерации бодибилдинга Свердловской области. Потрясающий результат, причем эта оценка удваивается, когда узнаешь возраст спортсмена – 48 лет.
Впервые Дмитрий демонстрировал свою форму на сцене перед судейской командой три года назад, когда стал тренером, и за это время добился очень весомых результатов, которые обеспечили ему востребованность в новой профессии.
– Дмитрий, когда вы начали заниматься? Помните свою первую тренировку?

– Заниматься я начал в 16 лет, за компанию с другом, в начале второго курса, когда учился в горном техникуме. Ребята постарше сделали в подвале обычного дома на Театральной зал: оббили стены деревом, натаскали железо, повесили зеркала и вешалки, положили коврики, сделали самодельные груши. Это был 1988-й или 1989-й, фитнес-клубов еще не было, а видеосалоны уже открылись, и парни стали понимать, как можно выглядеть. Дрались периодически опять же, нужно было держать себя в форме.
В зал привела, как ни странно, травма. Физкультура в техникуме проходила на Плотинке, условий для бега там нет, и во время занятия у меня случился так называемый стартовый перелом. На год меня освободили от физкультуры, а заниматься чем-то хотелось.
– Когда впервые заметили изменения?
– Себя же видишь в зеркале каждый день, перемены не так заметны. Сначала ходил с друзьями в зал, потихоньку все отсеялись, и я остался один: всегда был упертый (улыбается). Через год пошел с ребятами в волейбол сыграть, надел майку, зашел в зал – и вот тогда все заметили. Я понял, что поменялся.
– Спасибо генетике или упорству?
– Спасибо родителям: с генетикой все отлично. Если у тебя предрасположенность к этому виду спорта есть, то попрет. Если у тебя изначально нет пропорций, например, ноги по отношению к туловищу короткие, то хоть какие формы ты сделаешь, ноги не вырастут. Но хочу сказать, сейчас на сцену стремятся все. Бывает, на уровне области на человека смотришь и впечатление: мимо шел – и зашел. А чемпион один.

Встреча на "Ферме" у Дмитрия Смирнова с воспитанниками социально-реабилитационного центра
– Где вы брали информацию о том, как тренироваться?
– А нигде. Кто что скажет, все проверяешь на себе. Занимался без тренера, позже появились книги, интернет, с одной стороны стало проще, а с другой увеличился и объем непонятной информации, которую трудно фильтровать.
– И так с 16 лет вы с бодибилдингом по жизни и идете...
– Что вы, нет, были разные периоды в жизни. В подвале прорвало трубу – канализация, все затопило, я начал заниматься карате, потом боксом. После окончания техникума стало некогда, нужно было зарабатывать деньги... Периодически начинал снова, первый "цивилизованный" зал тогда появился в КСЦ, периодически забрасывал.

– Что вас мотивировало начинать снова и снова?
– Я всегда хотел отличаться от других. Именно внешне. А это тяжело сделать. Когда был молодой, хотел нравиться девочкам, потом вошло в привычку. Если ты себя видишь в хорошей форме, если ты утром посмотрел в зеркало – и отражение тебе нравится, всё – заряжен на весь день. Даже когда не ходил в зал, занимался дома с собственным весом, с гантелями.
– Самолюбование?
– Нет, нарциссизмом я как раз не страдаю.

– Бодибилдинг – травмоопасный вид спорта?
– Скажу так: у меня сорваны спина, левое плечо, суставы страдали – руки, колени. Был не готов и брал большие веса: "я же мужик, я же смогу". Плюс советчиков куча.
– То есть бодибилдинг не про здоровье?
– Любая физкультура и фитнес – про здоровье. Что касается профессионального спорта, там цели другие, когда ты выступаешь, приходится ради этих целей "забивать" на здоровье. Меня не устраивало просто выступить ради того, чтобы побывать на сцене. А выступать я стал – не поверите – в 45 лет.
– Если спорт это не про здоровье, если вы уже добились значительных высот, значит, можете перестать "забивать"?
– Во-первых, это затягивает. Ты раз выступил, два выступил, поднялся на одну ступень, на вторую... Хочется снова и снова. Во-вторых, когда перестаешь заниматься после стольких лет, сразу ломаешься. Если долго занимаешься с нагрузками, левое предсердие увеличивается, бросишь – проблемы обеспечены. Сердце привыкло перекачивать большой объем крови. Не можешь ходить в зал – бегай, плавай, но не бросай. Вот сегодня суббота, у меня день здоровья, пойду гулять по лесу. Остальные дни я с утра и до вечера в зале.
– Вы работаете в Екатеринбурге. Почему не в Березовском, вы же здесь живете?
– В Березовском мало залов такого уровня, чтобы зарабатывать достойно. В Екатеринбурге возможностей больше.
– Расскажите о начале вашей тренерской карьеры.
– Тренером я стал в 2017 году, тем самым кардинально поменяв свою жизнь, до этого трудился в промышленности. Решил: если мои знания пользуются спросом – периодически консультировал спортсменов в зале на ул. Строителей – почему бы и нет? Мне повезло: попал в учебный центр профессионалов фитнеса, к Светлане Легчиновой. Она спортсменка, мастер спорта, занималась пауэрлифтингом, кикбокингом; сама пишет методики для курсов. Во время учебы спрашивала меня, работаю ли тренером, и удивлялась отрицательному ответу. Я выделялся из всех.
После теории (анатомия, физиология) была практика, нас разделили на две группы, одну из них стал вести я. После учебы Светлана Николаевна помогла мне устроиться в один из клубов города, там меня сразу приняли.

– Как нарабатывалась клиентская база?
– Первое время с трудом. Тренер без опыта, без имени, без побед – кто ко мне пойдет? Наш фитнес-директор несколько раз подходил с предложением-вопросом: "почему не выступаешь?", убеждал, что клиенты пойдут охотнее к участнику соревнований. Я и сам не мог ответить, почему: с одной стороны, тянуло, с другой сдерживали какие-то юношеские стереотипы про мужиков в трусах на сцене. Но в итоге понял, что это такой же спорт, как и все остальные.
– И вы стали выступать?
– Ну, не так сразу. Выходу на сцену предшествует работа длиной несколько месяцев, особенно, когда это в первый раз. Это очень накладно: определенное питание, спортпит, аптекарские препараты, обследования для мониторинга работы внутренних органов... То есть тебе говорят: иди выступай, но ты это делаешь за свой счет. Редко у кого из спортсменов появляются спонсоры, в бодибилдера невыгодно вкладывать, это же не окупается.
– Можно сниматься в рекламе.
– Можно, но ты в идеальной форме только в день соревнований, постоянно держать ее невозможно.

– Итак, вы начали готовиться...
– Я умел набирать форму, но как сливать воду (не люблю слово "сушка"), как сжигать жир, тем более как самопрезентовать себя на сцене, я не знал. Нашел тренера по знакомым, раз в неделю ездил к нему учиться, хотя с каждым разом убеждался, что знаю едва не больше его. Это было в одном из клубов сети Bright Fit, а они как раз объявили фитнес-батл среди всех клиентов. Это были соревнования по пляжному бодибилдингу, где мужчины выходят на сцену в шортах. В марте на батл зарегистрировались (и, соответственно, заплатили деньги) больше трехсот человек, а до финиша в июне дошли 125.
– Треть, получается... Почему так?
– Это реально тяжело. Клиенты – не спортсмены, это обычные люди. Подготовка к соревнованиям – это когда ты постоянно в дефиците, углеводов, глюкозы не хватает, мозгам не поступает питания, реально тупеешь. Случаются срывы, нервная система шалит. Бывало, дома срывался, жена и дочка у меня умницы, выдержали. Кстати, при самой правильной подводке, то есть сушке, помимо воды и жира теряется 15% мышц от всего сброшенного веса.
– На сцену выходят чаще мужчины или женщины?
– Девочек на соревнованиях всегда больше, чем мужчин. Почему наши женщины на Европе, мире часто занимают первые места? Они умеют себя подать. Есть у них самоуверенность, напористость, даже наглость, это вообще спорт не для стеснительных. У этих девочек есть мироощущение: "Я – принцесса".

– Вернемся к фитнес-батлу.
– Здесь мне снова повезло. Тренер высшей категории Виталий Казаков, чемпион УрФО по классическому бодибилдингу*, ставил участникам батла позирование. Я подготовился к этим соревнованиям и выиграл их.
– Но в профессиональном мире это ничего не значило?
– Нет, это же между клиентами фитнес-клубов. Чтобы заявиться на Россию, нужно войти в первую тройку на области или в шестерку на регионе. В бодибилдинге вообще шесть призовых мест.
Соревнования Свердловской области идут дважды в год, весной и осенью, плюс каждые выходные в сезоне чемпионаты проходят в разных регионах. От федерации спортсмен может заявиться на участие хоть в столице, хоть на Дальнем Востоке.
Первый сезой мой был весна-2019. Я выступил в Каменске-Уральском, взял бронзу, получив билет на Россию.
– Расскажите о ваших главных регалиях и знаковых соревнованиях.
– Есть федерация бодибилдинга Свердловской области. Есть сборная Российской Федерации, это ТОП спортсменов, которые в сезоне вышли с призовыми местами и должны представлять Россию на Европе, мире. С весны 2019 года, после первого своего сезона, я попал в сборную. Весной 2021 года я дважды стал чемпионом России. Президент Федерации после соревнований сказал, что я был единственным на сцене, у кого ни одной "дыры" не было. При этом это были самые многочисленные соревнования за всю 30-летнюю историю бодибилдинга: более 1300 зарегистрированных участников.
– Дважды Чемпион России за один раз? Как это возможно?
– Мне 48. Те, кто старше 40 лет, попадают в категорию "Мастера". Раньше она называлась "Ветераны", но решили, что это звучит некорректно. Все регалии типа мастера спорта и другие дают молодым в категории от 25 до 40 лет, но чтобы выступать с молодыми, сначала нужно победить своих, "мастеров". Вот я сначала обошел возрастных (получил максимальную оценку 15 баллов и был значительно оторван от второго места, который получил 31 балл), затем выступил с молодыми и выиграл, правда, не с таким отрывом. Среди моих соперников был призер "Арнольд Классик", это очень серьезные состязания. Мне было сложно выступать в обеих категориях потому что у мастеров идет весовая категория до 90 кг, а я готовился с молодыми выступить в весе 75. В бодибилдинге ведь все завязано на мясе, мышцах. 10 кило – значительное преимущество.

– Вы выходите на сцену и демонстрируете судьям мышцы со всех сторон. По сути, это конкурс красоты, а значит, субъективного судейства не избежать.
– Это правда. Хоть судьи и учатся, и постоянно повышают квалификацию, но что для одного идеальная форма, для другого далеко от идеала. Часто идут споры по судейству. В единоборствах на эту тему говорят так: если ты не хочешь, чтобы тебя засудили, просто выйди и выруби соперника. Это не оставит вопросов. И я для себя решил так: чтобы выиграть, нужно сделать такую форму, чтобы вышло нас 15-20 человек, все девять судей посмотрели на меня и сказали: это он.
– Соревнования предполагают взносы?
– Да. Взнос есть за членство в Федерации бодибилдинга, сейчас он 1000 рублей в год; плюс за участие в соревнованиях, они повышаются каждый год. Сейчас это 2500 рублей. Чем больше категорий появляется – тем больше спортсменов и соответственно больше денег. Это шоу-бизнес.
– Соревновательный сезон завершается, и спортсмены отдыхают?
– После каждого сезона сдаешь анализы и смотришь, что выправлять надо, организм не прощает издевательств. Жировая прослойка у человека задана природой, она должна быть. Понятно, что без избытка, но когда начинаешь ее убирать, она до определенного порога сойдет сравнительно легко, а потом организм почувствует опасность, и наступит остановка. Так вот чтобы переступить этот порог, нужно жертвовать здоровьем.
– Получается, для женщин этот спорт особенно опасен.
– Для женщин любой спорт опасен. Вы везде стараетесь успеть за мужиками, а потом годами после соревнований проблемы длятся. Одна девочка меня попросила подготовить к соревнованиям, я спрашиваю: "Когда месячные последний раз были?". "Ну, я не помню...". Тебе 27 лет, детей нет, уже такие эксперименты над собой ставишь, уже провалы по здоровью, а тебе нужно на сцену. Ну, медальку заработает, а кому она нужна? Я не понимаю, куда девочки такими толпами ломятся на сцену, ради чего такие жертвы для того, чтобы покрасоваться на сцене.
– Ваша жена не из мира спорта?
– Мы стали встречаться задолго до моей карьеры. Мне было 20, ей 19, мы 28 лет вместе.
– Вас каждый день окружают красивые девушки. Жена ревнует?
– Это моя работа, я зарабатываю деньги, а дома у меня есть жена. Этим все сказано. Хотя не скрою, что клиентки попадаются разные, и флиртовать иногда пытаются.
– Как вы питаетесь?
– В зависимости от цели в конкретный период. Если идет набор массы, это профицит, углеводов побольше и белок умеренно, если это подготовка к соревнованиям, то белка много, углеводы сокращаются. Это не диета, любая диета – утопия, это именно режим питания. Надо понимать объемы съеденного, свой калораж, весы на кухне – главный помощник. Для меня еда это давно белки, жиры и углеводы.
– Вы как тренер не только выдаете клиентам список упражнений, но и даете им рекомендации по питанию?
– Единицы, кто держат питание. Не заставишь. Все приходят со словами "я хочу классно выглядеть", но питание – это 70% успеха. Если ты пришел в зал, позанимался час, да, этот час ты под моим контролем, но весь остальной день я проконтролировать не в состоянии. Тазик пельменей на ночь после тренировки – ты не сожжешь калории. Больше ешь, чем двигаешься – ты не сожжешь жир.
Многие молодые парни приходят ко мне и спрашивают, чем нужно уколоться, что съесть. Но волшебных таблеток и уколов нет, есть соответствующие препараты, и они нелегальны.

– Вы про допинг?
– Нет. К допингу что относят? Кокаин и эфедрин, последний – аптечный препарат, его добавляют в некоторые жиросжигатели. Для здоровья ничего хорошего в этом нет, стимуляторы есть стимуляторы. Я не понимаю людей, которым нужен быстрый результат. Девушка приходит: я хочу за месяц похудеть. Я говорю: "тебе сколько лет? 30? Ты за месяц такой стала?". Я не волшебник и не хирург. Нужно работать, это долго, это муторно, но работает только так. Знания мои, но делать тебе. Клиентам я даю здоровье, но сам я занимаюсь спортом.
– Базовый совет по питанию от чемпиона Дмитрия Барахтенко.
– Заведите себе счетчик калорий. Я всем говорю, знаете, какой ответ? "Мне некогда". Это раздражает. Сейчас не успел глаза открыть – уже телефон в руке, и до последней минуты перед сном из рук не выпускается. А две-три минуты, чтобы забить цифры, времени нет. Кто делает, это сразу видно, потому что всё работает.
– Но ведь тем, кто не делает, тоже нужен результат.
– У меня был клиент, сложный. Парень, 27 лет, бизнесмен, обеспеченный. Он приходил и не понимал, почему у него везде получается, а здесь – нет. Ему нужно было худеть, а он привык к гамбургерам. Я ему говорю: ешь рыбу, рис, он идет и роллы покупает. Как ребенок. Но мы с ним похудели, около 20 кило скинули, и он улетел на две недели в Турцию. Вернулся еще толще, чем был. Начали снова, дубль два. В этот раз после марафона он полетел на Новый год в Таиланд... Только через год начал понимать, что к чему, привык.
– Кстати, про гамбургеры. Вы едите фастфуд?
– Нет, и давно.
– А алкоголь?
– Не пью. Раньше было, теперь нет. Это сразу откат назад. Уважаю тех, кто умеет выпить, но в меру. Один клиент меня уверял, что ему это совсем не мешает, а я спрашиваю, чего он тогда на тренировку вчера не пришел, раз не мешает. Ах, тебе нехорошо было? Вот и думай сам. Если ты выпил рюмку и пошла бутылка, какой тут спорт?
– Среди ваших клиентов больше мужчин или женщин?
– 80% это девочки. С ними мне комфортнее работать.
– Накачаться женщине сложно...
– Я вам скажу: и мужчине тоже.
– И все-таки бывают у женщин такие формы, что диву даешься.
– Женский бодибилдинг одно время запрещали, сейчас он снова вернулся. И я видел его только по телевизору. Выглядит это ужасно – кони. Мужские голоса, кадыки. Другие женские категории намного мягче, и каждый год их появляется больше и больше: фитнес-бикини, фитнес, фитнес-модель, wellness... Жирок подожгла, форма есть, умеешь себя подать – выходи на сцену. И многие выходят.
– Человек пришел в зал похудеть, подтянуться. О чем он должен помнить?
– Что вес – это не показатель, при одном и том же весе можно по-разному выглядеть. Надо смотреть в зеркало, на объемы. Кто-то не понимает, жалуется, что вес не уходит, хотя джинсы на два размера уже поменяла.
– Сейчас клиенты идут уже на ваше имя как на бренд?
– Да. Я перестал брать стартовые тренировки, это когда первая тренировка у тренера бесплатно, чтобы человек определился; хватает постоянных. Даже отказывать приходится.
– Хороший тренер может хорошо зарабатывать?
– Да, конечно.
Дмитрий Барахтенко:
⦁ Мастер спорта России по бодибилдингу.
⦁ Чемпион России бодибилдинг (мастера), и Чемпион России бодибилдинг (мужчины, 75 кг) 2021 год.
⦁ Вице-чемпион Урала бодибилдинг (мастера), 2021.
⦁ Вице чемпион Урала bodybuilding мужчины 80 кг (2021)
⦁ ице-чемпион Урала и Сибири bodybuilding мастера (2018)
⦁ Бронзовый призер Урала и Сибири bodybuilding мужчины 85 кг (2018)
⦁ Абсолютный чемпион Свердловской области bodybuilding мастера (2019)
⦁ Вице-чемпион Свердловской области bodybuilding мастера (2021)
⦁ Чемпион Свердловской области bodybuilding мужчины 80 кг (2021)
⦁ Бронзовый призер Свердловской области bodybuilding мужчины 80 кг (2018, 2019)
⦁ Вице-чемпион Челябинской области бодибилдинг мастера (2021)
⦁ Вице-чемпион Челябинской области bodybuilding мужчины 85 кг (2021)
- После возрастной категории 40-49 идет 50-59, затем все, кто 60+. Там спортсменов совсем мало, среди них до сих пор выходит на сцену Александр Яшанький, недавно он приезжал в Березовский с открытой тренировкой. "Он для меня всегда был кумиром", – признается Дмитрий.
- Чем человек старше, тем сложнее ему держать себя в форме. Чемпион приводит цифры: начиная с 25 лет, каждый год метаболизм становится медленнее на 0,25%.
- Тренер – это не только цербер на страже вашего лишнего веса. Это еще и друг. Есть клиенты, которым нужно посоветовать после тяжелого рабочего дня не пропускать тренировку, потому что она пойдет на пользу; а есть люди, которым совет один в сложный день: домой, спать.
- Раньше 16 лет заниматься с весами Дмитрий не советует: рост прекратится