Всероссийский проект «Наставничество», который находится под крылом детского благотворительного фонда «Солнечный город» (Новосибирск), в начале 2021 года зашёл и в Свердловскую область. Пока в проекте участвуют пять социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (бывших детских домов), один из них – в Лосином.
Сегодня там уже образованы три пары по типу «наставник – воспитанник», а 15 детей ждут старшего друга.
О проекте нам подробно рассказала психолог Вероника Васильева, выступающая координатором «Наставничества» в регионе.
– Мы ищем наставников, отбираем подходящих, обучаем, подбираем им пару из числа детей и поддерживаем «в пути», в общении с ребенком. Чтобы сохранялась мотивация, должна быть определенная подготовка; нужно понимать, что делаешь, и зачем, – объясняет Вероника.
Первое, что делает человек, решивший стать наставником, – заполняет небольшую заявку на сайте проекта (nastavnichestvo.org). На самом первом этапе условий к претендентам немного: возраст от 24 лет и отсутствие судимости. Если человек уже достаточно взрослый и не имеет проблем с законом, его приглашают на обучение. Офис компании находится в центре Екатеринбурга, а сама учеба длится два полноценных дня (суббота и воскресенье), поэтому большие временные затраты тут не требуются.
– Первый день рассказываем о проекте, во второй рассматриваем психологию сиротства: объясняем, что произошло с детьми, почему они травмированные. Обсуждаем, как конкретно можно помогать, – объясняет Вероника. – Обучение ни к чему не обязывает, у нас нет желания затянуть в проект как можно больше людей: надо, чтобы человек мог справиться, чтобы ребенку было с ним комфортно.
Если полученные знания не изменили решение наставника, то следующий этап – общение с психологом на тему собственных ожиданий. Есть люди, которые переоценивают свои возможности: работа, семья, командировки, хобби, а участие в проекте предполагает встречи с ребенком в еженедельном формате.
Будущий наставник не может выбрать ребенка – «у нас не магазин», говорит психолог. Он может обозначить, с кем хотел бы общаться (например, в семье две дочки, поэтому хочется «воспитать» мальчика), но окончательное решение принимают специалисты. Так же и дети в детских домах: они не выбирают себе старшего друга, а лишь соглашаются (или нет), чтобы у них появился наставник. Для этого с ребятами проводятся встречи, где они заполняют маленькую анкету, если хотят завести новое знакомства из мира взрослых.
Сегодня в проекте участвуют пять детских домов (Лосиный, Екатеринбург, Малый Исток), один из них – для ребят с особенностями развития. В общей сложности наставников ждут около 60 детей. Среди учреждений есть желающие, но ресурсов команды проекта пока не хватает. Задача специалиста не только подобрать пару, но и сопровождать ее, то есть поддерживать наставника, объяснять, как действовать в затруднительных ситуациях. Плотное общение наставника и психолога продолжается около года. Регулярно организуются встречи наставников, где они обмениваются впечатлениями и обсуждают радости и трудности общения с детьми.
Пара из ребенка и взрослого подбирается по совместимости, интересам обоих. Наставник собирает небольшой пакет документов (прохождение нарколога и психиатра, например, обязательно) и ждёт «своего» ребенка. Процесс подбора может оказаться не быстрым.
По словам Васильевой, из ста человек, заполнивших заявку на сайте, до ребенка доходит 10. Из тех, кто уже пришел на учебу, в проекте остается половина.
«Наставничество» – это про возрастную категорию 12+. Это легко объяснить: до 12 лет есть надежда, что ребенка возьмут в приемную семью, а после 12 это случается крайне редко. В детском возрасте у детей велик риск привязаться к наставнику и жить надеждой, что он станет ему родителем.
Мотивация наставников
– Часто это личная история: многие вспоминают свой подростковый возраст, как им хотелось ощутить поддержку взрослого человека; кто-то приходит, потому что слышал об этом проекте и очень ждал, когда он появится в нашем регионе, – рассказывает Вероника. – Есть люди, которых интересует тема сиротства. Бывает, раньше человек приезжал в детский дом с подарками, а потом понял, что детям нужны не подарки и не праздник, а обычное человеческое общение, внимание.
Кто-то переживает синдром опустевшего гнезда: дети выросли, а помогать кому-то хочется. Кто-то в желании менять общество к лучшему начинает с себя, и это тоже правильный подход: «Наставничество» помогает направлять подростков в нужное русло, помогает обустроиться в начале взрослой жизни. Безусловно, проект нужен и наставнику: чувство самореализации и собственной нужности – одни из базовых в жизни человека.
Среди потенциальных наставников встречаются люди, которые задумываются о том, чтобы стать в будущем приемными родителями, но пока к этому не готовы. Воспринимать наставничество как первый шаг к будущему родительству не стоит: тут лучше идти своим путем, через школу приемных родителей. В истории проекта есть случаи, когда наставник в итоге взял ребенка в семью, но это большая редкость.
Как и когда завершаются отношения между ребенком и взрослым? На языке специалистов это называется «закрыть пару». Здесь все индивидуально – как и в любых человеческих отношениях.
Бывает, жизнь наставника резко меняется – переезд, рождение ребенка; бывает, повзрослевший юноша или девушка перестают нуждаться в общении со старшим товарищем. Причины могут быть разные, хотя есть случаи, когда наставничество перерастает в настоящую дружбу и длится много лет.
Есть наставники и у тех, кто завершает свою жизнь в социальном центре и становится самостоятельным. Здесь речь не столько про дружбу, сколько про практическую бытовую помощь: как добраться до техникума? Как правильно потратить стипендию? Как записаться в МФЦ? Как не оказаться отчисленным уже с первого курса? Примеров, где можно помочь советом тому, кто вышел из-под крыла государственного учреждения, множество.
Формат встреч
Бывает, наставник, услышав про еженедельные встречи, сопротивляется: ему кажется, он может больше времени уделять своему подопечному. Но психолог советует: берите тот темп, который вы можете выдержать в течение длительного времени. Первые 5-10 встреч проходят в стенах социального учреждения: взрослый и ребенок знакомятся, узнают друг о друге, привыкают к общению. В Лосином руководство центра доброжелательно отнеслось к проекту; в учреждении есть комната, где наставник и ребенок могут посидеть и поговорить за чашкой чая.
По словам Вероники Васильевой, следующим этапом могут быть встречи на нейтральной территории, но здесь лучше не водить ребенка по кафе и кинотеатрам: так он ошибочно решит, что жизнь за пределами детского дома – праздник, а это не так. Психологи вообще не советуют тратить деньги (мороженое или печенье к чаю не в счет), а больше внимания уделять базовым навыкам: например, взять с собой в магазин или на почту.
Если отношения в паре складываются хорошо и семья наставника не против, встречи могут проходить и у него дома. Подросток в домашней обстановке получает возможность отдохнуть от коллективной жизни, расслабиться. Но здесь решение остается за наставником: если для него непреложно правило «мой дом – моя крепость», то общение остается за его пределами.
– У нас в прошлом году была история: наставница взяла мальчика с умственной отсталостью в путешествие, в Крым. Покупала ему билеты, обсуждала детали поездки Она жила там все лето, а он прилетал к ней и ее семье (у нее трое своих детей) на две недели, – рассказывает Вероника.
Пара – это единственно возможный формат в проекте по количеству участников. «Ты не здоровайся ни с кем, ты ко мне пришел», – это можно услышать от подростка, которого пришел навестить наставник, поэтому принципиально: один взрослый – один ребенок.
Разговор с наставниками
«Общаясь, вижу в ней себя-старшеклассницу»
Екатерина, наставница девушки из социально-реабилитационного центра в Лосином:
– Меня зовут Екатерина, мне 33. У меня есть семья: муж и два сына. Работаю руководителем отдела продаж в компании по производству окон «Наши окна». Люблю читать, танцевать, играть в настольные игры, кататься за рулём, путешествовать всей семьёй.
По возможности всегда старалась помогать людям, но раньше это была разовая помощь. Например, однажды помогла мальчику из нашего города собрать деньги на операцию, разместив объявление в своём магазине для покупателей. Историей заинтересовался арендодатель – местная торговая сеть магазинов «Кировский». Компания сразу перечислила семье мальчика необходимую сумму на лечение. Очень благодарна всем за отклик!
Четыре года назад я узнала о благотворительном фонде «Солнечный город». И с этого момента моя помощь носит систематический характер: ежемесячно со счета переводится пусть и небольшая, но такая нужная детям сумма. Также мы всей семьёй стали принимать участие в проектах «Солнечного города»: меняем с мужем в апреле день работы на день заботы, с сыном и его классом участвуем в акции 1 сентября «Дети вместо цветов»... Я за умную благотворительность!
О проекте «Наставничество» я слышала и видела много информации. Всегда восхищалась людьми, которые делятся своим теплом не только с родными! В конце зимы увидела пост в инстаграме, что проект запускают в Свердловской области.
«Наконец-то!» – подумала я и сразу заполнила анкету, отправив заявку.
Я люблю общаться с людьми. Работа с детьми, видимо, у меня «в крови» от мамы с бабушкой – они школьные учителя. Ещё сама, будучи подростком, ездила в загородный лагерь, была вожатой. Мне это нравилось. Подумала, что и тут, наверное, справлюсь и смогу сделать мир хотя бы на одного человека счастливее.
После прохождения всех этапов обучения и медицинской комиссии осталось только ждать, когда подберут пару. Ведь важно, чтобы взрослый и ребенок подходили друг другу по возрасту, полу, особенностям характера и поведения. Недели через две пришло сообщение от куратора проекта: «Екатерина, добрый день. Сейчас договариваемся, в какой день будет встреча с девочками. Да, кстати, у вас будет девочка». Это было так мило! Я даже прослезилась. Девочка! А дома у меня два парня растут.
В назначенный день я летела, как на крыльях, в детский дом. В машине громко играла музыка, я подпевала и пританцовывала. Я ехала с удачно завершившейся встречи по работе и чувствовала, что и встреча с девочкой, имя которой я ещё не знала, тоже пройдёт замечательно.
У ворот детского дома меня встретили куратор и психолог проекта. Мы прошли в комнату для встреч. Там я узнала имя и возраст девочки, которая также решила поучаствовать в проекте и ждала старшего друга.
Вскоре пришла она – почти взрослая 16-летняя красивая девушка в спортивном костюме, с култышкой на голове, с небесно-голубыми глазами и задорной улыбкой. Нас представили друг другу и отпустили погулять по территории детского дома.
Девочка оказалась очень весёлой, позитивной и общительной девчонкой. Мы нарезали несколько кругов вокруг здания, посидели на лавочке, снова погуляли... Она рассказала о своей семье, о том, как потеряла родных и оказалась в детском доме, о дружбе в детдоме и вне его, немного об учёбе в школе, о танцах и о том, как с подругами победили в конкурсе «Созвездие» в номинации «Хореография», и ещё о мальчиках... Время пролетело незаметно. Договорились встретиться через неделю, обменялись телефонами, соцсетями, и она убежала к друзьям.
Я рада, что девочку подобрали мне в пару добрую по натуре, она успела в раннем детстве получить свою порцию любви. Общаясь с ней, я во многих моментах вижу себя-старшеклассницу! Спасибо психологу проекта за такой выбор.
Встречаемся мы обычно по выходным, я приезжаю к ней в детский дом. Там мы гуляем по территории и беседуем. В холодную дождливую погоду нам разрешают пообщаться в комнате для встреч. Тогда я беру с собой настольные игры, мы играем, шутим, смеёмся, болтаем о девичьем. Сейчас моя «напарница», окончив девятый класс, собирается учиться в Екатеринбурге.
Пока трудности возникают лишь в моей голове. Сложно принимать ситуацию, что есть дети, оказавшиеся без родителей, не нужные школе, не нужные почти никому. С каждой нашей встречей рамки в моей голове раздвигаются, узнаю о жизни современных подростков, о том, какую роль играют в их жизни соцсети и интернет, какую роль играют взрослые, находящиеся рядом с ними, и родные, которые вроде бы есть, но рядом их нет.
У меня появился новый друг, новые знакомые в новой для меня сфере. Да, теперь часть времени выходного дня я трачу на поездку в детский дом, но я считаю, что это время я трачу на себя, ведь это доставляет мне удовольствие. По сути, это то же самое, как если бы я еженедельно встречалась с подругами у них в гостях или кафе. Семья, кстати, меня поддержала: отпускают из дома спокойно.
Заметила, что учусь избавляться от «синдрома отличницы»: ошибаться – это нормально. Стала спокойнее относиться к неудачам. Если случилось что-то неприятное, не наступает конец света, жизнь продолжается, ситуации решаются. Ведь, если такой маленький человек справляется даже без поддержки родных взрослых людей, не падает духом, выкарабкивается, то и мне всё под силу.
В своем инстаграме (premudrayaya) я рассказываю о своем опыте в сториз, называю это «будни наставника Екатерины». Одна из коллег задумывается над тем, чтобы последовать моему примеру.
Вообще, это очень интересный опыт. Мои личные границы сильно раздвинулись.
«Возможно, стану наставником кого-то помладше»
Оксана, наставница выпускницы, Екатеринбург:
– Моя цель – быть полезной людям. Я пришла в проект в мае. Дочке исполнилось 18, она занимается саморазвитием, много общается с друзьями и уже не так сильно нуждается во мне, поэтому я хотела снова стать кому-то полезной. Нельзя жить только для себя.
Пару мне подобрала психолог, это почти взрослая девушка, через несколько месяцев ей исполнится 18 лет, учится в Берёзовском. До середины июля мы встречались, общались довольно плотно, но затем случился ряд событий – летний лагерь, а после него карантин длиною 1,5 месяца; моя болезнь… Так вышло, что мы отдалились друг от друга. Моя воспитанница охотно переписывается, но когда я звоню – не берет трубку. Складывается впечатление, что она меня избегает. Я решила, что в любом случае останусь с ней, буду готова прийти на помощь, но, возможно, возьму себе кого-то помладше, чтобы чувствовать себя нужной. Возможности и желание есть.
«Могу быть хорошим другом»
Екатерина, Екатеринбург:
– О проекте узнала случайно, можно сказать, он меня нашел. Где-то за месяц-два до этого я начала думать, что хочется быть причастной к чему-то полезному, понимала, что нахожусь в ресурсе – по силам, времени, энергии. У нас на работе есть корпоративная сеть, к примеру, как ВКонтакте, где сотрудники могут делиться новостями. Как-то обновила страницу, увидела новость и в момент поняла, что это то, что нужно. Когда читала о проекте, внутри всё откликалось, и была огромная благодарность, что есть такие люди, создавшие этот проект. Заполнила анкету, прошла собеседование и обучение.
Так как у меня не было опыта волонтерства, на тренингах информация показалась впечатляющей. Быть наставником – задача ответственная, сложная, но это в то же время радость, чувство полезности. Решение участвовать в проекте я приняла сразу после обучения. Это случилось в мае, первая встреча с ребенком была в августе.
Пока мы встретились только пару раз, так как был продолжительный период карантина, но раз в 2-3 дня мы на связи, ждём новую встречу. Перед первой встречей я волновалась, но всё прошло очень хорошо, мы многое узнали друг о друге, и время пролетело незаметно.
Я, став участником проекта, знала, что у меня есть опыт, которым могу поделиться, могу быть хорошим другом, поддержать в нужный момент, таким детям очень не легко. Понимаю, что я только в начале пути, и я к этому готова.
Проект вызывает восхищение, делается огромная работа. Недавно я была на общей встрече наставников, и это те люди, которые пришли в проект осознанно. Они понимают, что делают, какую помощь и поддержку оказывают, глаза горят у всех, и это вдохновляет ещё больше.
В проекте участвует и коррекционный интернат, для детей с ментальными нарушениями. Наставнику необходимо больше знаний и больше подготовки, прежде чем взять такого ребенка, но зато и отдачи от них больше, потому что они легко и сразу возвращают подаренные им тепло и ласку, с благодарностью принимая любое внимание к себе.