Анастасия Беренова, эксперт по детской безопасности и руководитель проекта по профилактике травли АНО «Территория безопасности», написала на своей странице ВК содержательный пост на тему вчерашней трагедии. Приводим его полностью.
По поводу стрельбы в школе в Казани.
Во-первых мои соболезнования родным и близким.
Во-вторых пока я так поняла все еще не закончено и второго стрелка еще ищут по школе, поэтому пусть все разрешится без новых жертв.
Вводных данных пока мало.
Из того что я уже нашла/прочитала, что на страничках ВК было много сигналов говорящих о отверженности, непопулярности, но опять же самое важное здесь - не пытаться абсолютизировать найденную причину. Поэтому начну опять с того, что НЕ работает.
1. Уповать на турникеты и охрану. Сколько их должно быть? Два, три, забор с проволокой? Если человек захочет, он найдет способ зайти в помещение с оружием. Не подсказываю, но например, в окно первого этажа. При этом с каждым новым турникетом теряется положительный образ школы - именно то, что может остановить.
Про положительный образ школы отступление, хоть и не в тему, но накипело. Рассказывают мне, что в школе детям во дворе после уроков запретили гулять. А я прям говорю, как они будут решать проблемы в классе (там травля и конфликты, вызванные незнанием как общаться) если у них нет позитивного опыта контакта вне уроков, например игры на школьном дворе? Зато место, на котором сидят, у завуча прикрыто и как-бы-чего-не-вышло в действии.
2. Мониторить странички в социальных сетях. ЭТО работает обратным образом! Представьте, у вас проблема с общением, вы ученик класса 7-8, у вас прыщи и низкая самооценка, мало друзей и есть признаки начинающейся депрессии, короче, вам плохо. С родителями общаться не получается или не хочется, потому что вы вошли в период сепарации и это нормально. У вас есть классный руководитель или учитель, который занимается с классом. Вы расскажете о своих проблемах человеку, который просматривает странички через приложения и пишет отчеты? Нет конечно. Чтобы у человека была возможность опереться на взрослого вне семьи, нужно чтобы этот взрослый: хотел и умел быть авторитетным взрослым. То есть перед педагогикой стоят совершенно иные задачи, нежели сейчас пытаются поставить.
3. Списывать все на буллинг. Я сама работаю с буллингом и очень боюсь что на волне нового события поднимутся неумелые борцуны с явлением, а также что любой конфликт или отшельничество, непопулярность будут называть буллингом. Этого и так уже полный амбар, будет еще. Чем плоха такая абсолютизация? Мы не видим комплекс проблем, мы не видим систему закономерностей. К тому же подогреваем вину остальных - это они не так посмотрели, обозвали и все!
К тому же остается один из самых важных факторов за кадром - отношения в семье, эмпатия, принятие.
4. Запрещать информацию или создавать тепличные условия. Важнее этого и первично - дать навыки и способы выдерживать трудности и справляться с внутренними демонами, болью и переживаниями. Этому важно и нужно учить детей и подростков!
5. Вводить новые контролирующие должности
Что нужно сделать прямо вчера:
1. Реформу психиатрической помощи и диагностики, снять стигму с диагнозов. Несколько рисковых категорий, которым нужно уделить профессиональное внимание: людям с травматическим опытом и психопатией. Не буду углубляться в диагнозы, это не моя компетенция. Сейчас к сожалению очень много вопросов к амбулаторной помощи (например, какого рожна ребенок попадающий в больницу с суицидальным риском лишается личных вещей - одного из самых поддерживающих факторов? Не у нас, но в Тюмени есть, про нашу область не знаю, сразу отправляю платно), к тому, что родители, даже зная диагноз, избегают лечения (ой, вредные же таблетки, а с ним все норм), или назначаются лошадиные дозы потому что это попытка подавать невыносимое для взрослого, но важное жизненное у подростка.
Итак, снять стигму и повысить уровень помощи для подростков. А психологам хотя бы выучить МКБ-10.
2. Дать информацию для родителей и педагогам по внешним признакам расстройств, депрессий и зависимого поведения. Чуткий педагог должен не по страничкам лазить, а наблюдать за ребенком здесь и сейчас, быть открытым для диалога, принятия и обладать знаниями, в том числе инструкций что делать, которая написана разумно.
3. Работать с травлей в коллективах комплексно, честно и открыто, не заметая под ковер. Мое абсолютное убеждение - службы медиации должны быть независимыми от школ, финансироваться из фондов и иметь нужный уровень компетенции. То есть это не просто психологи, это опыт+знания+терапия+супервизия, при чем знания еще и по психиатрии, виктимологии, криминологии.
Есть идеи, попробую внедрять, пока что мы это делаем от случая к случаю бесплатно, но конечно надо понимать, что компетенция как школьного психолога, так и такой службы требует ооочень большой зарплаты и вложений. Потому что хоят бы одна личная терапия в месяц и одна супервизия в месяц это 10000, и такую сумму можно безболезненно выложить из дохода специалист.
4. Формировать, уж простите за банальщину, положительный образ школы. Нет конечно, я не верю, что стрелков замотивировали анекдоты про Вовочку, который школу взорвал, но такое чувство, что в образовании сейчас колоссальное напряжение.
5. Создавать прозрачные и честные социальные лифты. Потому что обратная сторона их отсутствия - это безнадега, токсичное лидерство (добейся или пропадешь) и низкая ценность жизни.
6. Говорить о ценности жизни. Да. Вообще тут много всего конечно, умение справляться с трудным, да. Внедрять программы по эмоциональному интеллекту и прочее. Конечно про семью много всего еще. Нет никакого портрета семьи, где выросли стрелки, но радость от жизни и ощущения что ты нужен это всегда всегда всегда должно быть. Я не знаю что здесь делать. Просто не знаю. Давить правилами как жить семью и школу нельзя. Никого нельзя. Уметь слушать себя - это путь личной терапии опять же, а те кто не готовы их куда? Видимо стоит уповать только на постепенное взросление общества.
И да, ситуация может быть изменена только тогда, когда вместо контроля многослойного будет со-присуствие и со-принятие авторитетных взрослых, такая педагогика настоящая а не вот это все как-бы-чего-не-вышло.