В Берёзовском стартовал уникальный проект «Тренировочная квартира» под крылом общественной организации «Сейчастье».
На кухне четверо: два юноши, Родион и Слава, и их наставники. Их задача – приготовить ужин. Родион режет теркой морковку, Слава склонился над разделочной доской, на которой лежит огурец. Измельчить овощ ножом для салата – упражнение не простое и в данный момент забирает все внимание 13-летнего мальчика. Видно, что он очень старается. Отвлекая от важного дела, спрашиваем у Славы, чему он здесь научился (позади три недели занятий), и он охотно делится: сервировать стол, дежурить на кухне, пылесосить, мыть пол, ходить в магазин. В планах – обращаться на ты со стиральной машинкой.
– Вы «Золотая горка»? – уточняет напоследок Слава и очень радуется своему первому интервью.
Слава
В первый день последнего месяца зимы в Берёзовском открыла свои двери для первых участников проекта «Тренировочная квартира «Особенные» от общественной организации «Сейчастье». Она объединяет семьи с детьми-инвалидами. Они часто вполне развиты физически, но имеют ментальные нарушения. В квартире с помощью профессионалов они учатся делать такие простые для обычных людей, но совсем не обыденные для них вещи – мыть полы, протирать пыль, готовить обед, распределять свое время... Если в двух словах: организовывать быт.
Тренировочная квартира впустила ЛФК, занятия йогой, секцию спортивного ориентирования, театральную студию. То есть здесь бывает гораздо больше шести участников, которые посещают занятия в первой смене. Задействован каждый метр: на стенах подробные и понятные визуальные инструкции и памятки, гостиная служит для чаепитий, общих встреч, в небольшой комнате идут теоретические уроки, а кухня и уборная (помимо очевидных функций) – площадки для занятий практических.
Родион
Как эта квартира появилась в городе? Спасибо мэру и президентскому гранту, это если глобально. Первый предоставил помещение (то есть саму квартиру в доме по Шиловской, раньше там располагался дворовый клуб), благодаря второму приобрели бытовую технику, оборудование; обучили педагогов. Они, к слову, не волонтеры: любой труд должен оплачиваться, считает куратор проекта Оксана Кищенко. И не только потому, что хлеб в магазинах пока не отдают просто так, но и потому, что вознаграждение тоже стимул. И своеобразная гарантия прилагаемых усилий.
За остальное – часть мелких ремонтных работ, приятные глазу мелочи, делающие неповторимой каждую квартиру, мебель, телевизор, кулер – спасибо благотворителям, волонтерам, родителям, педагогам. Квартира наполняется по крупицам и до сих пор не носит статуса «всего достаточно», но для запуска проекта здесь есть всё. Еще на стадии осмотра квартиры именно родители сказали: ремонт – потянем, и вложили в проект много сил.
День, который состоит из открытий
– Есть задача: почистить унитаз. Это для нас с вами рутинное, не самое радостное занятие. А для наших ребят – это целое событие! В силу особенностей детей это простое занятие может растянуться во времени, потому что им нужно по шажочку усвоить, запомнить и проделать весь алгоритм: надеть перчатки, взять чистящее средство и губку, смочить губку... и так далее, до результата. И так – с каждым заданием. Конечно, не по разу: любой навык требует опыта, повторения, проговаривания трудных моментов. А еще – обязательной поддержки. Любому человеку хочется одобрения, видеть, что его труды не зря, а таким детям – в особенности, – говорит Ольга.
Ольга – не педагог и не психолог. Она мама особенного ребенка, но его среди учащихся в квартире нет и пока не будет: проект предполагает участие с 14 лет, а у березовчанки растет дошколенок. Ольга пришла в «Сейчастье» «на вырост»: она видит, что делается здесь для особенных детей, и так ей спокойнее за будущее своего ребенка. Уже год она помогает педагогам и признает: работа непростая, энергоемкая, требующая много сил. Но зато как приятно видеть успехи своих наставников, их эмоции от ситуации «у меня получилось!», их шаги в правильном направлении.
В первой смене шесть детей. Столько же будет во второй и третьей сменах, они уже набраны. Небольшие группы позволяют педагогам уделять необходимое время каждому, да и в квартире при попытке разместить больше участников станет тесновато: работать в условиях очередей в ванную или столпотворения на кухне не очень комфортно.
Ребята приходят сюда примерно в обеденное время, впереди у них половина рабочего дня для занятий и тренировок. Это именно учеба, в которой есть место развлечениям, но даже они – часть программы. Вот, например, висят на доске плакаты, подготовленные ко Дню Святого Валентина: вроде бы поздравили друг друга, устроили небольшой праздник, но и потрудились знатно: выучить слова, нарисовать, разыграть сценку...
Каждому из шести учащихся был выдан ключ от домофона, они открывают дверь в подъезд самостоятельно. Педагоги, которые хоть и проходили обучение перед открытием «квартиры», но очень волновались, потому что этот проект для них нов, переживали за подопечных зря: никто после первых недель занятий не отказался ходить на занятия, не продемонстрировал отсутствие интереса. Напротив, ждут окончания выходных. В один особенно морозный день наставники предложили родителям оставить детей дома, на что родители сказали, мол, мы бы рады, но только ребята ни в какую – стремятся на свои «уроки по повседневности».
Почти все ученики за редким исключением многие вещи делают впервые. И, конечно, во многом поэтому любое сделанное дело – настоящее событие. Если ты ни разу за 16 лет не мыл пол, то для тебя это занятие будет далеким от рутины, напротив, наполненным открытий и новых знаний. Один из учеников с горящими, полными восторга глазами наблюдал за работой стиральной машинки, которую загрузил и включил впервые. А для другого, познакомившегося с приготовлением пищи, теперь мечта – сварить для всей команды юных «коллег» пельмени. Тут можно было упрекнуть родителей, которые не научили, но Оксана Кищенко не спешит сваливать вину на них.
– Дети непростые, педагоги работают с ними несколько часов, и то им тяжело, а для родителей это труд 24/7. Раньше такие дети получали минимум коррекции, у многих мам и пап опустились руки в условиях отсутствия моральной поддержки, – говорит Оксана. – Легко сказать: «Семья виновата». Но мама особенного ребенка по жизни бьется: в школу не берут, в автобус нужно посадить, лекарств нет, не говоря уже о походах по больницам. Родители замотаны. К тому же мамы, воспитывая особенного ребенка, жалеют его.
Оксана Кищенко: «мы не играем с ними в жизнь, мы учим их жить»
Конечно, учить ребенка бытовым навыкам стоит аккуратно и в соответствии с его личными особенностями. То есть индивидуальный подход к каждому – обязателен. Например, научится подросток самостоятельно открывать и закрывать входную дверь, а у него есть склонность к побегам либо он не умеет отличать людей по категории «свои-чужие». Полезное вроде бы умение может быть опасным, а потому – вон из списка. В квартире напротив каждого имени висит список тех задач, которые должен отработать каждый, и двух одинаковых списков нет.
С одной стороны, два месяца приличный срок. Но на самом деле, говорит Оксана, этого очень мало. В течение смены специалисты смогут отработать с детьми только базовые навыки. Хотелось бы многого: научиться упаковывать подарок или напечатать что-то на компьютере, но пока это больше мечты, чем планы. Главное – чтобы, оставшись один, ребенок мог себя обслужить и о себе позаботиться.
Самостоятельность детей – вот главное, чего всем – родителям, и педагогам, хочется в итоге. Даже если человек никогда не будет жить один, важно знать, что его спокойно можно оставить на несколько дней, и он сходит в магазин, приготовит поесть, протрет пол, если на него прольется чай... Что ментальная инвалидность – это не тот случай, когда нужен постоянный присмотр и невозможно довериться и положиться.
Пожалуй, самый продвинутый из всех ребят в первой смене – Родион. Юный массажист (он окончил курсы) уже умеет многое делать по дому, но такого, чтобы кто-то сидел без дела, тоже не бывает: у каждого из стены выпадывают свои кирпичики, проводит аналогию куратор. Такой кирпичик у Родиона – забывчивость в магазине. В схеме на кассе «забрать чек, сдачу и продукты» с первыми двумя проблем нет, а вот купленное почему-то оставляет в магазине. Вот на это и потребуется дополнительное внимание наставников.
Кстати, о магазине. Событие еще более значимое для учеников, потому что включает в себя постороннее, потенциально враждебное пространство – улицу и торговую точку. Получив негативный опыт (насмешки, недобрые взгляды, грубость), ребенок может запомнить это, и желание делать покупки надолго отступит. Самому походу предшествует огромная работа: придумать меню для обеда, написать список продуктов, рассчитать их примерную стоимость, взять с собой необходимое количество денег. Стоит ли говорить, что путешествие по магазину (наставник только наблюдает) – целое приключение, полное принятых решений.
Структурировать жизнь помогает ведение ежедневника. Каждому завели на проекте свой, с фото на обложке
Из шести детей (мы называем их дети, но нужно помнить, что это уже почти взрослые люди, как минимум подростки, а иногда уже совершеннолетние, просто не достигшие возраста паспорта в развитии) двое имеют расстройства аутистического спектра. Они бывают непредсказуемы, их трудно научить новому, поэтому их редко берут в секции, лагеря, группы по интересам. Тем и ценна «Тренировочная квартира», что не отвергает даже особенно особенных: педагоги прошли обучение, они готовы. И не растеряются, если подросток (выше ростом, больше весом) вдруг начнет кричать или толкаться.
Одна мама, которая уже готова записать своего ребенка на смену, долгое время отказывалась от идеи, уверенная, что дочь необучаемая. Но, показав ей, как подметать пол, была приятно удивлена: справилась! Хорошая фраза: наши дети лучше, чем мы о них думаем.
Не спешить, не торопить, не сердиться, не критиковать. Все эти «Не» – буквально обязанности взрослых участников проекта. Они на работе, их задача научить, они действуют в ситуации изначально спокойной, исключающей опоздание на автобус или другую мелкую катастрофу, которые преследуют в реальной жизни, когда взрослым некогда. Поэтому ребятам так нравится учиться: это то время, которое посвящено только им.
Следующий этап, надеется наставник проекта – сопровождаемое проживание. Это когда человек живет в квартире самостоятельно. Конечно, отдавать столько метров для кого-то одного при таком количестве нуждающихся – расточительность, поэтому в квартире будет соседствовать несколько человек. Такая программа рассчитана примерно на 5-6 месяцев. Она предполагает не просто сидение в квартире (что было бы слишком просто и по большей части бесполезно для развития), а частичное трудостройство. Тот же Родион недавно нашел для себя новую работу (помимо того, что он делает на дому массаж), мыть пол в творческой студии, но для многих это трудная задача. Мы не раз писали о том, что работодатели не готовы выделять «няньку» для таких сотрудников, но тот же гардероб, например, им вполне посилен (прецеденты в Екатеринбурге есть).
Развитие – это не только научиться строгать салат или протирать до блеска зеркало. Сама четкая структура дня, расписание, пример других способствуют росту. Да и подкрепление – тоже зарплата – очень мотивирует. Если участник весь день следовал правилам квартиры и выполнил все задания, в конце дня он получает то, что перед началом занятий выбрал сам (небольшие деньги, пачка сухариков).
Тестирование педагогами идет беспрерывно. Когда смена подойдет к завершению, педагоги проанализируют, насколько каждый продвинулся вперед, проговорят это с родителями. Идеальный вариант – чтобы и после обучения, оказавшись дома, участник проекта не утратил новые навыки.
Заявки поступают даже из Москвы
В городе-миллионнике Екатеринбурге таких квартир нет. Конечно, тут надо отдать должное людям, продвигающим проект: значит, в бывшем Свердловске еще не нашлась команда, которая бы приложила столько усилий, чтобы такая квартира нашлась и «заработала». Сейчас в России можно по пальцам рук сосчитать, где делают что-то подобное. Это – одна из причин, почему заявки в Берёзовский поступают даже из Москвы и из других отдаленных регионов. Оксана Кищенко даже не подозревала, что уже на старте проекта (в особенном родительском сообществе информация расходится быстро) придется отказывать детям со всей России: даже в родной области не всем хватает места.
Многие мамы уже выросших из детского возраста детей с ментальными нарушениями отмечают, что в последние годы ребята получают хорошую реабилитацию: появились центры, программы, специалисты; развиваются медицина и психология; встают на защиту сложного детства НКО. Но эта помощь в основном касается тех, кому меньше 16-18 лет. Поэтому любые проекты 14+ не просто важны и ценны – они неоценимы. Замечательны еще и тем, что помогают и родителям, учитывая, что ранее они жили в условиях почти полного отсутствия психологической помощи (то есть мамы и папы с рождения ребенка «переваривали» и принимали ситуацию самостоятельно, как умели и могли).
Второй этаж исключает участие тех, кто в инвалидной коляске, хотя с другими физическими недостатками (нарушения зрения, слуха) ребята есть: ментальная инвалидность редко сопровождается идеальным здоровьем тела. Смотря на опыт коллег, изучая работу других тренировочных квартир, Оксана заметила, что в основном они располагаются на первом этаже. Программа вообще не новшество – это набор готовых кейсов, которые перерабатываются, изменяются и дополняются на конкретной территории, учитывая особенности участников и подстраиваясь под них. Уникальность Берёзовского не в создании проекта, но в его воплощении в жизнь. И даже это – прорыв.