39 кошек и 47 собак. Столько животных – иногда их больше, иногда меньше – находится на попечении у Натальи Злобиной. Ранее жительница Екатеринбурга, она уже восемь лет живет в поселке Шувакише.
Многие зоозащитники Екатеринбурга, Берёзовского, да и по всей области знают ее как хозяйку крупной передержки для кошек и собак, бездомных животных, замерзающих, голодных, раненых и тяжело больных, которых находят на улицах и в подъездах, на остановочных комплексах и теплотрассах. Их подбирают неравнодушные люди, которые редко могут оставить хвостатое себе, поэтому подобные передержки, как у Натальи, просто необходимы. Женщина тратит колоссальное количество сил и времени, чтобы ее питомцы были здоровы, накормлены, в идеале – пристроены. Она сама выкладывает на страничку «ВКонтакте» (ее можно найти как «Наталья Шувакиш») истории котов и псов, которые ищут дом и могут уехать туда, где будут любить его одного. Потому что внимания Натальи при всей ее любви к четвероногим не хватает при всем желании.
Хозяйке приюта 44 года, животных она стала брать к себе, тогда еще в двухкомнатную квартиру в Екатеринбурге, 13 лет назад. Анна Вайман, руководитель фонда «Зоозащита», помогла Наталье вылечить ее собаку, а потом попросила ее «подержать у себя» кошечку. Потом еще одну. Потом еще. Через три года «кошачьего периода» в квартире начали появляться и щенки, и взрослые псы. Их «дом» в основном был обустроен на лоджии. В самые «богатые» времена в двушке находились 50 кошек и с десяток собак. Наталья поняла: надо искать свой дом.
Тем более беспроблемной ее жизнь не была. Сын-школьник регулярно приходил в школу в «волосатых» брюках, окружающие в школе замечали запахи, это не нравилось некоторым учителям.
Эльзу в Берёзовском гоняли на мотоцикле подростки, кидали в нее камнями и грозились задавить – забавлялись. Их спасла зоозащитница Евгения Гуда. Теперь Эльза ждет хозяев в Шувакише.
Но самая неприятная история случилась у Натальи с судом – соседи пожаловались органам опеки, и их проверки чуть не привели к лишению родительских прав. Женщина сына у властей отстояла и решилась переезжать. Решилась – потому что до этого момента к частным домам отношения не имела, в деревне не жила и понятия не имела, с какой стороны, например, подходить к печке.
Нюра. Не такса, а Снежная королева. Ее забрали из тюменского приюта, и до сих пор она не дает себя в руки.
Дом искали год. Здесь важно было многое: чтобы рядом школа (сын еще учился), лес – собакам нужно где-то гулять, пруд – собакам нужно где-то купаться. И чтобы соседи были понимающими, как показал опыт, это тоже немаловажно. Подходящий нашелся в Шувакише.
Многие понимают, что передержка для бездомных животных – это во многом мобильность. Здесь забрать животное, тут отвести его в клинику, там отдают просрочку с предприятия – надо съездить… У Злобиной это одна из главных проблем: своего автотранспорта нет, приходится пользоваться помощью автоволонтеров.
Ди-ди. Кареглазая блондинка-хаски бегала по берёзовским дворам, с ней было два разноглазых щенка. Это дало им шанс найти дом, а волонтер Светлана привезла маму к Наталье.
Наталья ждет, когда сын получит права (ему 23, он сейчас живет с супругой в другом городе) и будет помогать, а пока – надежда только на волонтеров и других неравнодушных.
Общительный, но своенравный Харитон с ПКС на Посадской, 3. Живет в Шувакише больше трех лет, попал сюда после тяжелой травмы головы. Очень любит играть, но за ошейник себя взять не позволяет.
Почти все животные, живущие здесь, пристраиваются в добрые руки. Но, к сожалению, по словам Натальи, приезжают за животными реже, чем привозят новых – хотелось бы, чтобы они обретали дом быстрее. Есть у нее и молодняк, и мамы с щенками, и собаки-подростки, и возрастные псы. У троих немного шансов на пристрой: агрессивные, несоциализированные. Они живут в отдельном вольере.
Несмотря на острую нехватку «добрых рук», Наталья не отдает своих животных бездумно – лишь бы забрали. Она по телефону расспрашивает потенциальных хозяев, выясняя, насколько они готовы (и морально, и физически) к появлению нового члена семьи. После того как кошка или собака уезжает в новый дом, женщина отслеживает их судьбу, как минимум в формате общения, фотоотчета. «Если вдруг что не так – привозите обратно» – её обязательные слова каждому. Потому что, иронизирует, поводы передумать у людей случаются самые разные – «аллергия, резко забеременели, улетели на Луну».
Даже с мужем Наталья познакомилась благодаря животным. Точнее, благодаря, черному коту, вопреки всем плохим приметам. Тогда еще были распространены частные объявления в газетах, люди охотно продавали через печатные СМИ холодильники и покупали шкафы. А екатеринбурженка – подавала объявления о пристрое кошек и собак. Однажды она увидела встречное предложение – мужчина искал себе черного кота, и именно такой у Натальи был.
Дальше дело техники: они обменялись контактами, мужчина приехал посмотреть на животное и забрал его. Но общение двух людей на этом не прекратилось, и через какое-то время будущий муж переехал – вместе с котом – к Наталье. Супруги вместе 14 лет.
Личные животные появлялись у женщины не из питомников и не от заводчиков. У них тоже были непростые судьбы. В 2011 году в Санкт-Петербурге случилась трагедия – стаффордширский бультерьер отгрыз ногу 94-летней бабушке, и многие стали отдавать своих стаффордов. Так у Натальи появилась Джудита. Она прожила 13 лет, ее не стало пять месяцев назад.
Наталья с мужем работают в гостинице. В ночь. Потому что день им нужен для ухода за питомцами. Накормить, напоить, выпустить погулять (не всех сразу из вольеров, конечно, а по несколько, участок для этого есть), убрать в вольерах, да и просто элементарно с каждым пообщаться, погладить по голове – это уйма времени. Анна Вайман помогает с клиниками и лечением, если кому-то нужна срочная помощь, а процедуры, которые назначит врач (уколы, таблетки) – снова на Наталье.
Она всегда забирает даже тяжелых усатых «пациентов» на дожитие и вспоминает, что сын уже младшеклассником умел ставить уколы кошкам и долго мечтал стать ветеринаром, но, повзрослев, передумал – «устал», улыбается мама.
Она ни разу не летала на самолете. У нее нет отпусков и выходных. У нее бывает максимум часов пять для отсутствия дома (и то, важно, чтобы там кто-то в это время был, муж, сын или помощник). Бывает, у нее опускаются руки, когда сталкивается с ситуацией, с которой долго не может справиться. Например, если кто-то долго и тяжело болеет. Особенно тяжело видеть смерть. Тогда очередной звонок поступает в «Спецавтобазу» (компания занимается похоронами животных).
Вопрос: почему тогда Наталья 13 лет тащит на себе передержку, почти без волонтеров? Зачем ей это нужно? Но на него женщина ответить не может. Любовь к животным, желание очистить улицы от бездомных кошек и собак, опыт работы в пункте кратковременного содержания, где находились сто собак одновременно – вот и предпосылки к тому, что собственная ноша не кажется ей такой уж тяжелой.
Безусловно, сложностей много. Сейчас висит большой долг за электричество, на зиму очень нужны доски, сено и солома, обогреватели в вольеры и во времянку, теплые ненужные вещи – старые шубы, дубленки, куртки. Всегда нужен корм, хотя голодающими животных не назвать – просрочку и неликвид отдают предприятия, помогают те, кто курирует определенных животных, но по разным причинам не может забрать их себе.
Если отойти от материальных сложностей, то Наталья признается: уже никакой фантазии не хватает, чтобы давать своим подопечным имена. Она радуется, когда животное приезжает к ней с готовой кличкой, правда, названные «Дариной» или «Каролиной» котята ее несказанно удивляют. Кошки часто сами помогают дать себе имя: понаблюдаешь за повадками пару-тройку дней – и в голове рождается кличка. Например, одна из жительниц – одноглазая кошка Паника.
Асия. Отнятая у цыган собака, которые взяли ее в качестве игрушки для детей. Молодая, ласковая девочка.
Животные здесь, кажется, понимают, что им нельзя ссориться, что дружить – выгоднее. Собаки дружат с кошками, не ругаются между собой. Конечно, мелких стычек не избежать, но глобальных конфликтов нет. По соседству с ними во дворе – свинка София и даже курица в клетке. Вообще-то пернатая была обречена на съедение – ее отдали на корм, но Наталья не стала убивать и по сути подарила ей жизнь.
Бульба. Ласковый, добрый, бывший березовчанин. Когда за ним приехал отлов, дети во дворе встали с палками и отстояли своего любимца. Теперь это кастрированный привитый пес.
Долг за электричество
В доме живут два дога. Это - Соломон
Этот пост Наталья написала на своей странице «ВКонтакте»:
– Очень прошу всех неравнодушных помочь нашей передержке оплатить огромный долг за электроэнергию. На данный момент долг составляет более 55 тысяч. На передержке находятся более 40 собак, 20 щенков, 15 кошек (из них 2 кормящие с котятами). Если мы останемся без света, это будет равносильно смерти. От электроэнергии у нас зависит всё. Первым делом скважина, без воды мы не сможем варить кашу, поливать собак из шланга, мыть вольеры и клетки. Также у нас работают вентиляторы и вытяжки. А самое главное, морозильная камера, где хранится мясо для животных. Мы очень просим вашей помощи каждые 100 рублей спасут нашу критическую ситуацию. Все чеки и отчёты будут под постом. Очень просим распространить эту информацию по своим друзьям и знакомым. Мы верим в силу рукопожатия. Карта Сбер: 4817760173756291 Екатерина Андреевна А. Большая просьба подписывать смс (электричество) или отписываться в личных сообщениях. Также вы можете позвонить: 8-908-922-46-93.