Четверо медиков Берёзовского более десяти лет живут в служебных квартирах, не имея ни одного документа на руках. Ветхий барак не обслуживается жилищно-коммунальными службами, в нём нельзя прописаться, и в любой момент люди могут оказаться без крыши над головой.
В самом центре посёлка Монетного стоит старый одноэтажный деревянный дом по улице Свободы, 1. Его видишь первым, когда заезжаешь на территорию местного больничного городка. В соседях у него не только здание местной больницы, но и администрация посёлка, и новенький ФОК «Энергия». Он выглядит как дом для двух хозяев, потому что левое его крыло (и стены, и крыша) выкрашено в голубой цвет, в то время как в правом (значительно меньшем по размерам) покрашены только наличники окон. В голубом крыле квартируется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, о чём свидетельствует вывеска и два «золотых» купола – на крыльце и крыше дома.
До 1980 года в этом здании размещались роддом, рентгенкабинет и физкабинет
В неокрашенной части дома проживают медики. Если вход в церковь – это два крыльца в передней части здания, то входы в квартиры располагаются с торцов. С правой стороны расположена всего одна квартира (ее окна выходят на поликлинику), в ней проживает врач-терапевт Галина Веселова. В Монетном она работает с 1989 года, в доме по Свободы, 1 живёт дольше всех своих соседей – с 2004 года. В посёлке у нее есть дом, который она построила вместе с мужем. Какое-то время в нём даже было отопление, но сейчас для круглогодичного проживания он не пригоден и используется как дача.
– С мужем мы разошлись, там невозможно стало жить, я у Николая Киндрася стала просить – ну дайте хоть квартиру! Он говорит: «У тебя дом есть, тебе квартира не положена». Я говорю: в доме ни отопления, ни газа, ни туалета, ничего нет, – рассказала Галина Михайловна, как стала обладательницей ключей от трёхкомнатной квартиры. Сегодня она проживает здесь вместе со своим внуком, который недавно вернулся из армии.
В противоположном конце здания расположены три квартиры. В одной из них проживает операционная сестра Галина Ивановна Сёмина. Ее стаж в профессии – более 40 лет, она начинала свою карьеру в Берёзовском, потом уехала на север, где проработала 20 лет, затем вернулась и вот уже 20 лет работает в Берёзовском. В доме по Свободы, 1 у нее однокомнатная, где она проживает с 2005 года.
– Так у меня сложились жизненные обстоятельства: в однокомнатной квартире большая семья, сын привёл жену с двумя детьми, а комнатка маленькая. И я обратилась к председателю поселкового совета, они с Киндрасем дали мне комнатку, – объяснила Галина Ивановна. – Условий как таковых не было никаких: полный развал, крыша обвалена, прямо дыра в небо. Всё сделала я сама за свой счёт.
В соседней «однушке» с ней проживает Зинаида Борисовна Попова, санитарка. Всё то время, пока в Берёзовском действовал ковидный центр, Зинаида Борисовна работала в «красной зоне». Приехала из Перми, в доме по Свободы, 1 проживает с 2005 года.
– Всё от первого до последнего гвоздя делали сами, на свои деньги. В общем-то, ремонт у нас сделан хороший, – считает она.
Несколько больших посёлков Берёзовского городского округа, в числе которых Монетный и Ключевск, обслуживают всего два педиатра. Одна из них – Анастасия Чуйко, тоже поживает в доме-призраке, как его называют сами обитатели. Анастасия родом из Ключевска, несколько лет назад она получила медицинское образование по целевому направлению.
– Когда я пришла сюда работать, я спросила, есть ли какое-то жилье. Мне Николай Михайлович (Киндрась – прим. ред.) предложил это. Сказал: «Пока поживи, а потом подыщем тебе что-нибудь другое». Так и живу здесь с 2017 года, – рассказала Анастасия.
«Это не наш дом»
Галина Сёмина показывает квитанции за коммуналку, которую врачи исправно оплачивают
Служебное жильё – это, безусловно, хорошо. Медики приложили много сил, чтобы сделать свои квадратные метры уютными и комфортными, и здесь действительно так. Просторные комнаты, высокие потолки, большие окна, опрятная светлая внутренняя отделка. О том, что здание изначально не планировалось как жилое, говорят разве что планировка и неуклюже расположенные кухни. Среди домочадцев – красивые и упитанные коты и кошки, которые чувствуют себя здесь вольготно и сыто.
Но как у любого другого дома здесь должен быть собственник. Кто бы ни был хозяином дома-призрака, в последние пару десятков лет он от своих обязанностей по содержанию дома явно отлынивает. В итоге жители не имеют на руках ни единого документа, легализующего их проживание в этих квадратных метрах. Дом не состоит на балансе ни у одной управляющей компании, и поставить его на такой баланс некому. Следовательно, что бы ни случилось – прорвало ли трубу, засорилась ли канализация, прохудилась ли крыша – врачи устраняют возникающие ЧП самостоятельно, хотя юридически никакого отношения к объекту не имеют. Медики не могут здесь прописаться, и, например, Зинаида Попова, не имея других возможностей, вынуждена платить за прописку по 12 тысяч рублей в год.
Несмотря на то, что дом «ничейный», квитанции от «Энергосбыта» и «Водоканала» врачи получают исправно. Анастасия Чуйко уже пятый год оплачивает счета, которые приходят на имя давно умерших бывших жильцов квартиры (тоже врачей). Чтобы завести лицевой счёт на ее имя, нужны хоть какие-то документы на жильё, которые никто не может ей выдать.
– Квитанции до сих пор приходят на Коноваловых, которые давно умерли. Я ездила сначала в «Энергосбыт» и в УК «Аллион». Они сказали, что не могут переделать, потому что нет никакого договора о том, что я там проживаю, – рассказала Анастасия. – Я ездила в больницу к Кану (Станислав Александрович, главврач березовской ЦГБ – прим. ред.), чтобы попросить хоть какую-то бумагу, доверенность или ещё что-нибудь. Мне ответили: «Нет, мы не можем этого сделать. Идите в администрацию». Сходила в администрацию, мне там сказали: «Это не наш дом».
Сегодня медики оказались заложниками коммунальных проблем, которые не могут разрешить самостоятельно. В одной из квартир неисправна канализация, зато нет никаких проблем с водой, в трёх других всё наоборот: канализация работает, зато вода из крана бежит тонкой струйкой без напора. С такими параметрами воды не включаются водонагреватели, и нет возможности нормально помыться.
Но сейчас медики рады и тонкой струйке, потому что в середине января у них случилась авария, и вода из крана исчезла вовсе. В то время как в обычных домах люди обращаются за помощью в управляющую компанию, медики пошли искать помощи у чиновников и депутатов. Но на призывы о помощи почему-то активно откликнулись только в местной приёмной депутата Государственной Думы Дмитрия Ионина. Помощники депутата и сами пришли на помощь, и других расшевелили.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы располагается здесь по договору временного пользования, заключенному с муниципалитетом
Как рассказал помощник депутата Ионина Василий Смолин, первым делом они обратились в поселковую администрацию, в местную управляющую компанию, в «Водоканал», к удивлению узнавая, что концов в этой истории нет – дом ничей, на балансе ни у кого не числится. Некоторые по этой причине открыто отказались помогать, чтобы не тратить на ничейный объект собственных сил и средств. Дать ситуации положительный ход смог заместитель главы поселковой администрации Владимир Сунцов.
– Я говорю, вы же приходите лечиться к этим же врачам, детей лечите и не можете помочь даже воду сделать? – возмутилась Анастасия Трясцина из команды депутата Ионина. – И вот они начали шевелиться. В этот же день вызвали «Водоканал», они приехали, вода пошла.
По словам Василия Смолина, до последнего было ощущение, что вода в трубах просто перемёрзла, но специалисты «Водоканала» установили, что сломался вводной кран.
– «Водоканал» навстречу пошёл. Тут, конечно, надо сказать спасибо: они отправили свою бригаду в тот же день через несколько часов, выявили, где поломка, устранять ее не стали, – рассказал Василий. – Надо было поменять кран, но манипуляции провернули, показали, что это из-за него. Вода пошла. Дальше замглавы договорился со своим сантехником о том, что кран они им этот поменяют. Они в субботу всё это дело сделали.
Узнав о том, в каких условиях живут врачи, помощники депутата взялись распутывать клубок абсурдной ситуации, в которой оказались медики. Для начала просто установить собственников здания и основания, на которых предоставлено жильё. Для этого были разосланы депутатские запросы в администрацию города Берёзовского и министерство здравоохранения Свердловской области.
Мы аналогично обратились за комментариями в ЦГБ и администрацию. В первом случае нам ответили, что ЦГБ к этому отношения не имеет и нужно обращаться за вопросами в администрацию.
В мэрии оперативный ответ нам дать не смогли, пообещав разобраться в вопросе к 15 февраля. В итоге мы получили ответ, что хозяин у здания всё-таки есть, и это администрация Берёзовского городского округа.
Ещё один постоялец дома-призрака
По словам заместителя главы города Берёзовского по социальным вопросам Маргариты Дорохиной, медики живут в здании бывшей больницы с тех пор, как оно принадлежало ЦГБ. После передачи его в муниципалитет чиновники неоднократно подступались к решению проблемы, но для того, чтобы официально предоставить помещения медикам, здание должно иметь статус жилого.
– Дом этот нежилой, он не признан жилым. Перевести это здание в жилое не представляется возможным, потому что оно ветхое. Люди заселены давным-давно туда, кого-то, может, и недавно заселяли, не знаю. Они не состояли никогда на учёте (как нуждающиеся в жилье – прим. ред.). Они пришли работать, негде было жить – их заселили. Фактически там проживать они не имеют права. Единственный вариант: мы их оттуда можем выселить и временно поселить на Свободы, 2 (тоже здание бывшей больницы, которое является частью маневренного фонда Берёзовского городского округа – прим. ред.) в свободные помещения для того, чтобы как-то решить их вопросы, чтобы они не остались под открытым небом. Но они к нам с заявлением не обращались, у нас их заявлений на постановку на учёт нет. Мы не знаем, возможно ли поставить их в очередь на сегодняшний день. Вопрос остается открытым.
По словам депутата городской Думы и экс-главврача ЦГБ № 2 в Монетном Николая Киндрася, дом на улице Свободы, 1 до 1980 года был больницей – в нём располагались роддом, рентгенкабинет и физкабинет. После ввода в строй нового трехэтажного корпуса поликлиники помещения в старом здании сразу стали отдавать под жильё медицинским работникам.