С 20 января в Березовском поменялось расписание движения общественного транспорта на межмуниципальных маршрутах (связывающих Екатеринбург с Березовским и посёлками). В частности, согласно изменениям, конечные остановки следования маршрутов перенесены с автостанции на «Институт мозга».
Такое решение принял Минтранс, когда узнал об угрозах руководства автостанции закрыть доступ к объекту для перевозчиков, если те не будут платить ему арендные платежи. Эту ситуацию в экстренном порядке вчера обсудили в Минтрансе с представителями администрации Березовского. Об итогах этой встречи рассказал директор МКУ «Благоустройство и ЖКХ» Игорь Ненашев.
Но для перевозчиков и пассажиров важны и другие изменения расписания, которые будут действовать отныне и, по меньшей мере, до 31 марта, когда будет разыгран конкурс на обслуживание межмуниципальных маршрутов между Березовским и Екатеринбургом. Пятилетние контракты у перевозчиков «АТ-Транс» (обслуживают маршруты 112, 117, 119, 120, 121, 166) и «Крона-М» (маршруты 114, 148 и 150) закончились в конце 2020 года. Автодор продлил эти контракты ещё на три месяца, одновременно существенно изменив расписание движения.
- Посмотрев его, мы как практики поняли, что это расписание нерабочее и что оно всё сделано под 150 маршрут, - рассказала один из руководителей компании-перевозчика «АТ-Транс» Наталия Авилова. - Во-первых, сократили количество единиц техники. То есть было 18 у нас, у «Кроны-М» тоже 18, а стало по 13 машин. Во-вторых, сократили время в пути. Если раньше от автостанции до Восточной 166 маршрут должен был доходить за 1 час 10 минут, то теперь – 1 час 05 минут, а на некоторые и вовсе отводится 53 минуты. Нам не хватало и 1:10, мы просили увеличить время в пути. А сейчас установили дополнительные светофоры по маршруту, вот эти неудобные повороты налево, особенно на Гагарина-Театральная, выпавший снег и другие погодные условия - это всё дополнительное время, минута там, минута здесь.
Перевозчики считают, что новое расписание наделит конкурентными преимуществами маршрут 150, который обслуживает екатеринбургская «Крона-М», по отношению к маршруту 166, который обслуживает местный «АТ-Транс». Первые получили самые выгодные рейсы в часы пик, количество рейсов на единицу транспорта у них выросло с пяти до шести, в то время как у 166 оно, наоборот, сократилось до четырех на один автобус. Таким образом, между автобусами 166 маршрута будут ходить по два-три 150, при этом 150-й теперь ещё больше дублирует 166-й из-за корректировки маршрута (разница сократилась до нескольких остановок от УрФУ (УПИ) до Площади 1905 года). Всё это с большой вероятностью приведёт к обострению конфликтов между экипажами конкурирующих маршрутов.
Вызывают много удивления изменения и по другим маршрутам, следующим из Екатеринбурга в Берёзовский и посёлки.
- 148 маршрут. Мы ждали, что они время увеличат, а они его ещё меньше сделали – 57 минут в одну сторону. Я им говорю, вы что творите? Они отвечают, «Мы по ГЛОНАСС смотрели, вы успеваете». Расписание сделали без всяких норм, - считает перевозчик Сергей Тепляшин. - Это автобус, а не легковая машина – ему надо людей посадить, высадить. И 57 минут заложили в одну сторону! Это нереально! Это небезопасно! Не учли расписание режимных заводов на Уралмаше и Эльмаше. Там такой скандал! У них пропускная система. За 19 лет работы мы выстроили всю эту транспортную доступность. Они ее сейчас порушили всю.
По словам Натальи Авиловой, пострадал и посёлок Молодёжный, который обслуживает 103 маршрут. Ранее его подстраховывал 117 маршрут, который забирал людей с Молодёжного утром и вечером. Теперь в 6:00 забирать людей оттуда некому.
- Маршрут 112 не будет заходить вообще до ключевых остановок (исключены остановки «Больничный городок», «Институт мозга», «Автостанция» - прим ред.), где расположены больницы, где дети из гимназии № 5 и школы № 2 могут уехать? - возмущается Сергей Юрьевич. - Теперь им нужно идти на остановку "Музыкальная школа" или на ул. Спортивную, чтобы сесть на 112 маршрут. Он сейчас не заходит никуда, поворачивает возле ЗАГСа налево и идёт в Старопышминск. Самое интересное, они сделали, что экипаж и обедает тоже в Старопышминске, причём обедает на Еловой в лесу, где обедать нечем. Он должен доехать, там остаться и стоять. А где заправиться автобус должен? Где водителям отдохнуть, покушать нормально?
Раньше водители 112 маршрута во время обеда ездили на заправку, при этом попутно забирая пассажиров в сторону Березовского, и потом обратно тоже пассажиры могли уехать в Старопышминск из Берёзовского. Теперь из схемы движения выпали шесть таких заездов. Сергей Тепляшин считает, что в первую очередь от этого пострадают школьники.
- Мы ждали, что маршруты оптимизируют, потому что в процессе построения расписания – а это работа не одного дня - у нас были звонки, переговоры, мы всё излагали, всю боль рассказывали, все нюансы, которые нужно учесть при составлении нового расписания с учётом пожеланий, - рассказывает Наталия Авилова. - Когда мы составляли расписание, мы руководствовались не просто рентабельностью и нерентабельностью, а в первую очередь желанием пассажиров, чтобы удовлетворить их потребности. На посёлках мы предварительно согласовывали время и с главами, и со школами, и с социальными службами, которые здесь предоставляют услуги. Поэтому, честно говоря, я не вижу здесь интересов населения, здесь сделано всё вразрез.
Перевозчики из «АТ-Транс» говорят, что сами никак не могут повлиять на расписание, вся надежда на администрацию, которая могла бы выступить в интересах жителей. Между тем водители уже высказывают недовольство и грозятся увольнением. Может оказаться так, что ставить на маршрут будет просто некого.