Так получилось, что березовчанин попал в московский парковый комплекс «Зарядье», построенный в самом центре столицы и сразу ставший знаменитым, в начале сентября, в первый день его открытия для широкой публики.
Грандиозность, великолепие и необычайность просто оглушили. Я присел на первой же возвышенности, чтобы осмотреть развернувшуюся передо мной панораму. То же делали вокруг меня многочисленные москвичи и гости столицы. Просто стоять и смотреть было невозможно, что-то внутри тебя требовало впитывать эту появляющуюся перед тобой красоту. Ну, лепота, по-другому не скажешь.
…Когда-то это было тоже мощным местом притяжения людей всех наций, сословий и конфессий. Миллионы людей со всех концов света останавливались в легендарном гостиничном комплексе «Россия», в числе ее гостей неоднократно случалось значиться и мне. Я бродил среди тех, кто искал лишний билетик в концертный зал этой знаменитой гостиницы, и стремглав бежал вниз по ступенькам в культовый кинотеатр «Зарядье», чтобы успеть на фильм Московского международного кинофестиваля.
В коридоре гостиницы можно было увидеть, как, например, знаменитая актриса Людмила Чурсина просит дежурную сказать, в каком номере разместилась ее не менее знаменитая коллега Елена Драпеко. И как многие удивлялся, почему после громких международных мероприятий на ступеньках «России» вместо англичан, американцев, итальянцев и французов тут же появлялись, как грибы после дождя, представители наших закавказских и среднеазиатских республик…
В 1990-е годы сюда приходили зеваки посмотреть вживую на участников телешоу «За стеклом», ставшее предтечей телепроектов «Дом». Для меня, думаю, и для других, это место в Москве последние годы было какой-то непонятной занудной стройкой, обнесенной унылым забором. Глаз замылился, затерся и привык к этому непонятному пространству. Взгляд просто исключал его из городской среды, автоматически переходя на мосты через Москва-реку и высотку на Котельнической набережной. Да сколько здесь еще красот, не считая Кремля!
Не обращая внимания на объявления, что сначала парк будет открыт только для приглашенных, народ и я, в том числе, подходил за два дня до открытия к ограждению и проходам, завидуя счастливчикам, с надеждой, а вдруг… Тщетно. В Москве царил День города, и действовало право пригласительного билета.
Cелфи со стенами Кремля и Гостиным двором. Фото Михаила Лебедева
Припоминаю, когда снесли «Россию» и на площадке, освобожденной от строений, побывало руководство страны и столицы, то в их среде прозвучала мысль: а не оставить ли всё, как есть, то есть ничего не строить, дескать, виды-то какие открылись, душа радуется…
Думаю, что строительно-архитектурная команда при сооружении парка руководствовалась именно этими видами. Не буду перечислять, что там сооружено, это можно найти в интернете. Не в строениях дело. А в том, что мы можем свободно пользоваться этой территорией Москвы, которая не ушла в какое-то закрытое пространство, не зарегламентировалась, воспринимать ее рукотворную и нерукотворную красоту.
А вот здесь главный камень преткновения. Я беспечно бродил по дорожкам и газонам нового парка, радуясь свободному перемещению, и совсем не думал о том, что я могу наступить на какое-то редкое растение или повредить какой-то уникальный травяной покров. Уверен, что об этом же думали тысячи посетителей, пришедших сюда в первый день. На снимках видно, как свободно народ располагается на лужайках, скальных выступах и каменных бордюрах. И это свободное перемещение, в первую очередь, было с радостью воспринято окружающими.
Народ разувался и шлепал по лужайкам, располагался на них кому как заблагорассудится. Не было вокруг никаких предупредительных табличек, охрана и полиция, которых было достаточно, никого не укоряли. У меня сложилось впечатление, что они вообще старались держаться незаметно. Я даже сумел выйти из парка не через официальный проход, а между двумя сетчатыми секциями, которые охранник с готовностью раздвинул передо мной.
Ну, сами подумайте, где еще можно поваляться на травке, чтобы прямо перед тобой красовались башни Московского Кремля? Что тут говорить, вся техника, имевшая глазок фото- и телекамер, все гаджеты в руках посетителей, можно сказать, были раскалены до предела. Народ снимал каждый свой поворот и разворот, ведь ракурсов был несчетно и немеряно. Чего стоит только V-образная эстакада, выходящая почти из центра парка прямо на Москву-реку. По ней шел сплошной людской поток, в который я поспешил влиться, без этого «паломничества» просто нельзя было уйти. Строения, которые разместились на территории «Зарядья», не были полностью открыты, и люди, зайдя лишь, чтобы «отметиться», шли на волю, здесь было интереснее. Здесь были широта, простор, приволье. Вот так, наверное, в старину недалеко от стен Кремля гулял в праздники народ.
Вечером этого дня я уезжал из Москвы, и времени вдоволь побродить по замечательному парку, конечно, не было. О чем я очень сожалел. Уже слыша и читая комментарии об открытии парка «Зарядье», понял, что невольно стал соучастником повреждения уникальной парковой растительности. По травке гулял? Гулял… В вандализме точно не участвовал. На стеклянную крышу булыжники не бросал. Я-то думал, что верхолазы, попавшие в мой объектив, просто продолжают свою работу, прерванную праздником. А они устраняли последствия неясной «бомбардировки», стеклянная крыша была повреждена с усилием в 300 килограммов, как определили эксперты. Кому-то не понравилась эта красота. Но уж точно не воронам, которые вскоре забросали камнями Ельцин Центр в Екатеринбурге.
Ну, что сказать? Всё-таки «Зарядье» – не ботанический сад и не дендрарий. И устроители, и посетители здесь оказались на одной волне. Народ однозначно понял, что это место для вольного гуляния, именно для босоногого променада и валяния на травке. Организаторы парка поэтому и никаких охранительных надписей и не делали. Думаю, наоборот, сознательно предоставили гуляющим полную свободу, чтобы понять алгоритм сохранения здешних красот. Сделать так, чтобы была гармония людского отдохновения и сохранения паркового обустройства. Поэтому, наверное, не было и армии волонтеров в этот день, которые тучно толпились у входа в предыдущие праздничные дни, дополнительно «озеленяя» территорию своими яркими жилетами. Никто никому не докучал ни пояснениями, ни разъяснениями, ни нравоучениями. На мой взгляд, мудро поступили.
В 1830 году в газете «Московский телеграф» была напечатана статья «Письма о Москве», упоминавшая, что «в Москве есть точка, с которой панорама Москвы расстилается в живых образах». Исследователи творчества Михаила Лермонтова полагают, что он был знаком с этой статьей, поскольку его «Панорама Москвы» начинается с этой же точки – колокольни «Иван Великий». «Зарядье» намного ниже знаменитого памятника, который расположился неподалеку за стеной Кремля, но и здесь столица расстилается своими образами. Согласен с Михаилом Юрьевичем: «Кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча…»
Читайте также:
Путешествие по Монте-Карло: как делают ставки в казино Монако