Культура

Шесть причин нелюбви. Почему дети в Берёзовском бросают занятия в музыкальной школе?

На уроке сольфеджио к педагогу Ирине Русских собираются ребята из четвертых классов разных музыкальных направлений школы искусств № 1. На фото за партой: гитарист Слава Гарифуллин и пианист Тимур Галиакберов
На уроке сольфеджио к педагогу Ирине Русских собираются ребята из четвертых классов разных музыкальных направлений школы искусств № 1. На фото за партой: гитарист Слава Гарифуллин и пианист Тимур Галиакберов
Фото: © Валентина Завойская

Горячие споры развернулись между педагогами двух школ искусств Берёзовского в попытке найти причину, почему же в один прекрасный момент дети перестают ходить к ним на занятия. Педагог по классу фортепиано школы искусств № 1 Вера Михалицына предложила своим коллегам обсудить насущную тему на круглом столе «Десять причин, почему дети уходят из музыкальной школы». Важной проблемой это сочли далеко не все её коллеги, тем не менее, на встречу пришли 15 педагогов из обеих школ.

После доклада Веры Ивановны собравшиеся перешли к обсуждению – что же могло стать причиной в том или ином случае ухода ребёнка из школы искусств? В споре выяснилось, что десятка таких причин не набирается – их, по догадкам преподавателей, оказалось меньше.

– Сначала говорили, что все это знают, а я сказала, что знать и озвучить или услышать – это две вещи несопоставимые, – делится своими впечатлениями Вера Михалицына, которая была готова к бурной реакции коллег. – Сегмент детской школы останется неизменным – развитие ребенку нужно всегда, развитие он получает колоссальное.

Вполне ожидаемо, в первую очередь, вспомнили об эпохе (причина № 1). Время шагает вперёд, приоритеты в жизни людей сменяют друг друга. Но эта точка зрения большого отклика среди музыкантов не вызвала – ведь списать всё на время очень легко, необходимо искать какой-то более конструктивный подход. Время не стоит на месте, и единственный выход – это искать новые формы работы, которые бы соответствовали эпохе.

Всё начинается с родителей

Кто-то из педагогов предположил, что большая часть вины за отказ ребёнка заниматься музыкой лежит на его родителях (причина № 2). Такая точка зрения была обоснована тем, что у нынешних родителей потребительское отношение к жизни, что их не устраивает сложившаяся в школе система, что они попросту обленились. Конечно, роль родителей, особенно в первый год занятий музыкой, самая важная. Первоочередная задача пап и мам, ребёнок которых начал обучаться игре на музыкальном инструменте, – приобрести этот инструмент. К счастью, наш век позволяет сделать это, порой, безвозмездно – в интернете на сайтах объявлений многие предлагают забрать то же фортепиано задаром, «лишь бы увезли».

Если на занятиях у ребёнка поначалу возникают трудности, родителям необходимо давать моральный стимул для продолжения учебы. Например, предложить своему чаду сыграть на инструменте любимой бабушке на 8 Марта или на школьной ёлке исполнить «В лесу родилась ёлочка». Но стимул этот не должен быть слишком напористым – во всем нужна мера.

Отдавая детей в музыкальную школу, стоит больше внимания обратить на то, что ему обязательно нужна поддержка. Даже если вы сами не занимаетесь музыкой, ничто не мешает вам сесть рядом со своим ребенком и послушать его игру.

Музыка для математики

Польза музыки для человека доказывалась учёными неоднократно. Благодаря тому, что часть мозга, которая более всего задействована при занятиях музыкой, отвечает за понимание слов и за развитие математических способностей, в общеобразовательной школе ребёнку уроки математики будут даваться значительно легче. К тому же, музыка улучшает память, внимание – психические процессы, которые необходимы любому человеку в независимости от того, собирается ли он быть музыкантом.

Все занятия скажутся на дальнейшей жизни ребёнка, как и школьные уроки – правильно поставленные голос и слух помогут чувствовать себя уверенно, например, в классе новой школы, в новом коллективе вуза, на новой работе, ведь они останутся с ребенком навсегда. Стоит отметить, что занятия в музыкальной школе – это не только усердная работа с инструментом, не только заучивания на теоретических предметах, но и выступления на публике. Первое время это многим даётся с трудом. Но постепенно каждый находит для себя выход – кто-то представляет, что он играет в одиночестве, кто-то начинает усерднее отрабатывать материал.

Когда ребёнок приходит заниматься, например, вокалом или гитарой, он вряд ли ожидает, что ему предстоит ещё и учиться игре на фортепиано. Дополнительные предметы часто сбивают с намеченного пути (причина № 3), но и тут можно найти выход – найти что-то интересное в нелюбимом деле, увлечься им.

Заинтересовать репертуаром

Большую роль в нынешней жизни играют мультимедиа, в целом меняется формат творчества. Кардинально подход к дополнительному образованию, хореографии и музыке изменить практически невозможно – «ставить руки» приходится всё равно по классической системе, со времён Моцарта мало что изменилось. Но тут-то и кроется одна из важнейших задач педагога – заинтересовать ребёнка репертуаром, играть то, что ему нравится. Проблематично, что на том, что нравится, многому не научишься. Получить крепкие базовые знания можно только при изучении таких классиков, как Моцарт, Бах.

– Опять же, это работа нас, педагогов – заинтересовать ребенка классикой, своим исполнением, своим вдохновением. Нужно уходить от консервативности, – делится Ирина Русских, педагог школы искусств № 1, руководитель детского музыкального театра «Чародеи».

Взрослое решение ребёнка

Справиться с двойной, а то и тройной нагрузкой детям не так-то просто – тут и школьные домашние задания, и мероприятия, и репетиции, и задания педагогов музыкальной школы, да ещё внеклассные уроки, занятия с репетиторами. Как признаются сами ребята, заниматься музыкой им иногда мешает элементарная нехватка времени (причина № 4) – приходится заставлять себя садиться за инструмент.

При такой колоссальной нагрузке, конечно, необходимо, чтобы между ребёнком и его основным педагогом в школе искусств были доверительные отношения, взаимопонимание. Немногие из ребят, занимающихся в музыкальной школе, могут похвастаться тем, что им нравятся все наставники. Случается и так, что у детей вовсе не складываются отношения с преподавателем (причина № 5). Решить эту проблему, к счастью или к сожалению, могут только сами школьники – взрослого человека старой закалки переучить практически невозможно. При желании остаться в своем классе надо набраться храбрости и терпения и найти подход к учителю – такой совет дают четвероклассники театральной студии «Чародеи». Иначе выбор невелик – либо переходить в другой класс, либо бросать занятия.

На круглом столе педагогов прозвучала мысль, что проблема коренится и в самих детях. Наличие компьютеров и планшетов делает нынешнее поколение ленивым (причина № 6). В занятиях же музыкой лени не место – это систематический и усердный труд. Но из проблемы это может стать и уроком – постепенно ребёнок учится концентрировать своё внимание, сосредотачиваться, работать. Конечно, не всегда легко заставить себя что-то сделать, но кроме как на практике музыке или танцам не научишься.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22